СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности учителя- дефектолога в общеобразовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке подробно описана документация, которую должен вести учитель-дефектолог в ОО с Приложениями.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности учителя- дефектолога в общеобразовательной организации»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и содержанию деятельности учителя-
дефектолога в общеобразовательной организации


1


Аннотация: Методические рекомендации предназначены для учителей- дефектологов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального, основного общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рассматриваются организационные вопросы деятельности учителя- дефектолога: нормативно-правовые документы, требования к ведению документации, проведению дефектологического обследования и разработке рабочих программ.

2


Повышение качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), достижение образовательных результатов напрямую зависит от правильно организованного психолого-педагогического сопровождения, которое организуется и реализуется через выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности специалистов, направленную на создание условий для организации образовательной среды (пространства) и достижения образовательного результата обучающимся с ОВЗ. Учитель-дефектолог - это один из ведущих специалистов сопровождения, который выполняет функции связующего звена психолого-педагогического сопровождения, реализует диагностические, коррекционные и просветительские задачи.

Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют нормативно-правовую базу деятельности учителя-дефектолога. Значимым событием для сообщества учителей-дефектологов стал приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 № 73027), в котором представлены трудовые действия, функции, определённые для учителей- дефектологов при работе с детьми разных нозологических групп.

В соответствии с данным приказом учителю-дефектологу предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, к трудовым действиям, куда включены в том числе, отбор и использование в организации работы методов коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся, программно-методических и учебно-дидактических материалов в соответствии с потребностями детей, а также требования, предъявляемые к необходимым знаниям и умениям.

Введение федеральных адаптированных образовательных программ также требует изменений в профессиональной деятельности учителя- дефектолога. Наряду с тем, что меняется законодательство в области образования обучающихся с ОВЗ, недостаточно разработаны нормативно­правовые документы, регламентирующие организационные аспекты деятельности учителя-дефектолога общеобразовательных организаций. Учителя-дефектологи испытывают затруднения в составлении единой рабочей документации. В связи с этим целью данных методических рекомендаций является систематизация организационного и психолого-педагогического обеспечения деятельности учителя-дефектолога.

В своей работе учитель-дефектолог общеобразовательной организации руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

3


  • Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ 29 декабря 2012 года;

  • Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

  • Приказ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2021г., регистрационный № 63180);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, от 11.12.2020 № 712);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №

  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 № 64100);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов

Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №

  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении

федеральной образовательной программы начального общего образования»

(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74229) (ФОП НОО);

  • Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении

федеральной образовательной программы основного общего образования»

(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74223) (ФОП ООО);

4


  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП НОО ОВЗ);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП ООО ОВЗ);

  • Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 № 71930) (ФАООП УО);

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2023 г. № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2023 г., регистрационный № 73027);

  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,

регистрационный № 61573);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

5


  • Распоряжение Минпросвещения России от 6.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

  • Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

В связи с тем, что на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не разработано примерное Положение об оказании дефектологической помощи, где были бы представлены образцы рабочей документации, образовательная организация самостоятельно разрабатывает локальный акт, регламентирующий деятельность учителя-дефектолога.

Это может быть:

  • Положение о работе учителя-дефектолога;

  • Положение о дефектологической службе. Далее Положение.

В данных Положениях могут раскрываются организационные и содержательные аспекты деятельности учителя-дефектолога в конкретной образовательной организации, исходя из специфики её функционирования и режима работы.

Положение может содержать следующие разделы:

  1. Общие положения.

  2. Цель деятельности учителя-дефектолога.

  3. Задачи деятельности учителя-дефектолога.

  4. Направления деятельности учителя-дефектолога.

  5. Организация деятельности работы учителя-дефектолога.

  6. Руководство деятельностью учителя-дефектолога.

  7. Документация учителя-дефектолога.

В разделе «Общие положения» даётся описание категории обучающихся, с которыми работает учитель-дефектолог, и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специалиста.

Во втором разделе определяется цель деятельности учителя-дефектолога, которая может быть сформулирована в соответствии с обобщённой трудовой функцией профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» и должностной инструкцией специалиста. Например: коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с задержкой психического развития, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений.

