СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК предназначены для студентов 1 курса по специальностям "Технология машиностроения", "Авиационные приборы и комплексы" .
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»
Одобрено
ЦМК гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 1 от 29 августа 2017 г.
_______________/Апарин А. Н./
Методические рекомендации
по организации
внеаудиторной самостоятельной работы студентов
учебная дисциплина:
Русский язык
Разработчик: Кулагина О. Г,
преподаватель
Арзамас, 2017 г.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение;
12.02.01 Авиационные приборы и комплексы, входящей в укрупненную группу специальностей 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
Организация-разработчик ГБПОУ «АПК им. П. И. Пландина».
Разработчик: Кулагина О. Г., преподаватель ГБПОУ «АПК им. П. И. Пландина».
Одобрена Методическим советом ГБПОУ «АПК им. П.И.Пландина»
Протокол методического совета колледжа № 1 от «29» августа 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка | 4 |
1. | Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык»
| 12 |
2. | Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы | 27 |
3. | Критерии оценивания | 42 |
4. | Список использованных источников | 46 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет важную роль в технологии обучения. В программе по дисциплине «Русский язык» на внеаудиторную самостоятельную работу выделяется 39 часов.
К современному специалисту общество предъявляет высокие требования, среди которых особое значение имеет наличие у выпускников умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание исследовательских и курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Методические рекомендации для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с учебным планом, рабочей программой по учебной дисциплине «Русский язык», ФГОС по профессиям 15.02.08 Технология машиностроения, 12.02.01 Авиационные приборы и комплексы.
Цель методических рекомендаций - оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык».
Цели выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
обеспечение профессиональной подготовки обучающихся;
формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС;
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по учебной дисциплине;
формирование умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности обучающихся (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Задачи самостоятельной работы обучающихся:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык»;
овладение практическими навыками работы с литературой;
овладение практическими навыками применения полученных знаний по русскому языку в профессиональной деятельности.
Самостоятельная деятельность определяется содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности обучающихся.
Выделяют следующие виды самостоятельной работы:
для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- ознакомление с нормативными документами;
для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции;
- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы; - аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);
- составление аннотированного каталога литературы по теме / проблеме; - составление терминологического словаря по теме;
- составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой;
- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
- анализ современного опыта в профессиональной сфере;
для формирования компетенций:
- выполнение упражнений по образцу;
- выполнение вариативных упражнений;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- ведение рефлексивного дневника и самоанализ изучения курса;
- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;
- проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:
фронтальной (общегрупповой) - обучающиеся выполняют одно и то же задание;
групповой - для выполнения задания обучающиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
парной - задание выполняется в парах;
индивидуальной - каждый обучающийся выполняет отдельное задание.
Настоящие методические указания позволят обучающимся самостоятельно овладеть знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование перечисленных ниже компетенций:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество(ОК 2);
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях(ОК 3);
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития(ОК 4);
использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности(ОК 5);
работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями(ОК 6);
ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий(ОК 7);
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации(ОК 8);
быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).
В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» обучающиеся должны продемонстрировать освоенные компетенции:
личностные:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; − осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; − способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, поучаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметные:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» обучающиеся должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от учебной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при дискуссиях;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать знания в повседневной жизни для
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется
по трём направлениям:
учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, словосочетания, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя;
учитывается способность обучающегося выражать своё отношение к действительности в устной и письменной форме;
учитывается уровень развития коммуникативной компетенции обучающего, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, нормами орфографии и пунктуации.
Формами контроля, выявляющего подготовку обучающегося по русскому языку, служат:
1) соответствующие виды разбора,
2) письменные работы,
3) изложения с творческим заданием,
4) сочинения разнообразных жанров,
5) рефераты,
6) диктанты,
7) защита творческих работ,
8) тематический контроль,
9) тестирование,
10) просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем,
11) организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе,
12) обсуждение результатов выполненной работы на занятии,
13) проведение устного опроса,
14) организация и проведение индивидуального собеседования,
15) проведение семинаров,
16) защита отчетов о проделанной работе,
17) организация творческих конкурсов,
18) организация конференций,
19) проведение олимпиад и др.
