МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и содержанию деятельности учителя-
дефектолога в общеобразовательной организации
1
Аннотация: Методические рекомендации предназначены для учителей- дефектологов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального, основного общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рассматриваются организационные вопросы деятельности учителя- дефектолога: нормативно-правовые документы, требования к ведению документации, проведению дефектологического обследования и разработке рабочих программ.
2
Повышение качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), достижение образовательных результатов напрямую зависит от правильно организованного психолого-педагогического сопровождения, которое организуется и реализуется через выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности специалистов, направленную на создание условий для организации образовательной среды (пространства) и достижения образовательного результата обучающимся с ОВЗ. Учитель-дефектолог - это один из ведущих специалистов сопровождения, который выполняет функции связующего звена психолого-педагогического сопровождения, реализует диагностические, коррекционные и просветительские задачи.
Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют нормативно-правовую базу деятельности учителя-дефектолога. Значимым событием для сообщества учителей-дефектологов стал приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 № 73027), в котором представлены трудовые действия, функции, определённые для учителей- дефектологов при работе с детьми разных нозологических групп.
В соответствии с данным приказом учителю-дефектологу предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, к трудовым действиям, куда включены в том числе, отбор и использование в организации работы методов коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся, программно-методических и учебно-дидактических материалов в соответствии с потребностями детей, а также требования, предъявляемые к необходимым знаниям и умениям.
Введение федеральных адаптированных образовательных программ также требует изменений в профессиональной деятельности учителя- дефектолога. Наряду с тем, что меняется законодательство в области образования обучающихся с ОВЗ, недостаточно разработаны нормативноправовые документы, регламентирующие организационные аспекты деятельности учителя-дефектолога общеобразовательных организаций. Учителя-дефектологи испытывают затруднения в составлении единой рабочей документации. В связи с этим целью данных методических рекомендаций является систематизация организационного и психолого-педагогического обеспечения деятельности учителя-дефектолога.
В своей работе учитель-дефектолог общеобразовательной организации руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
3
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ 29 декабря 2012 года;
Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
Приказ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2021г., регистрационный № 63180);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, от 11.12.2020 № 712);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 № 64100);
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712);
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74229) (ФОП НОО);
федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74223) (ФОП ООО);
4
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП НОО ОВЗ);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП ООО ОВЗ);
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 № 71930) (ФАООП УО);
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2023 г. № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2023 г., регистрационный № 73027);
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
5
Распоряжение Минпросвещения России от 6.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
В связи с тем, что на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не разработано примерное Положение об оказании дефектологической помощи, где были бы представлены образцы рабочей документации, образовательная организация самостоятельно разрабатывает локальный акт, регламентирующий деятельность учителя-дефектолога.
Это может быть:
Положение о работе учителя-дефектолога;
Положение о дефектологической службе. Далее Положение.
В данных Положениях могут раскрываются организационные и содержательные аспекты деятельности учителя-дефектолога в конкретной образовательной организации, исходя из специфики её функционирования и режима работы.
Положение может содержать следующие разделы:
Общие положения.
Цель деятельности учителя-дефектолога.
Задачи деятельности учителя-дефектолога.
Направления деятельности учителя-дефектолога.
Организация деятельности работы учителя-дефектолога.
Руководство деятельностью учителя-дефектолога.
Документация учителя-дефектолога.
В разделе «Общие положения» даётся описание категории обучающихся, с которыми работает учитель-дефектолог, и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специалиста.
Во втором разделе определяется цель деятельности учителя-дефектолога, которая может быть сформулирована в соответствии с обобщённой трудовой функцией профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» и должностной инструкцией специалиста. Например: коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.
В третьем разделе формулируются задачи деятельности учителя- дефектолога, которые могут определяться, исходя из трудовых действий,
6
содержащихся в профессиональном стандарте «Педагог-дефектолог» и должностной инструкции специалиста. Например:
выявление обучающихся с риском развития темповых нарушений познавательной деятельности для определения путей компенсации;
планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития с учётом возраста, индивидуальных особенностей;
разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития;
проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков, с обучающимися с задержкой психического развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы;
контроль и оценка достижений обучающихся с задержкой психического развития с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы. И т.д.
В четвертом разделе раскрываются направления деятельности учителя- дефектолога в соответствии с требованиями к программе коррекционной работы ФАОП НОО и ФАОП ООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
диагностическое направление;
коррекционно-развивающее направление;
консультативное направление;
информационно-просветительское направление.