В третьем разделе формулируются задачи деятельности учителя- дефектолога, которые могут определяться, исходя из трудовых действий,

6


содержащихся в профессиональном стандарте «Педагог-дефектолог» и должностной инструкции специалиста. Например:

  • выявление обучающихся с риском развития темповых нарушений познавательной деятельности для определения путей компенсации;

  • планирование и проведение специальной психолого-педагогической диагностики обучающихся с задержкой психического развития с учётом возраста, индивидуальных особенностей;

  • разработка, корректировка, реализация адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития;

  • проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков, с обучающимися с задержкой психического развития, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой коррекционной работы;

  • контроль и оценка достижений обучающихся с задержкой психического развития с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы коррекционной работы. И т.д.

В четвертом разделе раскрываются направления деятельности учителя- дефектолога в соответствии с требованиями к программе коррекционной работы ФАОП НОО и ФАОП ООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • диагностическое направление;

  • коррекционно-развивающее направление;

  • консультативное направление;

  • информационно-просветительское направление.

Пятый раздел определяет порядок оказания дефектологической помощи обучающимся в конкретной образовательной организации, исходя из организационных условий её деятельности:

  • Содержание и формы деятельности учителя-дефектолога.

Основной формой организации работы учителя-дефектолога являются

индивидуальные и групповые занятия (программа коррекционной работы ФАОП). В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.

  • Объём рабочего времени учителя-дефектолога.

7


На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную

деятельность»: продолжительность рабочего времени (норма часов

педагогической работы за ставку заработной платы) для учителей-дефектологов устанавливается 20 часов в неделю. 18 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми, что включает в себя проводимые занятия и короткие перерывы между ними. Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога, может использоваться для проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др. Два часа отводятся на иную деятельность, включая консультирование, ведение документации и пр.

  • Периодичность и продолжительность коррекционных занятий.

Периодичность коррекционных занятий устанавливается учебным

планом АООП образовательной организации, а также может быть определена решением школьного психолого-педагогического консилиума. Продолжительность дефектологических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

в 1 (дополнительном) и 1 классах - групповое занятие до 40 мин, индивидуальное - до 20 мин.

во 2 - 11(12) классах - групповое занятие 40-45 мин, индивидуальное - 20-45 мин.

  • Периодичность и продолжительность проведения

дефектологической диагностики.

Устанавливается в соответствии с программой коррекционной работы АООП образовательной организации. Дефектологическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, положительностью не менее 15 календарных дней каждое.

Входное диагностическое мероприятие подразумевает проведение дефектологического обследования обучающихся:

  • поступивших в первый класс;

  • по запросу родителей;

8


  • по запросу педагогических работников;

  • углублённое обследование обучающихся, имеющих заключения ПМПК и получающих дефектологическую помощь с целью разработки индивидуального плана коррекционно-развивающей работы / программа.

На основании сравнения данных, полученных в результате входной и контрольной диагностики, проводится мониторинг динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП.

  • Рекомендуемая предельная наполняемость группы обучающихся из расчёта на одну штатную единицу должности учителя-дефектолога.

Согласно п. 39 приказа № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице учителя- дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с заключениями ПМПК).

Для обучающиеся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и имеющих заключение психолого­педагогического консилиума (ППк) рекомендуемая наполняемость не менее 25 человек. (Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».)

Шестой раздел определяет административного работника, который непосредственно руководит и контролирует деятельность учителя-дефектолога.

Седьмой раздел содержит перечень документации, которую ведёт учитель-дефектолог. Примерный список документации учителя-дефектолога может содержать:

  • Положение о работе учителя-дефектолога;

  • Должностная инструкция учителя-дефектолога (приложение 1);

  • Рабочая программа учителя-дефектолога;

  • Г одовой план работы учителя-дефектолога (приложение 2);

  • Протоколы дефектологического обследования (приложение 3);

  • Г рафик работы учителя-дефектолога (приложение 4);

  • Расписание коррекционных занятий, утверждённое директором

(приложение 5);

9


  • Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем- дефектологом (приложение 6);

  • Журнал посещаемости занятий. Может вестись в журналах коррекционно-развивающих занятий (приложение 7)

  • Журнал учёта диагностической работы (приложение 8)

  • Журнал консультаций (приложение 9)

  • Г одовой отчёт учителя-дефектолога (приложение 10)

Образовательная организация самостоятельно определяет, какую

документацию и в какой форме необходимо вести учителю-дефектологу и утверждает в Положении.

