Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Выполнила: Чуприна Ева студентка 22П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах» |
Руководитель: Власова Елена Владимировна преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького» |
Красноярск, 2025
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составители: Ремизова М.М., студентка 22П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах», Власова Е.В., научный руководитель.
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Ремизова М.М., Власова Е.В., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2025. - 15 с.
Красноярск, 2025, 15с.
Аннотация
Методическое пособие посвящено актуальной проблеме организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС. Пособие содержит: обоснование значимости проектно-исследовательской деятельности для развития младших школьников; теоретические и методические материалы по организации данного вида деятельности; практические рекомендации по выбору темы, разработке и реализации проектов; примеры проектных работ учащихся. Методичка предназначена для широкого круга педагогических работников, стремящихся применять современные методы обучения в своей работе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5
Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 9
Заключение .......................................................................................................................................12
Список используемой литературы ................................................................................................13
ВВЕДЕНИЕ
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта встает важная задача переосмысления образовательного процесса. Современное школьное образование уже не ограничивается традиционной передачей знаний, умений и навыков от учителя к ученику. На первый план выходит развитие умений учащихся самостоятельно ставить учебные цели и проектировать пути их достижения.
Формирование навыков самооценки и рефлексии становится неотъемлемым элементом образовательного процесса, позволяя ученикам не только контролировать свои достижения, но и развивать способность анализировать как собственную, так и чужую работу. В этом контексте, учащиеся должны становиться "архитекторами и строителями" своего обучения, активно участвуя в процессе.
Данная методическая разработка дает ответ на насущный вопрос: как научить школьников правильно и объективно оценивать свою работу и работу своих сверстников. Рекомендации, представленные в этой работе, предназначены как для учителей начальных классов, так и для студентов педагогических вузов, стремящихся к внедрению новых подходов в преподавание.
Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
«Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» [1, с.1]. В современном начальном образовании исследовательская работа учащихся занимает важное место. Это обусловлено стремлением к созданию активной образовательной среды, где дети становятся не только восприемниками информации, но и активными участниками учебного процесса. Изучение данной темы позволяет выявить назначение, специфику и структуру исследовательской работы, что открывает новые горизонты для педагогической практики. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
«Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе» [1, с.1]. Исследовательская работа имеет множество значений для обучающихся, она способствует не только углубленному изучению предмета, но и развитию различных навыков, которые полезны в будущем. В процессе выполнения исследовательских проектов студенты учатся анализировать информацию, делать выводы и критически оценивать источники. Это важно для формирования научного мышления. Проведение исследований дает возможность глубже разобраться в предмете, изучить его со всех сторон и узнать больше о реальных приложениях теоретических знаний. Таким образом, исследовательская работа является важным элементом образовательного процесса.
Исследовательская работа выполняет несколько ключевых функций:
1. Развитие познавательных интересов. Дети, занимаясь исследовательской деятельностью, учатся ставить вопросы и искать на них ответы. Это способствует формированию их любознательности и желания учиться.
2. Формирование критического мышления. Учащиеся развивают навыки анализа, синтеза и оценки информации, что важно для их будущей образовательной карьеры.
3. Углубление знаний. Исследования позволяют детям освоить более глубокие аспекты учебного материала, что способствует лучшему его пониманию и запоминанию.
4. Подготовка к будущей деятельности. Исследовательские навыки становятся залогом успешной учебы в старших классах и в вузах, а также необходимы в профессиональной деятельности.
Специфика исследовательской работы в начальном образовании имеет свои особенности:
1. Доступность тем. Темы исследовательских работ должны быть понятными и интересными для детей. Разнообразие тем, таких как "Изучаем природу нашего края" или "Почему небо голубое?", помогает удерживать внимание учащихся.
2. Игровая форма. Использование игровых методов делает процесс исследования более увлекательным. Игры могут включать в себя ролевые ситуации, эксперименты и игровые задания, что способствует активному участию детей в процессе.
3. Интеграция предметных областей. Исследовательская работа позволяет объединить знания из разных предметов: математики, естествознания и гуманитарных дисциплин. Это укрепляет междисциплинарные связи и формирует целостное восприятие мира.
4. Практическое применение знаний. Участие в проектах, практических исследованиях, экскурсиях и практикумах делает процесс обучения более осмысленным. Дети не только учатся, но и видят практическую сторону своих знаний.