Пятый раздел определяет порядок оказания дефектологической помощи обучающимся в конкретной образовательной организации, исходя из организационных условий её деятельности:
Основной формой организации работы учителя-дефектолога являются
индивидуальные и групповые занятия (программа коррекционной работы ФАОП). В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.
7
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность»: продолжительность рабочего времени (норма часов
педагогической работы за ставку заработной платы) для учителей-дефектологов устанавливается 20 часов в неделю. 18 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми, что включает в себя проводимые занятия и короткие перерывы между ними. Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога, может использоваться для проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др. Два часа отводятся на иную деятельность, включая консультирование, ведение документации и пр.
Периодичность коррекционных занятий устанавливается учебным
планом АООП образовательной организации, а также может быть определена решением школьного психолого-педагогического консилиума. Продолжительность дефектологических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном) и 1 классах - групповое занятие до 40 мин, индивидуальное - до 20 мин.
во 2 - 11(12) классах - групповое занятие 40-45 мин, индивидуальное - 20-45 мин.
дефектологической диагностики.
Устанавливается в соответствии с программой коррекционной работы АООП образовательной организации. Дефектологическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, положительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное диагностическое мероприятие подразумевает проведение дефектологического обследования обучающихся:
8
по запросу педагогических работников;
углублённое обследование обучающихся, имеющих заключения ПМПК и получающих дефектологическую помощь с целью разработки индивидуального плана коррекционно-развивающей работы / программа.
На основании сравнения данных, полученных в результате входной и контрольной диагностики, проводится мониторинг динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП.
Рекомендуемая предельная наполняемость группы обучающихся из расчёта на одну штатную единицу должности учителя-дефектолога.
Согласно п. 39 приказа № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице учителя- дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с заключениями ПМПК).
Для обучающиеся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и имеющих заключение психологопедагогического консилиума (ППк) рекомендуемая наполняемость не менее 25 человек. (Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».)
Шестой раздел определяет административного работника, который непосредственно руководит и контролирует деятельность учителя-дефектолога.
Седьмой раздел содержит перечень документации, которую ведёт учитель-дефектолог. Примерный список документации учителя-дефектолога может содержать:
Положение о работе учителя-дефектолога;
Должностная инструкция учителя-дефектолога (приложение 1);
Рабочая программа учителя-дефектолога;
Г одовой план работы учителя-дефектолога (приложение 2);
Протоколы дефектологического обследования (приложение 3);
Г рафик работы учителя-дефектолога (приложение 4);
Расписание коррекционных занятий, утверждённое директором
(приложение 5);
9
Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем- дефектологом (приложение 6);
Журнал посещаемости занятий. Может вестись в журналах коррекционно-развивающих занятий (приложение 7)
Журнал учёта диагностической работы (приложение 8)
Журнал консультаций (приложение 9)
Г одовой отчёт учителя-дефектолога (приложение 10)
Образовательная организация самостоятельно определяет, какую
документацию и в какой форме необходимо вести учителю-дефектологу и утверждает в Положении.
Учитель-дефектолог разрабатывает рабочие программы коррекционных курсов на каждую нозологическую группу на определённый уровень образования в соответствии с учебным планом АООП образовательной организации, например:
рабочая программа коррекционного курса «Коррекционноразвивающие занятия (дефектологические)» для обучающихся с ЗПР 1 -4 классы (вариант 7.2.);
рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» для обучающихся с ЗПР 5-9 класс(ы) (вариант 7);
рабочая программа коррекционного курса «Социально бытовая ориентировка» для обучающихся с РАС 1 - 4 классы (вариант 8.2.)
рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» для обучающихся с РАС 5-9 класс(ы) (вариант 8.2.)
Структура рабочей программы учителя-дефектолога должна соответствовать ФАОП НОО, ФАОП ООО и содержать:
пояснительную записку;
общую характеристику коррекционного курса;
цели и задачи изучения коррекционного курса;
место коррекционного курса в учебном плане;
основные содержательные линии коррекционного курса;
содержание коррекционного курса (по годам обучения);
планируемые результаты освоения коррекционного курса;
тематическое планирование.
На каждого обучающегося учитель-дефектолог составляет индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который вносится в Карту развития обучающегося (Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психологопедагогическом консилиуме образовательной организации»).