Учитель-дефектолог разрабатывает рабочие программы коррекционных курсов на каждую нозологическую группу на определённый уровень образования в соответствии с учебным планом АООП образовательной организации, например:

  • рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно­развивающие занятия (дефектологические)» для обучающихся с ЗПР 1 -4 классы (вариант 7.2.);

  • рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» для обучающихся с ЗПР 5-9 класс(ы) (вариант 7);

  • рабочая программа коррекционного курса «Социально бытовая ориентировка» для обучающихся с РАС 1 - 4 классы (вариант 8.2.)

  • рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» для обучающихся с РАС 5-9 класс(ы) (вариант 8.2.)

Структура рабочей программы учителя-дефектолога должна соответствовать ФАОП НОО, ФАОП ООО и содержать:

  1. пояснительную записку;

  2. общую характеристику коррекционного курса;

  3. цели и задачи изучения коррекционного курса;

  4. место коррекционного курса в учебном плане;

  5. основные содержательные линии коррекционного курса;

  6. содержание коррекционного курса (по годам обучения);

  7. планируемые результаты освоения коррекционного курса;

  8. тематическое планирование.

На каждого обучающегося учитель-дефектолог составляет индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который вносится в Карту развития обучающегося (Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого­педагогическом консилиуме образовательной организации»).

10


В процессе дефектологической диагностики используются диагностические методики и материалы мониторинга, подбираемые каждым педагогическим работником в соответствии с нозологической группой обучающихся. В качестве диагностических материалов могут быть использованы следующие пособия:

  • Абрамова А.Ю. «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций ребёнка»;

  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого­педагогического обследования детей»;

• Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико

нейропсихологическая диагностика);

  • Медведева А. «Материал для проведения комплексного нейродефектологического исследования младших классов (1 - 4 классы)»;

  • Радченкова С.А. «Диагностический материал для обследования обучающихся 1 - 4 классов»;

  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка»;

  • Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте».

Форма протокола дефектологического обследования утверждается Положением. В приложении № 3 представлен примерный протокол

дефектологического обследования, составленный на основе диагностической методики Волковской Т.Н. (модификация методик Усановой О.Н. и Марковской И.Ф.). Данная структура протокола может быть использована с 1 по 9 класс. Для каждого класса необходимо подобрать диагностический материал в соответствии возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся.

Для мониторинга динамики развития обучающихся может быть использована 5-балльная шкала, так как при оценивании результатов освоения программы коррекционной работы ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП ООО рекомендует применять уровневую шкалу, например: 3 балла - значительная динамика, 2 балла - удовлетворительная динамика, 1 балл - незначительная динамика, 0 баллов - отсутствие динамики. Разница количественных показателей результатов дефектологической диагностики в начале и конце учебного года будет отражать динамику развития обучающегося.

На основании результатов, полученных в ходе обследования, учитель- дефектолог формулирует заключение и рекомендации для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

11


В заключении указывается основная проблема обучающегося, связанная с освоением образовательной программы, и преимущественные нарушения в структуре дефекта, которые привели к её возникновению. Например:

  • специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности;

  • специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные незрелостью эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;

  • недостаточная сформированность учебных навыков вследствие низкого уровня мыслительных операций.

Рекомендации определяют основные направления коррекционной работы и должны соответствовать заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Можно выделить следующие направления коррекционно­развивающей работы (Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условия системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. - 2007. - №2.):

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;

  • формирование пространственно-временных представлений;

  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

  • коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале;

  • восполнение образовательных дефицитов по учебным предметам на основе индивидуальных приёмов формирования учебных навыков.

  • нормализация ведущей деятельности возраста (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты).

