СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников»

Методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников


1. В результате целенаправленного обучения, продуманной системы работы можно добиться в начальных классах такого умственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использования усвоенных приемов при решении новых задач.

2. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для развития логического мышления, но мы считаем, что процесс развития основ логического мышления необходимо начинать в дошкольном возрасте путем подбора специальных заданий.

3. Процессу развития логического мышления младших школьников способствует комплекс специальных заданий математического содержания.

4.Развитие логического мышления учащихся на всех уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество современного образования. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное - привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. 
Задача по формированию и развитию логического мышления общепризнана и давно принята педагогическим сообществом. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления. 
5.Под руководством учителя обучающиеся начальной школы знакомятся с применением законов и правил логики. Они должны научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. 
Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. Логические упражнения, игры позволяют на доступном детям материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. 
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.

6 Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять закономерности, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. 
7.Уроки математики способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, а также при выполнении логических заданий и упражнений. 
8.Согласно новым стандартам, обучающиеся начальной школы должны овладеть такими элементами логических универсальных учебных действий, как: сравнение, классификация, анализ и синтез, определение знакомого понятия через род и видовое отличие.

Приведем примеры типовых заданий, системное использование которых направлено на формирование логических универсальных учебных действий не только на уроках математики, но и на уроках по другим учебным предметам и во внеурочной деятельности.
Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. 

«Сравни, чем похожи и чем отличаются..» 

«Найди одинаковые» 

«Определи «цвет» ....» 

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. 

«Что изменилось?» 

«Отгадай правило, по которому составлен ряд» 

«Продолжи» 

«Вставь пропущенные числа» 

«Расскажи о ..» 

«Составь план» 

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. 

«Составь из ..» 

«Узнай...» 

«Составь....» 

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. 

«Назови ....» 

«Составь....» 

«Найди правильный ответ» 

«Замени...» 

Классификация - выделение оснований классификации (признак для выделения групп) и разбиение на классы (группы) на основе родовидовых отношений. 

«Найди лишнее» 

«Раздели на группы» 

«По какому признаку разделили на группы?» 

Сериация - упорядочивание объектов по какому-либо признаку 

«Расположи в порядке увеличения или уменьшения» 

«По какому признаку изменяются предметы в ряду?» 

«Расположи по порядку» 

Целенаправленное использование этих упражнений на уроках и во внеклассных занятиях способствует положительной динамике развития уровня логического мышления у обучающихся и повышения качества знаний по школьным предметам. 

В процессе формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требуют от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таят в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!