10
В процессе дефектологической диагностики используются диагностические методики и материалы мониторинга, подбираемые каждым педагогическим работником в соответствии с нозологической группой обучающихся. В качестве диагностических материалов могут быть использованы следующие пособия:
Абрамова А.Ю. «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций ребёнка»;
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей»;
• Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико
нейропсихологическая диагностика);
Медведева А. «Материал для проведения комплексного нейродефектологического исследования младших классов (1 - 4 классы)»;
Радченкова С.А. «Диагностический материал для обследования обучающихся 1 - 4 классов»;
Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка»;
Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте».
Форма протокола дефектологического обследования утверждается Положением. В приложении № 3 представлен примерный протокол
дефектологического обследования, составленный на основе диагностической методики Волковской Т.Н. (модификация методик Усановой О.Н. и Марковской И.Ф.). Данная структура протокола может быть использована с 1 по 9 класс. Для каждого класса необходимо подобрать диагностический материал в соответствии возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся.
Для мониторинга динамики развития обучающихся может быть использована 5-балльная шкала, так как при оценивании результатов освоения программы коррекционной работы ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП ООО рекомендует применять уровневую шкалу, например: 3 балла - значительная динамика, 2 балла - удовлетворительная динамика, 1 балл - незначительная динамика, 0 баллов - отсутствие динамики. Разница количественных показателей результатов дефектологической диагностики в начале и конце учебного года будет отражать динамику развития обучающегося.
На основании результатов, полученных в ходе обследования, учитель- дефектолог формулирует заключение и рекомендации для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
11
В заключении указывается основная проблема обучающегося, связанная с освоением образовательной программы, и преимущественные нарушения в структуре дефекта, которые привели к её возникновению. Например:
специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности;
специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные незрелостью эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
недостаточная сформированность учебных навыков вследствие низкого уровня мыслительных операций.
Рекомендации определяют основные направления коррекционной работы и должны соответствовать заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Можно выделить следующие направления коррекционноразвивающей работы (Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условия системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. - 2007. - №2.):
сенсорное и сенсомоторное развитие;
формирование пространственно-временных представлений;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале;
восполнение образовательных дефицитов по учебным предметам на основе индивидуальных приёмов формирования учебных навыков.
нормализация ведущей деятельности возраста (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты).
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, при организации дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и обучающихся с трудностями в обучении образовательная организация в соответствии с законодательными актами РФ, требованиями профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», методическими рекомендациями самостоятельно разрабатывает:
12
локальные акты, регламентирующие деятельность учителя- дефектолога;
диагностические материалы для проведения дефектологического обследования;
программное обеспечение коррекционно-образовательного процесса обучающихся с ОВЗ;
штатное расписание, обеспечивающее психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, ППк.
Рекомендуемая литература:
Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 32-40.
Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. [Текст] - М.: Школьная пресса, 2008. 112 с.
Гладкая В.В. Карта психолого-педагогического обследования учащихся с трудностями в обучении [Текст]: Минск: АПО, 2009, - 70 с.
Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении [Текст]: Изд. «Речь», Минск, 2023. 2-е изд. - 115 с.
Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.
Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе [Текст]: (практические материалы) / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47-54.
Жеребор Ю. В. Журнал учёта работы учителя-дефектолога [Текст]: Издательство: Учитель, Москва, 112 с.
Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клиниконейропсихологическая диагностика). - М.: Изд. н/о «Компес-центр», 1993, - 193 с.
Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст]/ А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 6. - С. 22-32
13
Радченкова С.А. Могу учиться. Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ, 1 - 4 классы. [Текст]: Изд. «Центр развития человека «Успешный человек будущего», Москва, 2018.
Холодова О. Юным умницам и умникам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради 1 - 4 классы. [Текст]: Изд. «РОСТ», Москва, 2007.
Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д., Дети с ЗПР в общеобразовательной школе. Книга №1. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып.4) [Текст]: Издательство «Школьная пресса», Москва, 2005, - 96 с.
Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения, 1-4 классы. [Текст]: Изд. «ЭКЗАМЕН», Москва, 2018.