Структура исследовательской работы по мнению Малиновской Е. А., включает в себя несколько основных этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи:
Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику. [2, с. 2]
Найти проблему: необходимо определить конкретную проблему, которую нужно изучить, и сформулировать ее так, чтобы была ясна ее суть и область применения. Тема исследования – это название, которое отражает суть работы и позволяет потенциальным читателям сразу понять, о чем будет идти речь. Актуальность обозначает важность изучаемой проблемы, объясняет, почему она заслуживает внимания и какое значение имеет для науки или общества. Цель исследования – это конкретный результат, к которому стремится исследователь, будь то нахождение решения проблемы или получение новых знаний. Гипотеза – это предположение о том, какие предпосылки могут существовать в объекте исследования, которое требует проверки и может не быть очевидным. Новизна подразумевает добавление нового знания в существующую базу данных, открытие ранее неизвестных аспектов или необычных связей по выбранной теме. Задачи исследования должны конкретизировать, что именно исследователь будет делать: какие теоретические и практические шаги предпримет для достижения цели. Литературный обзор представляет собой анализ существующих исследований и публикаций по данной проблеме, чтобы выявить уже известные данные и пробелы в знаниях. Методика исследования описывает, каким образом и с использованием каких инструментов проводилось исследование, включая описание экспериментов или анкетирования. Результаты исследования содержат данные, полученные в ходе работы, включая измерения, наблюдения и другие факты, которые подтвердили или опровергли гипотезу. Выводы – это краткие обобщения, которые отвечают на поставленные задачи и демонстрируют достижения целей исследования. Значимость результатов подразумевает их практическое применение и влияние на развитие конкретной области знаний или решение актуальных проблем.
1. Выбор темы. Ребенок, под руководством педагога, выбирает тему, которая ему интересна. Это может быть связано с его хобби, увлечениями или интересами.
2. Формулирование цели и задач. На этом этапе важно четко определить, что именно учащийся хочет узнать, и какие шаги для этого следует предпринять.
3. Сбор информации. Ребенок использует разные источники: книги, интернет, экспериментальные данные. Важно научить его работать с информацией и критически ее оценивать.
4. Анализ данных. На этапе анализа важно понять, что говорит собранная информация. Учащиеся учатся делать выводы на основании фактов и данных.
5. Подготовка итогового продукта. Это может быть доклад, презентация или отчет. Подготовка итогового продукта помогает ученику систематизировать свои знания и подготовить их к представлению.
6. Защита работы. Важно научить учащихся уверенно представлять свои исследования. Защита работы позволяет развить навыки публичного выступления и ответов на вопросы.
Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании является важным компонентом, способствующим развитию детей. Она не только углубляет знания, но и формирует у детей навыки, необходимые для их будущей жизни. Реализация исследовательской работы в учебном процессе позволяет создать активную, заинтересованную и творческую образовательную среду, способствующую всестороннему развитию личности ребенка. Эффективная организация исследовательской деятельности поможет педагогам подготовить подрастающее поколение к вызовам современного мира.
Некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности, которые выделяет Малиновская Евдокия Андреевна:
1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
3. Ознакомление с методами исследования.
4. Составление плана работы.
5. Поиск противоречий.
6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
7. Предзащита работы.
8. Окончательное оформление и защита работы. [2, с. 2]
Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Необходимо выбрать увлекательную и актуальную проблему, чтобы вызвать интерес и желание работать над ее решением. Учитель и ученик должны сотрудничать в анализе выбранной проблемы, обсуждая различные аспекты и формируя общее понимание. Ученику следует познакомиться с основными методами исследования, которые помогут ему в дальнейшей работе, понимая, какие инструменты лучше всего подходят для его темы. Создание стратегического плана работы поможет структурировать процесс исследования, определить этапы и необходимые ресурсы. Необходимо выявить и исследовать имеющиеся противоречия в изучаемой проблеме, что позволит глубже понять ее суть и предложить возможные решения. Регулярный контроль промежуточных результатов позволит вносить коррективы и улучшать качество исследования на всех его этапах. Этап предзащиты включает представление результатов работы и получение отзывов для дальнейшего усиления аргументации и устранения недостатков. На заключительном этапе происходит оформление работы в соответствии с требованиями и ее защита перед комиссией, где необходимо четко представить результаты и выводы.
Эффективное исследование – это не только процесс поиска ответов на вопросы, но и возможность для ученика развить навыки критического мышления, научиться анализировать информацию и защищать свои идеи. Все этапы, начиная от постановки проблемы и заканчивая защитой работы, играют важную роль в формировании опыта и компетенций, необходимых для успешной учебной и профессиональной деятельности. Поддержка со стороны учителя на каждом шаге способствует созданию положительного образовательного пространства, что в свою очередь повышает мотивацию и интерес к учебному процессу.
Анализ статьи «Оформление продукта исследовательской деятельности»
Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:
-Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте
-Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики
-Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности
-Ясность – умение писать доступно и доходчиво
-Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».
Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:
титульный лист
оглавление
введение
основная часть
заключение
список литературы
приложения [3, с. 2]
Титульный лист: это первая страница вашей работы, содержащая название, ваше имя и любую другую соответствующую информацию.
Оглавление: список разделов и подразделов вашей работы с соответствующими номерами страниц для удобной навигации.
Введение: этот раздел вводит тему, определяет цель работы и представляет основную тезис или аргумент.
Основная часть вы представляете свои аргументы, доказательства и анализ. Обычно делится на несколько разделов или глав. Сводка основных обсуждаемых моментов, повторяющая тезис и предоставляющая окончательные мысли или выводы по результатам исследования.
Список всех источников, на которые вы ссылались в своей работе, оформленный в соответствии с определенным стилем цитирования.
