СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации исследовательской работы в современном начальном образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе вы можете найти способы организации детской исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации исследовательской работы в современном начальном образовании.»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. Максима Горького»

















Методические рекомендации по организации исследовательской работы в современном начальном образовании

























г. Красноярск

2023г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

Составитель: Сады А. С – студентка группы 20П-1 отделения «Преподавания в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской работы в современном начальном образовании / Сады А.С, Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. Максима Горького» 2023-11стр



Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».



















Содержание

Введение:

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

1.2 Типичные ошибки при выборе темы исследования, как назвать тему исследования

1.3 Оценивание детских исследовательских работ

1.4 Список используемой литературы

Введение

В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.

В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

«Может ли младший школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.





























1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Важность включения в обучение обучающихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. «Именно активность обучающегося признается основой достижения целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности». [1.стр110]

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

знакомство с проведением учебных исследований;

развитие творческой исследовательской активности;

стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

ознакомление с научной картиной мира;

вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс. [2.стр107]

Виды проводимых исследований:

а) по содержанию:

1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;

2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;

3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;

4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.

Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.

б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);

в) по месту проведения: урочные, внеурочные;

г) по времени: кратковременные или долговременные;

д) по теме: предметные, свободные. [3.стр97]

Многие методисты выделяют следующие основные этапы исследовательской работы:

1) Выбор темы.

2) Постановка цели и задач.

3) Гипотеза исследования.

4) Организация исследования.

5) Подготовка к защите и защита работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

Значимость – как влияют результаты на практику.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.

1.2 Типичные ошибки при выборе темы исследования, как назвать тему исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент. Руководитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или автор, самостоятельно решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять: каково же направление будущего научного поиска, какую проблему необходимо решить. Вряд ли темы: «Кровь человека» или «Нитраты и жизнь» позволят юному исследователю грамотно организовать выполнение работы. Скорее всего, подобная работа окажется реферативной или перегруженной большим количеством литературного материала, не имеющего непосредственного отношения к цели исследования. Хорошо, если уже при первоначальной формулировке темы, она начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т. п. Тема работы созвучна с целью работы и её задачами, определяемыми до начала выполнения работ. Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой. Несомненно, что в процессе выполнения работы и гипотеза, и набор необходимых для решения задач могут изменяться. Однако в каждый конкретный момент автор работы должен точно представлять, что и с какой целью он делает.

Существует несколько требований к формулировке темы исследовательской работы:

  1. Тема должна быть актуальной и, по возможности, нестандартной;

  2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика;

  3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование;

  4. Название работы должно точно отражать ее содержание;

  5. Удачная и неординарная тема – залог успеха.

В отношении выбора исследовательских тем педагог может ориентироваться на задачи, которые он может решить в процессе реализации исследовательской деятельности. Это следующие варианты:

1. Если педагогу необходимо расширить, углубить знания детей по определенному учебному предмету или пробудить к нему интерес, то темы исследования предлагаются конкретные, связанные с этой предметной областью, например, «Горные реки и их начало», «Славянская мифология во фразеологизмах», «Интересные способы умножения».

2. Средствами исследовательской деятельности педагог может решить задачи духовно-нравственного воспитания детей. Это направление актуально особенно сейчас, в условиях нового ФГОС НОО, которое предполагает достижение (помимо предметных и метапредметных) личностных результатов: формирование эмоционально-ценностного отношения, мировоззрения, нравственной позиции. Темы детских исследований могут быть связаны в этом случае с историей края или семьи, с социальными или экологическим проблемами.

3. Задачей педагога может быть формирование исследовательских умений, которые являются универсальными познавательными учебными действиями: видеть проблему, выдвигать предположения, выявлять свойства, наблюдать, делать выводы, представлять результат исследования и т. д. В этом случае уместнее организовывать групповые или коллективные исследования, темы которых легки, связаны с общими интересами всего класса или большинства детей. Как правило, они направлены на расширение кругозора обучающихся. Тема должна обеспечивать формирование исследовательских умений.

4. Особую группу тем составляют свободные темы, т. е. по интересам ребенка. По мнению авторов, свободные темы можно предлагать в том случае, когда уже основные исследовательские умения у детей присутствуют.

Для формирования умения правильно выбрать тему исследования важно, чтобы дети сознавали требования, т. е. критерии ее выбора. Как это можно сделать?

Не рекомендуется так же сразу давать детям возможность выбирать свободную тему по ряду причин. Во-первых, особенности детского мышления в исследовательской работе создают эффект снежного кома: ребенок, начиная исследование по интересующей его теме, имеет недостаточные знания и небольшой объем опыта. В процессе получения новых знаний у него появляются другие вопросы и интересы. Возникает цепочка вопросов, по которой ребенок может весьма далеко отойти от изначально выбранной им темы и проблемы. Во-вторых, из-за недостаточного уровня владения исследовательскими умениями провести свое личное, самостоятельное исследование ребенку будет сложно, что повлияет на дальнейшую мотивацию к участию в исследовании. А в условиях класса при совместном исследовании заданной темы работать легче: ученик приобретает положительный опыт и соответствующие умения, что затем использует для собственной исследовательской работы.

Поэтому можно предложить следующую последовательность при выборе темы исследования в условиях специальных занятий или внеурочного курса в школе: формировать первоначальные исследовательские умения лучше на конкретной теме, предложенной педагогом. Затем можно предложить тематические рамки, где ребенок уже может реализовать свой интерес, но в конкретном направлении, что не позволит ему уйти далеко. Когда уже ребенок овладел исследовательскими умениями и может держать тему и проблему своего исследования во внимании, можно предложить ему выбрать тему исследования по своему интересу. [5.стр119]

1.3 Оценивание детских исследовательских работ

В ходе работы, мне удалось оценить несколько детских исследовательских работ, благодаря которым я четко начала понимать, какие на самом деле ученики могут допустить ошибки при выборе темы исследовательской работы.

Примеры неудачных названий детских исследовательских работ и их варианты переформулировки.

Неудачные названия

Переформулированные названия (после ознакомления с содержанием работ)

Метеориты – гости из космоса (очень широкое)

Изучение метеоритов в современной науке и их классификация

Внимание, Акулы! (очень широкое, не связывает с предметом исследования)

Исследование причин и факторов нападения акул на человека

Как компьютер появился на свет? (примитивное, ненаучное)

История преодоления проблем при создании компьютеров

Радуга в доме (ненаучное, не связывает с предметом исследования)

Исследования условий возникновения радуги

Как понять Шопена? (слишком широкое, не связывает с предметом исследования)

Изучение особенностей восприятия музыки Шопена младшими школьниками



Таким образом, исходя из вышеперечисленных детских работ, можно сделать вывод, что учащиеся допускают ошибки при формулировке названий исследовательских работ. Берут слишком широкие названия или же названия, которые не раскрывают содержание исследовательских работ. В целях избегания таких ошибок нужно соблюдать простые рекомендации методистов.





Список используемой литературы

  1. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  2. Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

  3. Методические рекомендации по выбору темы исследования и формулировке названия исследовательской работы / Бармина Т.А 2018.

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

  5. Статья «Проблема выбора темы при организации исследовательской работы с дошкольниками и младшими школьниками» Н. А. Семенова. 2017-119с.

7