14
Приложение 1
(наименование организации) УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
(наименование должности)
00.0000 N 000
(подпись) (инициалы, фамилия) учителя-дефектолога
00.00.0000
Общие положения
Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
На должность учителя- дефектолога принимается лицо:
имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;
не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
не имеющее (не имевшее) судимость, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
не имеющее неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитель- дефектолог должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию;
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
15
методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии (обучающихся/воспитанников);
нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;
новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
теорию и методы управления образовательными системами;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с (обучающимися/воспитанниками) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, социологии;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
основы трудового законодательства;
Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности;
Учитель- дефектолог в своей деятельности руководствуется:
(наименование образовательного учреждения)
(иными актами и документами, непосредственно связанными с трудовой функцией учителя-дефектолога)
Учитель- дефектолог подчиняется непосредственно
(наименование должности руководителя)
В период отсутствия учителя-дефектолога (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
Учитель-дефектолог относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н)
.
Функции
Проведение работы по коррекции недостатков в развитии у детей.
Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Должностные обязанности
Учитель- дефектолог исполняет следующие обязанности:
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у с нарушениями в
16
(обучающихся/воспитанников)
развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях, создаваемых для
(обучающихся/воспитанников)
с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).
Осуществляет обследование , определяет
(обучающихся/воспитанников)
структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния
(обучающихся/воспитанников)
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
Реализует образовательные программы.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности с целью создания условий для
(обучающихся/воспитанников)
обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки
(обучающихся/воспитанников)
соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Соблюдает права и свободы .
(обучающихся/воспитанников)
Обеспечивает охрану жизни и здоровья
(обучающихся/воспитанников)
в период образовательного процесса.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
.
17
(иные обязанности)
Права
Учитель- дефектолог имеет право:
Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательного учреждения.
По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.
Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.
Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.
.
(иные права)
Ответственность
Учитель- дефектолог привлекается к ответственности:
за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
за нарушение Устава (Положения) образовательного учреждения;
за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных
с физическим и (или) психическим насилием над личностью ;
(обучающегося/ воспитанника)
за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
за причинение ущерба образовательному учреждению - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
.
Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики должности "Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н),
(реквизиты иных актов и документов)
Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,
хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3.
18
№ | Содержание работы | Цель | Срок |
Диагностическое направление |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
Коррекционно-развивающее направление |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
Консультативное направление |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
Информационно-просветительское направление |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
подпись
/ФИО специалиста/
19
№ | Задания | 1 класс |
н | к |
1. | ЗАПАС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ | | |
1.1. | Ответь на вопросы: Назови фамилию и имя. Когда у тебя день Рождения? Сколько тебе лет? Сколько тебе лет будет через год? Сколько тебе лет будет через два года? Как зовут твоих родителей? Кем работают твои родители? В каком городе ты живешь? Назови свой домашний адрес. Каких животных ты знаешь? Каких птиц? Кто больше: корова или коза? Кто меньше: птица или муха? Чем отличается кукла от человека? | | |
5 баллов - правильные и развёрнутые ответы. 4 балла -справляется, но делает небольшие ошибки, исправляет самостоятельно 3 балла - справляется с заданием с использованием с наводящих вопросов. 2 балла - задания выполняются с ошибками. 1 балл - не справляется ни с какими заданиями. |
Вывод: преставления об окружающем мир: соответствуют возрасту/ниже возрастной нормы |
2. | ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА | | |
2.1 | Узнавание наложенных изображений Инструкция «Какие картинки здесь спрятаны?» | | |
2.2. | Узнавание перечёркнутых изображений Инструкция «Что зачеркнул художник?» | | |
2.3. | Узнавание недорисованных изображений Инструкция «Что не дорисовал художник?» | | |
5 баллов - все ответы правильные. 4 балла - правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении перечеркнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами. 3 балла - самостоятельно справляется только с более легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки. 2 балла - и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками. |
20
1 балл - не справляется ни с какими заданиями. |
Вывод: зрительное восприятие: без особенностей/ нарушено |
3. | ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ГНОЗИСА | | |
3.1. | Различение ритмических последовательностей на слух. Ритмы задаются по следующей схеме: //;///;////;//; ...//; //... Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я стучу», «Сколько сильных ударов, сколько слабых?» | | |
3.2. | Повторение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: // - ///; /// - // - ///; / - /// - // Инструкция: «Послушай и повтори столько раз, сколько раз я стучу» | | |
5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоятельно. 4 балла - правильные ответы только при замедленном предъявлении задания. 3 балла - правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм. 2 балл - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора. 1 балл - все ответы неправильные. |
Вывод: слуховое восприятие: без особенностей/ нарушено |
4. | ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ | | |
4.1 | Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего. | | |
Инструкция: «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи свой левый (правый) глаз. Покажи правый глаз и левое ухо на другом человеке» |
4.2. | Ориентировка на листе бумаги. Инструкция: покажи середину листа покажи верх листа покажи низ листа | | |
4.3. | Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное | | |
взаиморасположение объектов |
Инструкция: «Покажи, где бочка находится на ящике. Где ящик находится за бочкой. Где ящик находится в бочке» и т.п. |
5 баллов - задания выполняются правильно. 4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно. 3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого. 2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого. 1 балл - задания не выполняются. |
Вывод: пространственное восприятие: сформировано/ в стадии формирования/нарушено |
5. | ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | | |
5.1 | Части суток. Какое сейчас время суток? Что бывает раньше: обед или ужин? | | |
5.2 | Времена года Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? | | |
21
| | Лес | Хлеб | Окно | Стул | Вода | Конь | Гриб | Игла | Мед | Огонь | привне сения |
| 1 | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | | |
22
Конец года | | Лес | Хлеб | Окно | Стул | Вода | Конь | Гриб | Игла | Мед | Огонь | привне сения |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
Чрез 30 мин. | | | | | | | | | | | |
7.2.