Описание каждой самостоятельной работы содержит название темы, цели работы, задание, алгоритм выполнения, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий.
Критерии оценки за самостоятельную работу
1.Уровень усвоения обучающимися учебного материала.
2.Умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий.
3.Сформированность общеучебных компетенций.
4.Обоснованность, чёткость, глубина изложения ответа.
5.Оформление материалов в соответствии с предъявляемыми требованиями.
6.Осознанное использование полученных знаний по предмету в профессиональной деятельности.
7. Умение аргументированно формулировать собственную позицию, оценку того или иного явления.
Зачет ставится в случае, если выполнено не менее 50% заданий, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, выполнены требования к оформлению отчета и срокам его сдачи.
Незачет ставится, если обучающийся не справился с заданием (выполнено менее 50% задания варианта), не раскрыл основное содержание вопросов, допустил грубые ошибки в выполнении задания, выполнил работу несамостоятельно.
Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по учебной дисциплине «Русский язык»
№ | Раздел программы, тема | Вид самостоятельной работы | Кол- во часов | Цели и задачи | Формы и методы работы | Формы контроля | Конечный результат | ||
| Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | ||||||||
1 | Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности | Выполнение тестовых заданий | 3 | Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса | Индивидуально, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: -осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать основные требования к речи; - проводить стилистический анализ текста; знать: - функциональные стили речи; - основные признаки каждого стиля речи | ||
2 | Тема 1.3. Текст как произведение речи | Конспектирование. Выписать из учебника «Физика» текст объёмом 350 слов; определить его тему, структуру, стилистическую принадлежность, составить план, выписать ключевые слова; найти 10 примеров на правило «Правописание безударных гласных в корне слова». Подготовить сообщение на основе проделанной работы, выступить с анализом текста на уроке. Выполнение тестовых заданий | 3 | Развитие устной речи обучающихся на материале текста, связанного с профессией. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса | Фронтально, методы работы: конспектирование статьи, составление плана сообщения, тезисов. Индивидуально, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Выступление на уроке | Обучающиеся должны уметь: - выделять тему и основную мысль текста; -осуществлять информационную переработку текста; - выделять средства и виды связи предложений в тексте; - выделять абзацы в тексте; знать: - признаки и структуру текста; - средства и виды связи предложений в тексте; | ||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | |||||||||
3 | Тема 2.2 Орфоэпические нормы. | Подготовить сообщение по теме «Культура речи. Нормы русского языка» | 3 | Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - пользоваться орфоэпическим словарём - произносить гласные и согласные звуки; - произносить заимствованные слова; знать: - орфоэпические нормы русского языка; - орфоэпические словари | ||
4 | Тема 2.3 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Тема 2.4 Правописание приставок. | Подготовить словарный диктант со словами, в которых есть безударные гласные, звонкие и глухие согласные (50 слов), сделать орфографический анализ слов. Тестовые задания | 3 | Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - пользоваться орфографическим словарём, учебными схемами и таблицами; - применять в письменной речи правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, приставок -выполнять тестовые задания; знать: -правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, приставок ; | ||
| Раздел 3. Лексика и фразеология | ||||||||
5 | Тема 3.1 Слово в лексической системе языка. | Таблица «Группы слов русского языка», подбор примеров для связного ответа по таблице; анализ структуры 2- -х словарных статей из толкового словаря (3.2). Эссе по теме «Почему я выбрал профессию….?» | 4 | Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, уметь логично и последовательно высказывать свои мысли по теме | Фронтально, методы работы: составление таблицы, анализ структуры словарных статей, анализ текста, развитие письменной речи | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - определять лексическое и грамматическое значение слова; - определять прямое и переносное значение слова; -определять и использовать в речи синонимы, омонимы, антонимы, паронимы; -писать эссе на заданную тему; знать: - лексическую систему языка; -особенности эссе; | ||
6 | Тема 3.2 Русская лексика с точки зрения ее происхождения | Выписать из учебника «Основы информационных технологий» 10 профессиональных терминов, найти в толковом словаре их значение, составить с выписанными словами простые предложения | 2 | Знать значение профессиональной лексики, связанной с полу- чаемой профессией | Фронтально, методы работы: работа с учебником, словарём, поисковый метод | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - определять лексическое и грамматическое значение слова; -составлять предложения; знать: - лексическую систему языка; -структуру словарной статьи в словаре | ||
7 | Тема 3.3 Русская лексика с точки зрения ее употребления.