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, при организации дефектологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и обучающихся с трудностями в обучении образовательная организация в соответствии с законодательными актами РФ, требованиями профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», методическими рекомендациями самостоятельно разрабатывает:

12


  • локальные акты, регламентирующие деятельность учителя- дефектолога;

  • диагностические материалы для проведения дефектологического обследования;

  • программное обеспечение коррекционно-образовательного процесса обучающихся с ОВЗ;

  • штатное расписание, обеспечивающее психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, ППк.

Рекомендуемая литература:

  1. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 32-40.

  2. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. [Текст] - М.: Школьная пресса, 2008. 112 с.

  3. Гладкая В.В. Карта психолого-педагогического обследования учащихся с трудностями в обучении [Текст]: Минск: АПО, 2009, - 70 с.

  4. Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении [Текст]: Изд. «Речь», Минск, 2023. 2-е изд. - 115 с.

  5. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.

  6. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе [Текст]: (практические материалы) / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47-54.

  7. Жеребор Ю. В. Журнал учёта работы учителя-дефектолога [Текст]: Издательство: Учитель, Москва, 112 с.

  8. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико­нейропсихологическая диагностика). - М.: Изд. н/о «Компес-центр», 1993, - 193 с.

  9. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст]/ А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 6. - С. 22-32

13


  1. Радченкова С.А. Могу учиться. Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ, 1 - 4 классы. [Текст]: Изд. «Центр развития человека «Успешный человек будущего», Москва, 2018.

  2. Холодова О. Юным умницам и умникам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради 1 - 4 классы. [Текст]: Изд. «РОСТ», Москва, 2007.

  3. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д., Дети с ЗПР в общеобразовательной школе. Книга №1. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып.4) [Текст]: Издательство «Школьная пресса», Москва, 2005, - 96 с.

  4. Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения, 1-4 классы. [Текст]: Изд. «ЭКЗАМЕН», Москва, 2018.

14


Приложение 1

(наименование организации) УТВЕРЖДАЮ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

(наименование должности)

  1. 00.0000 N 000

(подпись) (инициалы, фамилия) учителя-дефектолога

00.00.0000

  1. Общие положения

    1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.

    2. На должность учителя- дефектолога принимается лицо:

  • имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;

  • не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

  • не имеющее (не имевшее) судимость, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

  • не имеющее неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

  • не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

  • не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

    1. Учитель- дефектолог должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • возрастную и специальную педагогику и психологию;

  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

15


  • методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии (обучающихся/воспитанников);

  • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

  • программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;

  • новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

  • теорию и методы управления образовательными системами;

  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с (обучающимися/воспитанниками) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • основы экологии, экономики, социологии;

  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • основы трудового законодательства;

  • Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

  • правила по охране труда и пожарной безопасности;

    1. Учитель- дефектолог в своей деятельности руководствуется:

  • Уставом (Положением)

(наименование образовательного учреждения)

  • настоящей должностной инструкцией;

(иными актами и документами, непосредственно связанными с трудовой функцией учителя-дефектолога)

    1. Учитель- дефектолог подчиняется непосредственно

(наименование должности руководителя)

    1. В период отсутствия учителя-дефектолога (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

    2. Учитель-дефектолог относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н)

    3. .

  1. Функции

    1. Проведение работы по коррекции недостатков в развитии у детей.

    2. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

  2. Должностные обязанности

Учитель- дефектолог исполняет следующие обязанности:

    1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у с нарушениями в

16


(обучающихся/воспитанников)

развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных

учреждениях, создаваемых для

(обучающихся/воспитанников)

с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

    1. Осуществляет обследование , определяет

(обучающихся/воспитанников)

структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

    1. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния

(обучающихся/воспитанников)

    1. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

    2. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

    3. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

    4. Ведет необходимую документацию.

    5. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

    6. Реализует образовательные программы.

    7. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности с целью создания условий для

(обучающихся/воспитанников)

обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки

(обучающихся/воспитанников)

соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

    1. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

    2. Соблюдает права и свободы .

(обучающихся/воспитанников)

    1. Обеспечивает охрану жизни и здоровья

(обучающихся/воспитанников)

в период образовательного процесса.

    1. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

    2. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    3. .

17


(иные обязанности)

  1. Права

Учитель- дефектолог имеет право:

    1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательного учреждения.