Зрительная память
Инструкция. «Внимательно посмотри на рисунок и ответь на вопросы»
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл - задания не выполняются.
Вывод: память: соответствует возрасту/ниже возрастной нормы/выраженная несформированность
8.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
8.1
Исключение предметов. «4-й лишний»
Инструкция: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать
одним словом, а одна лишняя. Какая? Как можно назвать остальные картинки одним
словом?
8.2
Установление последовательности событий.
Серия картин.
Инструкция: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все
закончилось. Составь рассказ.
8.3.
Подбор аналогий.
Инструкция: «Подбери картинку по аналогии с предложенным примером»
8.4.
Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок
Инструкция: «Объясни, как ты понимаешь пословицы и поговорки»
5 баллов - задание выполняется правильно, самостоятельно.
4 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания. 3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого.
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл - задания не выполняются.
23
Вывод: мыслительные операции: сформированы/в стадии формирования/ нарушены |
9. | СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ | | |
9.1. | Чтение | | |
9.2. | Письмо | | |
9.3. | Математика | | |
5 баллов - самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы 4 балла - выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания. 3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого. 2 балла - выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого 1 балл - ребенок не справляется с заданием даже после обучения |
Вывод: учебный материал усвоен: в полном объёме/фрагментарно/стойкое отставание |
10. | ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В СИТУАЦИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ |
10.1. | Контактность: в контакт вступает (очень) легко/трудно/не вступает; сам рассказывает о себе/ только отвечает/молчит/ постоянно ищет поддержку |
10.2. | Поведение: без особенностей/импульсивен/двигательно расторможен/скован |
10.3. | Эмоциональная сфера: спокоен/ возбуждён/ тревожен/агрессивен/ замкнут |
10.4. | Темп работы: высокий/ средний/ низкий/ нестабильность/ истощаемость |
10.5. | Работоспособность: высокая/ средняя/ низкая/ истощаемость |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Дата обследования
ФИО специалиста
24
Дни недели | Время | Количество часов |
Понедельник | 13.00 - 17.00 | 4 |
Вторник | 13.00 - 17.00 | 4 |
Среда | 13.00 - 17.00 | 4 |
Четверг | 13.00 - 17.00 | 4 |
Пятница | 13.00 - 17.00 | 4 |
Всего: | | 20 |
01.09.2023
подпись
/ФИО специалиста/
25
День недели | Время | Форма коррекционно-развивающих занятий | Класс |
Понедельник | 13.00 - 13.40 | Подгрупповое занятие (1 п/гр) | 1 «А» |
13.40 - 14.20 | Подгрупповое занятие (2 п/гр) | 1 «А» |
14.20 - 14.50 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 6 «А» |
15.00 - 15.30 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 5 «Б» |
15.40 - 16.10 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 5 «А» |
16.20 - 17.00 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 5 «Б» |
Вторник | 13.00 - 13.40 | Подгрупповое занятие (1 п/гр) | 1 «Б» |
13.40 - 14.20 | Подгрупповое занятие (2 п/гр) | 1 «Б» |
14.20 - 14.50 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 8 «В» |
15.00 - 15.40 | Консультации, работа с документами | |
15.40 - 16.10 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 6 «А» |
16.20 - 17.00 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 6 «Б» |
Среда | 13.00 - 13.40 | Подгрупповое занятие (1 п/гр) | 1 «А» |
13.40 - 14.20 | Подгрупповое занятие (2 п/гр) | 1 «А» |
14.20 - 14.50 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 7 «А» |
15.00 - 15.40 | Консультации, работа с документами | |
15.40 - 16.10 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 8 «Б» |
16.20 - 17.00 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 8 «В» |
Четверг | 13.00 - 13.40 | Подгрупповое занятие (1 п/гр) | 1 «Б» |
13.40 - 14.20 | Подгрупповое занятие (2 п/гр) | 1 «Б» |