| Выписать из учебника «Основы информационных технологий» 10 профессиональных терминов, найти в толковом словаре их значение, составить с выпи- санными словами простые предложения | 2 | Знать значение профессиональной лексики, связанной с полу- чаемой профессией | Фронтально, методы работы: работа с учебником, словарём, по- исковый метод | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - определять лексическое и грамматическое значение слова; -составлять предложения; знать: - лексическую систему языка; -структуру словарной статьи в словаре | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | |||||||||
8 | Тема 4.1 Понятие морфемы как значимой части слова. | Подготовить карточки с профессиональными терминами (20 слов), выделить в этих словах морфмы | 2 | Развитие интереса к учебной дисциплине, закрепление и систематизация знаний по теме | Индивидуально и фронтально, метод работы: работа с научной литературой | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять морфемы в слове; - проводить морфемный разбор слова; знать: - особенности морфемы как значимой части слова; - порядок морфемного разбора слова | ||
9 | Тема 4.2 Способы словообразования. | Таблица по теме «Способы словообразования» заполнение её языковым материалом (не менее 7 слов на каждый способ словообразования), взятым из учебника «Основы информационных технологий». Выполнение тестовых заданий | 2 | Систематизация знаний по теме. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - определять способы словообразования; знать: - способы словообразования; словообразование знаменательных частей речи; | ||
Раздел 5. Морфология и орфография | |||||||||
10 | Тема 5.1 Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное | Анализ текста: из учебника «Основы информационных технологий» выписать текст (150 слов), определить его тему, стиль, составить план, выписать 9примеров слов разных частей речи (самостоятельных и служебных), определить их грамматическое значение; выписать примеры, иллюстрирующие правило «Правописание падежных окончаний имён существительных» | 1 | Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию устной речи | Фронтально Индивидуально, методы работы: сравнительно- аналитические наблюдения, работа с книгой, | Выступление на уроке | Обучающиеся должны уметь: - выделять грамматические признаки слова; - определять по грамматическим признакам часть речи; знать: - грамматические признаки слова; - знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в по строении текста -грамматические при знаки имени существительного | ||
11 | Тема 5.2. Имя прилагательное | Анализ текста: из учебника «Основы информационных технологий» выписать текст (150 слов), определить его тему, стиль, выписать прилагательные, определить их разряд | 1 | Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию устной речи | Фронтально, методы работы: сравнительно- аналитические наблюдения, работа с книгой | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять грамматические признаки имени прилагательного; -определять тему, стиль текста; знать: - грамматические признаки имени прилагательного | ||
12 | Тема 5.3 Имя числительное, местоимение. | Выписать их учебника «Основы информационных технологий» текст (350 слов), в котором имеются числительные, местоимения, определить его тему, стиль, подчеркнуть все числительные, сделать морфологический разбор 5 числительных и 5 местоимений | 2 | Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию устной речи | Фронтально, методы работы: сравнительно- аналитические наблюдения, работа с книгой | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять грамматические признаки имён числительных; местоимений; - применять правила правописания имён числительных, местоимений в письменной речи; - правильно употреблять формы имён числительных, местоимений в речи; - проводить морфологический разбор имени числительного, местоимений; знать: - лексико- грамматические разряды имён числительных; разряды местоимений; - правописание имён числительных, местоимений; - порядок морфологического разбора имени числительного, местоимений | ||
13 | Тема 5.4 Глагол. Правописание. | Анализ языкового материала: найти примеры написания НЕ с глаголами в учебнике «Основы информационных технологий» (20 примеров), вы- писать их, сделать морфологический разбор 5 глаголов. Выполнение тестовых заданий | 2 | Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию письменной речи. Подготовить к экзамену в фор- мате ЕГЭ, закрепить полученные знания по темам курса | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять грамматические признаки глагола; - применять правила правописания глаголов в письменной речи; - правильно употреблять формы глаголов в речи; - проводить морфологический разбор глагола; знать: - грамматические при- знаки глагола; - правописание суффиксов и личных окончаний глагола; - правописание НЕ с глаголами; - порядок морфологического разбора глагола | ||