    2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.

    3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.

    4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

    5. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.

    6. .

(иные права)

  1. Ответственность

    1. Учитель- дефектолог привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

  • за нарушение Устава (Положения) образовательного учреждения;

  • за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных

с физическим и (или) психическим насилием над личностью ;

(обучающегося/ воспитанника)

  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

  • за причинение ущерба образовательному учреждению - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

    1. .

  1. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики должности "Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н),

(реквизиты иных актов и документов)

  1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией

подтверждается

(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой

частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными

инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,

хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3.

18


Содержание работы

Цель

Срок

Диагностическое направление

1.




2.




3.




4.




5.




Коррекционно-развивающее направление

1.




2.




3.




4.




5.




Консультативное направление

1.




2.




3.




4.




5.




Информационно-просветительское направление

1.




2.




3.




4.




5.




подпись

/ФИО специалиста/

19


Задания

1 класс

н

к

1.

ЗАПАС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ



1.1.

Ответь на вопросы:

  • Назови фамилию и имя.

  • Когда у тебя день Рождения?

  • Сколько тебе лет?

  • Сколько тебе лет будет через год?

  • Сколько тебе лет будет через два года?

  • Как зовут твоих родителей?

  • Кем работают твои родители?

  • В каком городе ты живешь?

  • Назови свой домашний адрес.

  • Каких животных ты знаешь? Каких птиц?

  • Кто больше: корова или коза?

  • Кто меньше: птица или муха?

  • Чем отличается кукла от человека?



5 баллов - правильные и развёрнутые ответы.

4 балла -справляется, но делает небольшие ошибки, исправляет самостоятельно 3 балла - справляется с заданием с использованием с наводящих вопросов.

2 балла - задания выполняются с ошибками.

1 балл - не справляется ни с какими заданиями.

Вывод: преставления об окружающем мир: соответствуют возрасту/ниже возрастной нормы

2.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА



2.1

Узнавание наложенных изображений Инструкция «Какие картинки здесь спрятаны?»



2.2.

Узнавание перечёркнутых изображений Инструкция «Что зачеркнул художник?»



2.3.

Узнавание недорисованных изображений Инструкция «Что не дорисовал художник?»



5 баллов - все ответы правильные.

4 балла - правильно узнает и называет предметы, но при рассмотрении перечеркнутых изображений сам прибегает к вспомогательным приемам: обводит контуры пальцем, комментирует предложения словами.

3 балла - самостоятельно справляется только с более легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам только после подсказки экспериментатора, но и тогда в части заданий повышенной трудности делает ошибки.

2 балла - и после организующей помощи экспериментатора задания выполняются с ошибками.

20


1 балл - не справляется ни с какими заданиями.

Вывод: зрительное восприятие: без особенностей/ нарушено

3.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ГНОЗИСА



3.1.

Различение ритмических последовательностей на слух.

Ритмы задаются по следующей схеме: //;///;////;//; ...//; //...

Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я стучу», «Сколько сильных ударов, сколько слабых?»



3.2.

Повторение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме:

// - ///; /// - // - ///; / - /// - //

Инструкция: «Послушай и повтори столько раз, сколько раз я стучу»



5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоятельно.

4 балла - правильные ответы только при замедленном предъявлении задания.

3 балла - правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм.

2 балл - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора.

1 балл - все ответы неправильные.

Вывод: слуховое восприятие: без особенностей/ нарушено

4.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ



4.1

Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего.



Инструкция: «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи свой левый (правый) глаз. Покажи правый глаз и левое ухо на другом человеке»

4.2.

Ориентировка на листе бумаги. Инструкция:

  • покажи середину листа

  • покажи верх листа

  • покажи низ листа



4.3.

Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное



взаиморасположение объектов

Инструкция: «Покажи, где бочка находится на ящике. Где ящик находится за бочкой. Где ящик находится в бочке» и т.п.

5 баллов - задания выполняются правильно.

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно. 3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого.

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.

1 балл - задания не выполняются.

Вывод: пространственное восприятие: сформировано/ в стадии формирования/нарушено

5.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ



5.1

Части суток.

  • Какое сейчас время суток?