14.20 - 14.50 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 3 «А» |
15.00 - 15.40 | Консультации, работа с документами | |
15.40 - 16.10 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 8 «А» |
16.20 - 17.00 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 8 «Б» |
Пятница | 13.00 - 13.30 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 1 «Б» |
13.40 - 14.10 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 4 «А» |
14.20 - 14.50 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 8 «В» |
15.00 - 15.40 | Консультации, работа с документами | |
15.40 - 16.10 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 9 «А» |
16.20 - 17.00 | Индивидуальное занятие Ф.И. | 9 «Б» |
26
№ | Фамилия, имя, отчество | Класс | Форма коррекционной работы |
п/ | обучающегося | | (индивидуальная, групповая) |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
16 | | | |
17 | | | |
27
Всего обучающихся
28
Ф.И.О. обучающегося | Дата | Тема | Примечания |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
29
№ п/п | Дата | Фамилия, имя, отчество обучающегося | Класс/ программа | Вид диагностики (входная, промежуточная, контрольная, внешний запрос) | Рекомендации по дальнейшей работе (зачислить в группу, продолжить работу, сменить программу сопровождения, выпустить и т. д.) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
30
№ | Дата | Консультируемый | Тема |
Ф.И.О. | Статус |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
31
1. Образование |
Г од окончания учебного заведения, полное название учебного заведения, серия, номер диплома | |
Специальность по диплому | |
Квалификация по диплому | |
2. Стаж |
Общий | |
Педагогический | |
Специальный (стаж работы в должности учителя- дефектолога) | |
Стаж работы в данном образовательном учреждении, дата начала работы | |
3. Квалификационная категория, дата аттестации | |
4. Курсы повышения квалификации |
Образовательное учреждение (МИОО, МГПУ, др.), тема (программа) курсовой подготовки, количество часов | |
Образовательное учреждение (МИОО, МГПУ, др.), тема (программа) курсовой подготовки, количество часов | |
32
Выявленные проблемы | 1 «а» (1 об.) | 1 «б» (12 об.) | 2 «а» (2 об.) | 2 «б» (2 об.) | • • • | • • • | • • • | • • • | • • • |
Сниженный запас общих сведений и представлений | | | | | | | | | |
Сенсорное и сенсомоторное развитие | | | | | | | | | |
Формирование пространственн о-временных представлений | | | | | | | | | |
Нарушение восприятия: | | | | | | | | | |
Нарушение праксиса | | | | | | | | | |
Нарушение памяти | | | | | | | | | |
Нарушение мыслительной деятельности | | | | | | | | | |
II. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
33
Классы | Значительная динамика (3 б.) | Удовлетворите льная динамика (2 б.) | Незначительна я динамика (1 б.) | Отсутствие динамики (0 б.) |
1 «а» | | | | |
1 «б» | | | | |
2 «а» | | | | |
2 «б» | | | | |
| | | | |
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (оказание помощи педагогам и родителям; наличие разработанных рекомендаций родителям и педагогам (общих и частных) в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; проведение индивидуальных консультаций; тематических родительских собраний). Виды работ | Количество |
Консультации родителей | |
Родительские собрания | |
Консультации педагогов | |
Консультации обучающихся | |
Другое | |
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Осветить методическую тему (тему самообразования), что сделано по методической теме; подготовленные публикации, статьи, методические пособия и пр.; выступления на методических объединениях, педагогических советах, конференциях, семинарах и пр.; проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий и т.п.; участие в профессиональных конкурсах;
34
№ | Название мероприятия | Дата | Форма участия (организация, участие, выступление) | Документ |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | |
4.2Публикации Наименование (статья, пособие, др.) | Название | Где опубликовано (выходные данные) |
| | |
| | |
| | |
4.5. Курсы повышения квалификации:
Подпись учителя-дефектолога
35