14 | Тема 5.5 Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола. | Анализ текста: выписать из учебника «Основы информационных технологий» текст (150 слов), определить его тему, стиль, сформулировать к нему 5 вопросов, найти причастия, деепричастные обороты, сделать их морфологический разбор; выписать 10 примеров словосочетаний, в состав которых входят причастия, деепричастия и отглагольные прилагательные с –н-/-нн- в суффиксах, объяснить их написание. Выполнить тестовых заданий | 2 | Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять грамматические признаки причастия; деепричастия - применять правила правописания причастий и деепричастий в письменной речи; - правильно употреблять причастия и деепричастия в речи; - выделять причастный и деепричастный обороты в предложении; - проводить морфологический разбор причастия, деепричастия; знать: - грамматические при знаки причастия, деепричастия как особой формы глагола; - правописание суффиксов и окончаний причастий; правописание деепричастий - правописание НЕ с причастиями и деепричастиями; - правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных; - признаки причастного и деепричастного оборотов; - порядок морфологического разбора причастия, деепричастия | ||
15 | Тема 5.6 Наречие. Слова категории состояния. | Анализ языкового материала: в учебнике «Основы информационных технологий» найти наречия и слова категории состояния, выписать их в тетрадь в составе словосочетаний (20 словосочетаний). Выполнение тестовых заданий | 1 | Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять грамматические признаки наречия, СКС; - применять правила правописания наречий, СКС в письменной речи; - правильно употреблять наречия, СКС в речи; - проводить морфологический разбор наречия, СКС; -выполнять тестовые задания; знать: - грамматические признаки наречия, СКС; - правописание наречия, СКС; - порядок морфологического разбора наречия, СКС; - отличие наречий от слов-омонимов; - особенности слов категории состояния; Группы слов категории состояния и их функции в речи | ||
16 | Тема 5.7 Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. | Выполнение тестовых заданий Анализ языкового материала: выписать из учебника «Основы информационных технологий» словосочетания, в состав которых входят производные предлоги выделить в нём все союзы, сделать их морфологический разбор. Выполнение тестовых заданий | 2 | Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию письменной речи. Подготовка к экзамену, закрепление полученных знаний по темам курса | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - применять правила правописания предлогов, междометий, звукоподражательных слов в письменной речи; - отличать производные предлоги от слов- омонимов; - правильно употреблять предлоги в составе словосочетаний; -правильно употреблять существительные с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.; - отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов; - правильно употреблять союзы в простом и сложном предложении; -правильно употреблять союзы как средство связи предложений в тексте; знать: - грамматические особенности предлога, союза, частицы как части речи; - правописание предлогов, союзов, частиц | ||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | |||||||||
17 | Тема 6.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Анализ языкового материала: выписать их учебника «Основы информационных технологий» текст (350 слов), пронумеровать каждое предложение в тексте, выписать номера предложений в следующей последовательности: 1) простые; 2) ССП; 3) СПП; 4)БСП | 1 | Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию устной речи | Индивидуально, метод работы: работа с научной литературой | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять основные единицы синтаксиса в речи; знать: - основные единицы синтаксиса - строение словосочетания; - виды связи слов в словосочетании; - нормы построения словосочетаний; - порядок синтаксического разбора словосочетания; - значение словосочетания в построении предложения | ||
18 | Тема 6.2 Простое предложение. Односоставное и неполное предложения | Анализ языкового материала: выписать из учебника «Основы информационных технологий» текст (350 слов), выделить грамматические основы в предложениях. Анализ текста: выписать из учебника «Основы информационных технологий» текст (350 слов), разобрать по членам каждое предложение, найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне (10 слов). Выполнить тестовые задания | 1 | Формирование учебной и когнитивной компетенций и навыков отбора и анализа материала, подготовка к экзамену | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - выделять грамматическую основу в предложении; - правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым; - выполнять синтаксический разбор простого предложения; -проверять безударные гласные в корне слова; знать: - виды предложений по цели высказывания, по интонации; - прямой и обратный порядок слов; - грамматическую основу простого двусоставного предложения; - особенности второстепенных членов предложения и их роль в построении текста; - особенности односоставных и неполных предложений; -правило проверки безударных гласных в корне | ||