  • Что бывает раньше: обед или ужин?



5.2

Времена года

  • Какое сейчас время года?

  • Почему ты так считаешь?



21




Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Конь

Гриб

Игла

Мед

Огонь

привне

сения


1













2












22




3












4












Чрез

30

мин.












Конец года



Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Конь

Гриб

Игла

Мед

Огонь

привне

сения

1












2












3












4












Чрез

30

мин.












7.2.

Зрительная память

Инструкция. «Внимательно посмотри на рисунок и ответь на вопросы»

5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.

3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.

1 балл - задания не выполняются.

Вывод: память: соответствует возрасту/ниже возрастной нормы/выраженная несформированность

8.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

8.1

Исключение предметов. «4-й лишний»

Инструкция: Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать
одним словом, а одна лишняя. Какая? Как можно назвать остальные картинки одним
словом?

8.2

Установление последовательности событий.

Серия картин.

Инструкция: Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все
закончилось. Составь рассказ.

8.3.

Подбор аналогий.

Инструкция: «Подбери картинку по аналогии с предложенным примером»

8.4.

Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок
Инструкция: «Объясни, как ты понимаешь пословицы и поговорки»

5 баллов - задание выполняется правильно, самостоятельно.

4 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания. 3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого.

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.

1 балл - задания не выполняются.

23



Вывод: мыслительные операции: сформированы/в стадии формирования/ нарушены

9.

СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ



9.1.

Чтение



9.2.

Письмо



9.3.

Математика



5 баллов - самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

4 балла - выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу выполнения задания. 3 балла - задания выполняются с ошибками с помощью взрослого.

2 балла - выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого 1 балл - ребенок не справляется с заданием даже после обучения

Вывод: учебный материал усвоен: в полном объёме/фрагментарно/стойкое отставание

10.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В СИТУАЦИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

10.1.

Контактность: в контакт вступает (очень) легко/трудно/не вступает; сам рассказывает о себе/ только отвечает/молчит/ постоянно ищет поддержку

10.2.

Поведение: без особенностей/импульсивен/двигательно расторможен/скован

10.3.

Эмоциональная сфера: спокоен/ возбуждён/ тревожен/агрессивен/ замкнут

10.4.

Темп работы: высокий/ средний/ низкий/ нестабильность/ истощаемость

10.5.

Работоспособность: высокая/ средняя/ низкая/ истощаемость

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Дата обследования

ФИО специалиста

24


Дни недели

Время

Количество часов

Понедельник

13.00 - 17.00

4

Вторник

13.00 - 17.00

4

Среда

13.00 - 17.00

4

Четверг

13.00 - 17.00

4

Пятница

13.00 - 17.00

4

Всего:


20

01.09.2023

подпись

/ФИО специалиста/

25


День недели

Время

Форма коррекционно-развивающих занятий

Класс

Понедельник

13.00 - 13.40

Подгрупповое занятие (1 п/гр)

1 «А»

13.40 - 14.20

Подгрупповое занятие (2 п/гр)

1 «А»

14.20 - 14.50

Индивидуальное занятие Ф.И.

6 «А»

15.00 - 15.30

Индивидуальное занятие Ф.И.

5 «Б»

15.40 - 16.10

Индивидуальное занятие Ф.И.

5 «А»

16.20 - 17.00

Индивидуальное занятие Ф.И.

5 «Б»

Вторник

13.00 - 13.40

Подгрупповое занятие (1 п/гр)

1 «Б»

13.40 - 14.20

Подгрупповое занятие (2 п/гр)

1 «Б»

14.20 - 14.50

Индивидуальное занятие Ф.И.

8 «В»

15.00 - 15.40

Консультации, работа с документами


15.40 - 16.10

Индивидуальное занятие Ф.И.

6 «А»

16.20 - 17.00

Индивидуальное занятие Ф.И.

6 «Б»

Среда

13.00 - 13.40

Подгрупповое занятие (1 п/гр)

1 «А»

13.40 - 14.20

Подгрупповое занятие (2 п/гр)

1 «А»

14.20 - 14.50

Индивидуальное занятие Ф.И.