Дополнительные материалы, которые поддерживают вашу работу, но слишком объемны для включения в основную часть, такие как таблицы, графики или детализированные данные.
Титульный лист
Он является первой страницей и заполняется по образцу.
• Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)
• Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».
• Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.
• Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.
• В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.
Оглавление
Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.
Оглавление………………..3
Введение…………………..4
Основная часть……………5
Заключение………………..6
Литература………………...7
Приложения……………….8
В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.
Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.
Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.
Приложение. Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:
• копии документов, инструкции
• схемы, графики, диаграммы, таблицы
• бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним
• иллюстративный материал
Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.
Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе [10, с. 67].
По мнению Н.В. Матяш, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.
В действительности основным действующим звеном в проектной деятельности должны быть сами школьники, следовательно, сами темы и задачи должны быть для них посильны. Темы проектов могут быть предложены детьми. Но при этом особенно важно, чтобы учитель путём наводящих вопросов помог школьнику чётко определиться с конечной целью проекта, составить план проектной деятельности на бумаге и в случае необходимости следил за её продвижением. Следует по возможности сдерживать детскую фантазию (в разумных пределах) с тем, чтобы, с одной стороны, избежать сильной поддержки при выборе им цели, не соизмеримой с собственными возможностями, а с другой — не допустить ситуации, когда цель деятельности не достигнута.
Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.
Какие же действия формирует и развивает проектная деятельность? Любой проект начинается с определения темы и выявления конкретной проблемы в рамках выбранной темы. Эти два действия позволяют активно формировать и развивать регулятивную (целеполагание; планирование; прогнозирование) и познавательную (выдвижение и формулирование гипотезы, определение направлений и способов поиска информации; критическая оценка информации; систематизация и классификация информации) группы УУД. Следовательно, можно отметить, что в рамках реализации проектной деятельности происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС НОО.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно [13, с. 6 -7].
К.Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности:
- ориентация на получение конкретного результата;
- предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
- фиксация срока достижения результата;
- предварительное планирование действий по достижению результата;
- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать [10, с. 29].
В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения» [10, с. 87].
Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) вызывает затруднения у младших школьников. Привыкшие к репродуктивной деятельности, учащиеся с неуверенностью вступают в дискуссии. Но, по мнению Н.В. Матяш, этот барьер, возможно, снять с включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр [6, с. 21].
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной проектной деятельности обучающимся необходимо:
Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе проектной деятельности, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, самоанализ, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности необходимо формировать у младших школьников в процессе работы над проектом или вне него:
- презентационные умения и навыки: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности;
- слушать и понимать других, взаимодействовать внутри группы;
- поисковые умения и навыки: находить информацию в журналах, Интернете, формулирование ключевых слов;
- информационные умения и навыки: поиск и выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
Обеспечить заинтересованность обучающихся в проектной деятельности.
Необходимо педагогически грамотно сделать погружение младших школьников в проектную деятельность, заинтересовать проблемой, практической пользой.
Создавать группу не более 5-8 человек.
Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изо, технология.
После завершения проектной деятельности важно предоставить младшим школьникам возможность рассказать о проделанной работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.
Заключение
В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность занимает важное место, особенно в начальной школе, где закладываются основы учебной мотивации и интереса к познанию. Эти методические рекомендации подчеркивают значимость интеграции проектной работы в учебный план, что способствует не только углублению знаний, но и развитию ключевых компетенций у младших школьников.
Проектная деятельность формирует у детей навыки критического мышления, креативности и умения работать в команде. Она предоставляет возможность учащимся самостоятельно исследовать окружающий мир, ставить вопросы и находить на них ответы, что является важным аспектом формирования их личности. В процессе работы над проектами дети учатся планировать, организовывать свою деятельность, а также анализировать и оценивать результаты своей работы.
Для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и потребности. Педагогам следует создавать поддерживающую и вдохновляющую образовательную среду, где каждый ребенок сможет проявить свои способности, делиться идеями и получать положительный опыт. Важно, чтобы проекты были связаны с реальной жизнью, что поможет детям осознать значимость получаемых знаний и умений.
Методические рекомендации включают разнообразные подходы к организации проектной деятельности: от выбора тематики проектов до методов оценки результатов. Они призваны помочь педагогам эффективно планировать и проводить занятия, учитывая индивидуальные особенности учеников и создавая условия для их активного участия.
Реализация предложенных методов позволит повысить качество обучения в начальной школе, подготовив детей к будущим вызовам. Проектно-исследовательская работа способствует развитию самостоятельности и инициативности у учащихся, формируя у них уверенность в своих силах и желание учиться. Мы надеемся, что эти рекомендации станут полезным инструментом для учителей, вдохновляя их на внедрение инновационных подходов в образовательный процесс и способствуя более глубокому и осмысленному обучению детей.
Список используемой литературы
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.-1233 с.
2. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017 г. – 256 с.
4. Залуговская В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
5. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.
6. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.
7. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
8. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.
10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
11. Поляк Н.С. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.
12. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г. – 19 с.
13. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с.
14. Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.