19 | Тема 6.3. Осложнённое простое предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Тема 6.4 Знаки препинания при словах, не связанных с членами предложения. | Анализ языкового материала: выписать из учебника «Основы информационных технологий» 20 предложений с однородными членами, составить их схемы. Выполнение тестовых заданий. Анализ языкового материала: выписать из учебника «Основы информационных технологий» 20 предложений с вводными словами, составить схемы этих предложений, объяснить правописание окончаний прилагательных и причастий | 1 | Систематизация знаний по теме. Подготовка к экзамену | Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны знать: - предложения с однородными членами и знаки препинания в них; - предложения с обособленными и уточняющими членами; - правила постановки знаков препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения; - способы передачи чужой речи; - правила постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи; - правила постановки знаков препинания при диалоге; уметь: - выделять осложнённые предложения в тексте; - употреблять правила постановки знаков препинания в осложнённых предложениях | ||
20 | Теме 6.5 Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Тема 6.6 Сложноподчинённое предложение. Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение. Тема 6.8 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | Анализ языкового материала: выписать из учебника «Основы информационных технологий» 20 ССП, составить схемы этих предложений, объяснить правописание окончаний глаголов. Выполнение тестовых заданий. Анализ языкового материала: выписать из учебника «Основы информационных технологий» 20 СПП, составить схемы этих предложений, объяснить правописание окончаний существительных | 1 | Углубить знания обучающихся по теме занятия, способствовать развитию письменной речи. | Подготовка к экзамену Фронтально, метод работы: работа с научной литературой. По группам, методы работы: выполнение тестовых заданий, работа с текстами | Самоотчёт | Обучающиеся должны уметь: - определять типы сложных предложений; - применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях; - делать анализ сложного синтаксического целого как компонента текста; - типы сложных предложений; знать: - особенности сложно-сочинённых, сложно-подчинённых и бессоюзных сложных предложений, и правила постановки знаков препинания в них; - особенности сложного синтаксического целого как компонента текста | ||
| Итого | | 39 | | | | |
3. АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ.
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращѐнно, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Ориентировочное время на подготовку конспекта – 2 ч.
Роль преподавателя:
• усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
• консультирование при затруднениях.
Роль студента:
• прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
• установить логическую связь между элементами темы;
• записывать только то, что хорошо уяснил;
• выделять ключевые слова и понятия;
• заменять сложные развѐрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
• разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
• содержательность конспекта, соответствие плану;
• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
• соответствие оформления требованиям (Приложение 3)
• грамотность изложения;
• конспект сдан в срок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
СООБЩЕНИЯ
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объѐму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несѐт новизну, отражает современный взгляд по определѐнным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объѐмом информации, но и еѐ характером, сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения до 5 мин.
Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Роль преподавателя:
• определить тему и цель сообщения;
• определить место и сроки подготовки сообщения;
• оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
• рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
• оценить сообщение в контексте занятия.
Роль студента:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно;
• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• наличие элементов наглядности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ
(для подготовки сообщений и практических работ)
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в
самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные
порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических
изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:
- чѐтко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу
информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную
информацию,
- правильно формулировать критерии поиска;
- определять и разделять размещѐнную в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);
-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;
- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему
виду сайта, характеру подачи информации, еѐ организации;
- студентам необходимо уметь еѐ анализировать, определять еѐ внутреннюю
непротиворечивость.
Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей
коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую
честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об
информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной
тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об
охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о
преступлениях в сфере компьютерной информации.
При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный
авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций,
студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные
авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических
сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы
последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные
статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких
работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют
автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены
разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам,
где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое,
поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с
интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет –
это ещѐ и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный
текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование
которых приветствуется.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Согласно словарю иностранных слов, реферат – это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор
объясняет следующее:
• почему он выбрал данную тему;
• чем эта тема важна;
• какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;
• какие источники информации использованы, их краткая характеристика.
2. Основная часть реферата должна быть поделена на пункты или разделы.
3. В реферате перечисляются источники информации, обязательно оформляются
ссылки на них в тексте.
4. В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.
5. В конце оформляется список использованной литературы.
6. Объѐм реферата – 10 -15 листов (формат А4).
Требования к оформлению реферата
Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.
Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):
набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;
заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным);
межстрочный интервал полуторный;
разрешается интервал между абзацами;
отступ в абзацах 1,25 см.;
Поля: левое – 3, правое – 1 , верхнее, нижнее – 2.
Нумерация страниц – сквозная, в нижнем правом углу, начиная с титульного листа (номер
на титульном листе не указывается, но учитывается).
Подготовка к защите и порядок защиты реферата
Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).
Порядок защиты реферата:
1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные
результаты, вывод и предложения.
2. Ответы студента на вопросы преподавателя.
3. Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.
Правила оформления библиографических списков
Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.
Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:
автор (фамилия, инициалы);
название, подзаголовок;
выходные данные (место издания, издательство и год издания).
Пример: Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М.:
Просвещение, 2002.
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:
название сборника, журнала, газеты;
место издания и год издания (если сборник);
год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
Пример: Пленков О.Ю. Русская фразеология// Русский язык в школе. – 2012. - №1. – С.12-13.
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также
заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.
Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного
сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
• выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
• составления плана реферата (порядок изложения материала);
• формулирования основных выводов (соответствие цели);
• оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет
особенности, касающиеся:
• выбора литературы (основной и дополнительной);
• изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного
материала, краткое изложение, формулирование выводов);
• оформления реферата согласно установленной форме (Приложение 2)
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• соответствие оформления реферата требованиям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА.
Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной
самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры,
обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (Приложение 5).
Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую
характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель
опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные
базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объѐмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при еѐ запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч.
Роль преподавателя:
• помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
• консультировать при затруднениях;
• периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.
Роль студента:
• изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
• установить логическую связь между элементами темы;
• представить характеристику элементов в краткой форме;
• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в
структуре работы;
• оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• соответствие оформления требованиям;
• аккуратность и грамотность изложения;
• работа сдана в срок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГЛОССАРИЯ, ТЕЗАУРУСА
Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Составление тезауруса - это вид самостоятельной работы, выражающейся в составлении словаря, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.
Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч.
Роль преподавателя:
• определить тему, рекомендовать источник информации;
• проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль студента:
• прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
• подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать
(упростить в плане устранения избыточности и повторений);
• оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие терминов теме;
• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в
соответствии со спецификой изучения дисциплины;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЫПО ТЕМЕ
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объѐмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации.
Краткость изложения информации характеризует способность к еѐ свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Оформляется письменно.
Ориентировочное время на подготовку – 1 ч.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного
задания по подготовке к теоретическому занятию.
Роль преподавателя:
• определить тему и цель;
• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• выбрать оптимальную форму таблицы;
• информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
• пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• логичность структуры таблицы;
• правильный отбор информации;
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного)
характера изложения информации;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ И ЭТАЛОНОВ
ОТВЕТОВ К НИМ
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем еѐ дифференциации,
конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа)
(Приложение 6). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним.
Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
• познакомить с вариантом тестов;
• проверить исполнение и оценить в конце занятия.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• провести еѐ системный анализ;
• создать тесты;
• создать эталоны ответов к ним;
• представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания тестовых заданий теме;
• включение в тестовые задания наиболее важной информации;
• разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
• наличие правильных эталонов ответов;
• тесты представлены на контроль в срок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ
Семинар — это особая форма учебно-теоретических занятий которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы.
Этапы подготовки к семинару:
• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
• - изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его
обосновать;
• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И РЕШЕНИЮ
СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ (КЕЙСОВ)
Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (Приложение 7). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы еѐ решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже
имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних
заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения
и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач
относятся к частично поисковому методу, и предполагает третий (применение) и
четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы еѐ решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч.
Роль преподавателя:
• определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
• сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
• консультировать студента при возникновении затруднений;
• оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить еѐ со
студентами).
Роль студента:
• изучить учебную информацию по теме;
• провести системно – структурированный анализ содержания темы;
• выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с
преподавателем;
• дать обстоятельную характеристику условий задачи;
• критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане
избыточности);
• выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы
действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная);
• оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания задачи теме;
• содержание задачи носит проблемный характер;
• решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого
подходов;
• продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
• задача представлена на контроль в срок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ ПО ТЕМЕ И ОТВЕТОВ К НИМ
Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объѐмом не менее 10 слов – 1 ч.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
• проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
• представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• грамотная формулировка вопросов;
• кроссворд выполнен без ошибок;
• работа представлена на контроль в срок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научно-исследовательская деятельность студента – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и еѐ решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.
Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более ѐмки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.
Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛОВ-ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления еѐ в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием
программы Microsoft PowerPoint.
Общие правила оформления презентации
Дизайн
Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не
отвлекал слушателей.
Титульный лист
1. Название презентации.
2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
3. Логотип (по желанию).
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в
содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
2. В конце точка НИКОГДА не ставится
3. Анимация, как правило, не применяется.
Текст
1. Форматируется по ширине.
2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.
6. В таблицах – по усмотрению автора.
7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка:
8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом
графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет,
используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация
только отвлекает.
Список литературы
1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.
2. Пишется название источника (без кавычек).
3. Ставится тире и указывается место издания.
4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).
5. После запятой пишется год издания.
Пример:
1. Петров А.В. Экономика в школе. – М.: Просвещение, 2001.
2. Сидоров Т.В. Экономика транспорта. – Спб.: Аврора, 2000.
3. Щукина И.Г. Люди и машины. – Саратов: Лицей, 2006.
Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например: http://itn.ru/board.aspx?cat_no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&page=0
Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.)
размещайте в ту же папку, что и презентацию.
Правила оформления презентаций
1. Общие требования к смыслу и оформлению:
Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения.
Презентации должны быть разными — своя на каждую ситуацию. Презентация для
выступления, презентация для отправки по почте или презентация для личной встречи
значительно отличаются;
Представьте себя на месте просматривающего.
2. Общий порядок слайдов:
Титульный;
План презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов — это максимум, к которому не
следует стремиться);
Основная часть;
Заключение (выводы);
Спасибо за внимание (подпись).
3. Требования к оформлению диаграмм:
У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок
слайда;
Диаграмма должна занимать все место на слайде;
Линии и подписи должны быть хорошо видны.
4. Требования к оформлению таблиц:
Название для таблицы;
Отличие шапки от основных данных.
5. Последний слайд (любое из перечисленного):
Спасибо за внимание;
Вопросы;
Подпись;
Контакты.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч.
Роль преподавателя:
• помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
• консультировать при затруднениях.
Роль студента:
• изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
• установить логическую связь между элементами темы;
• представить характеристику элементов в краткой форме;
• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в
структуре работы;
• оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильная структурированность информации;
• наличие логической связи изложенной информации;
• эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
• работа представлена в срок.