7 «А»

15.00 - 15.40

Консультации, работа с документами


15.40 - 16.10

Индивидуальное занятие Ф.И.

8 «Б»

16.20 - 17.00

Индивидуальное занятие Ф.И.

8 «В»

Четверг

13.00 - 13.40

Подгрупповое занятие (1 п/гр)

1 «Б»

13.40 - 14.20

Подгрупповое занятие (2 п/гр)

1 «Б»

14.20 - 14.50

Индивидуальное занятие Ф.И.

3 «А»

15.00 - 15.40

Консультации, работа с документами


15.40 - 16.10

Индивидуальное занятие Ф.И.

8 «А»

16.20 - 17.00

Индивидуальное занятие Ф.И.

8 «Б»

Пятница

13.00 - 13.30

Индивидуальное занятие Ф.И.

1 «Б»

13.40 - 14.10

Индивидуальное занятие Ф.И.

4 «А»

14.20 - 14.50

Индивидуальное занятие Ф.И.

8 «В»

15.00 - 15.40

Консультации, работа с документами


15.40 - 16.10

Индивидуальное занятие Ф.И.

9 «А»

16.20 - 17.00

Индивидуальное занятие Ф.И.

9 «Б»

26


Фамилия, имя, отчество

Класс

Форма коррекционной работы

п/

обучающегося


(индивидуальная, групповая)

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




27


18




19




20




21




22




23




24




25




Всего обучающихся

28


Ф.И.О.

обучающегося

Дата

Тема

Примечания





















































29


п/п

Дата

Фамилия, имя, отчество обучающегося

Класс/

программа

Вид

диагностики (входная, промежуточная, контрольная, внешний запрос)

Рекомендации по дальнейшей работе (зачислить в группу, продолжить работу, сменить программу сопровождения, выпустить и т. д.)

























































































































30


Дата

Консультируемый

Тема

Ф.И.О.

Статус





























































31


1. Образование

Г од окончания учебного заведения, полное название учебного заведения, серия, номер диплома


Специальность по диплому


Квалификация по диплому


2. Стаж

Общий


Педагогический


Специальный (стаж работы в должности учителя- дефектолога)


Стаж работы в данном образовательном учреждении, дата начала работы


3. Квалификационная категория, дата аттестации


4. Курсы повышения квалификации

Образовательное учреждение (МИОО, МГПУ, др.), тема (программа) курсовой подготовки, количество часов


Образовательное учреждение (МИОО, МГПУ, др.), тема (программа) курсовой подготовки, количество часов


32


Выявленные

проблемы

1 «а» (1 об.)

1 «б» (12 об.)

2 «а» (2 об.)

2 «б» (2 об.)

• • •

• • •

• • •

• • •

• • •

Сниженный запас общих сведений и представлений










Сенсорное и

сенсомоторное

развитие










Формирование

пространственн

о-временных

представлений










Нарушение

восприятия:

  • зрительного

  • слухового










Нарушение

праксиса










Нарушение

памяти










Нарушение

мыслительной

деятельности










II. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

33


Классы

Значительная динамика (3 б.)

Удовлетворите

льная

динамика (2 б.)

Незначительна я динамика (1

б.)

Отсутствие динамики (0 б.)

1 «а»





1 «б»





2 «а»





2 «б»










  1. КОНСУЛЬТАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

(оказание помощи педагогам и родителям; наличие разработанных рекомендаций родителям и педагогам (общих и частных) в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; проведение индивидуальных консультаций; тематических родительских собраний).

Виды работ

Количество

Консультации родителей


Родительские собрания


Консультации педагогов


Консультации обучающихся


Другое


  1. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Осветить методическую тему (тему самообразования), что сделано по методической теме; подготовленные публикации, статьи, методические пособия и пр.; выступления на методических объединениях, педагогических советах, конференциях, семинарах и пр.; проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий и т.п.; участие в профессиональных конкурсах;

34


Название

мероприятия

Дата

Форма участия (организация, участие, выступление)

Документ

1.





2.





3.





4.





5.



4.2Публикации

Наименование (статья, пособие, др.)

Название

Где опубликовано (выходные данные)










4.5. Курсы повышения квалификации:

Подпись учителя-дефектолога

35