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНСПЕКТА
«5» Полнота использования учебного материала. Объѐм конспекта – 1 тетрадная страница
на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество
смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«4» Использование учебного материала неполное. Объѐм конспекта – 1 тетрадная
страница на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«3» Использование учебного материала неполное. Объѐм конспекта – менее одной
тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично
изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность
(наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта.
Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных
предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.
«2» Использование учебного материала неполное. Объѐм конспекта – менее одной
тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
ФОРМА КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЫ
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.
«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры
номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или
недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры
приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.
ФОРМА КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры
проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .
«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью
освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура,
отсутствуют иллюстрации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного рассмотрения вопроса,
аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при
наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного
рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного
влияния на окончательный результат;
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа
выполнена крайне небрежно и т.д.
ФОРМА КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.
«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12страниц, текст
напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата,
отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно,
без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала
работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на
вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст
напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст
напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта неполностью, не
отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с
ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 5страниц,
текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
ФОРМА КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КРОССВОРДА
Составленные кроссворды проверяются и оцениваются. Критерии оценки:
смысловое содержание;
грамотность;
выполнение правил составления кроссвордов;
эстетичность.
При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.
Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов.
Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия
ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при
наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного
выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали
существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме
используемых понятий и т.д.;
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены
принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.
«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры
номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или
недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры
приведены с многочисленными неточностями.
«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ, ДОКЛАДА
Доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.
«Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок. При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст
напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно. При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст
напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью,
информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог
привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст
напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1
источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
ФОРМА КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ И ЭТАЛОНОВ ОТВЕТОВ К НИМ
Формой контроля выполнения самостоятельной работы является тестирование по теме самостоятельной работы.
• соответствие содержания тестовых заданий теме;
• включение в тестовые задания наиболее важной информации;
• разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
• наличие правильных эталонов ответов;
• тесты представлены на контроль в срок.
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
«5» - работа характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения; точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.
Логические ошибки отсутствуют.
Орфографических ошибок нет (или 1 при отсутствии пунктуационных).
Пунктуационных ошибок нет (или 1 при отсутствии орфографических).
Допущено не более 1 грамматической ошибки.
Допущено не более 1 речевой ошибки.
Объем работы – не менее 150 слов.
«4» - работа характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, но допущено нарушение связности изложения (не более 1). Мысли выражены точно, имеет место разнообразие грамматических форм, но средства выразительности не использованы или использованы не всегда уместно.
Орфографических ошибок не более 3.
Пунктуационных ошибок не более 4.
Допущено не более 4 речевых ошибок.
Объем работы не менее 100 слов.
«3» - в работе просматривается коммуникативный замысел, но имеются нарушения связности изложения (более 1 случая). Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи.
Орфографических ошибок не более 4.
Пунктуационных ошибок не более 4.
Грамматических ошибок не более 2.
Допущено не более 4 речевых ошибок.
Объем – 70 – 100 слов.
«2» - в работе отсутствует смысловая цельность, связность и последовательность изложения и/или допущены грубые логические ошибки. Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи и неуместным использованием средств выразительности.
Орфографических ошибок более 4.
Грамматических ошибок более 2.
Пунктуационных ошибок более 4.
Допущено более 4 речевых ошибок.
Объем – менее 70 слов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО И ЧАСТИЧНО –
ПОИСКОВОГО ХАРАКТЕРА
«5» - всѐ задание выполнено, верно.
«4» - выполнено правильно не менее 2/3 задания.
«3» - выполнено правильно не менее половины задания.
«2» - ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.
4.Список использованных источников.
Основная литература:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык : пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык : учебник для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2013.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М., 2014
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. – М., 2014
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. – М., 2014
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. – М.,2014
Дополнительная литература:
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекоменлации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. – М., 2014
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет-ресурсы:
www. eor.it.ru/ eor (учебный портал по использованию ЭОР)
www. ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме)
www. russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»)
www. rus. 1septembet.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
www. uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, компьютерные презентации, методические разработки по русскому языку и литературе)
www. Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
www. metodiki.ru (Методики)
www. posobie.ru (Пособия)
11