СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по решению задач по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящие методические указания являются логическким продолжением методических указаний к выполнению самостоятельной подготовки обучающихся к занятиям.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по решению задач по химии»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕШЕНИЮ РАСЧЁТНЫХ
ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

















Автор учитель химии высшей категории Кальнова С.С.


Содержание:


Введение 4

Роль и место расчётных задач в курсе химии 6

Классификация задач 7

Задачи, решаемые с использованием

химической формулы вещества или на вывод

формулы. 8

Задачи, для решения которых используют уравнение химической реакции. 12

Задачи, связанные с растворами или смесями веществ 17

Справочные данные 23

Литература 27












Введение


Настоящие методические указания являются логическим продолжением методических указаний к выполнению самостоятельной подготовки обучающихся к занятиям, выполнению практических и контрольной работы по химии. Примеры решения задач совпадают с выполнением лабораторной работы по теме «Приготовление растворов с заданной концентрацией» и предложенными задачами в каждой изученной темы нового материала.

Главная цель настоящих методических указаний – помочь студентам решить различные типы задач при подготовке к занятиям, лабораторным и контрольным работам.

Настоятельно рекомендуем студентам предварительно изучить теоретический материал по каждому разделу химии, используя учебную литературу по химии. Весь теоретический материал с формулами, определениями и т. д. по каждому разделу, необходимый для решения задач, можно найти и в учебной литературе по химии.

Для удобства пользования в настоящих методических указаниях приведены справочные данные.

При рассмотрении примеров обратите внимание, что практически везде используется международная система единиц (СИ); все физические величины, где это требуется, даны с соответствующими единицами измерения; во всех расчетных формулах величины подставлены без преобразований в необходимых единицах измерения.

Очень надеемся, что данные методические указания помогут вам успешно справиться с решением задач по химии.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


Роль и место расчётных задач в курсе химии

Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.

Значение решения задач:

Во-первых, это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике.
Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.
Во-вторых, прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью.

Место задач в курсе химии:

  • При объяснении нового материала задачи помогают иллюстрировать изучаемую тему конкретным практическим применением, в результате учащиеся более осознанно воспринимают теоретические основы химии.

  • Самостоятельное решение задач способствует привлечению студентов к самостоятельной работе с использованием не только учебников, но и дополнительной литературы.

  • Решение задач – это мыслительный процесс.

  • С целью контроля и учета знаний лучшим методом также является расчетная задача, т.к. при ее решении можно оценить все качества ученика, начиная от уровня знания теории до умения оформлять решение в тетради.

Итак, решение задач:

  • учит мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации;

  • проявляет взаимосвязь представлений и понятий;

  • ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий;

  • позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой и математикой;

  • является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий;

  • служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе учения предмета;

  • воспитывает в процессе изучения у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.



Классификация задач

На сегодняшний день не существует единого подхода к классификации химических задач. Окончательно разработанной классификации химических задач нет. В учебных пособиях по методике химии, специальных методических пособиях по решению задач и в статьях приводятся различные варианты классификации задач. Общепризнанной является классификация химических задач на качественные и количественные, которые решаются устным, письменным и экспериментальным способом:

Химические расчетные задачи можно условно разделить на три группы:

  1. Задачи, решаемые с использованием химической формулы вещества или на вывод формулы.

  2. Задачи, для решения которых используют уравнение химической реакции.

  3. Задачи, связанные с растворами веществ.












Задачи, решаемые с использованием химической формулы вещества или на вывод формулы.

Задача 1. Сколько молекул озона О3 содержится в 72 г его?



Дано:

m(О3)= 72г

Решение

1)      n (О3)=m/ M= 72г:48г/моль=1,5моль

      M(О3)=16.3= 48 г/моль

2)      N (О3)=n NA= =1,5моль.6,02.1023молекул.моль-1=9.1023молекул

Ответ: N (О3)= 9.1023молекул

 

Найти:

N (О3)-?





Задача 2. Какой объем занимают (при н.у.) 280 кг азота?



Дано:

m(N2) = 280кг

Решение

  1. n  (N2)=m/ M= 280кг:28кг/ кмоль =10кмоль

      M (N2) = 14.2= 28 г/моль= 28кг/ кмоль

  1. V (N2)= n .Vм =10кмоль.22,4м3/ кмоль=224 м3

Ответ: V (N2)= 224 м3

 

Найти:

V (N2) -?

 





Задача 3. Какую массу имеют 112л (при н.у.) углекислого газа?



Дано:

V (СО2) = 112л

Решение

  1. n (СО2)=V/ Vм = 112л/ 22,4л/моль= 5 моль

  2. m (СО2) = n.M= 5моль?(12+16.2) г/ моль= 5.44=220г

     

Ответ: m (СО2) =220г

 

Найти:

m (СО2)-?


Задача 4. Массовая доля кислорода в одноосновной аминокислоте равна 42,67%. Установите молекулярную формулу кислоты.

Дано:
w (О) = 42,67%

Решение: 
Рассчитать молярную массу кислоты CnН2n (N Н2) CОOH
w (О) = 

M кислоты = 75 (г/моль) 
Найти число атомов углерода в молекуле кислоты и установить её формулу М = 12 n + 2 n + 16 + 45 =75 
14 n = 14, n = 1
Ответ: формула кислоты NН22CОOH
М (NН22 CОOH) = 75 г/моль

Вывести формулу соединения 
CnН2n (N Н2) CОOH

Задача 5. Определите молекулярную формулу вещества, при сгорании 9 г которого образовалось 17,6 г CO2, 12,6 г воды и азот. Относительная плотность этого вещества по водороду — 22,5. Определить молекулярную формулу вещества.

Дано:
m (вещ) = 9г
m (CO2) = 17,6г

m (Н2О)= 12,6г


D (Н2) = 22,5

Решение

  1. Схема реакции горения:
    СхНуNz + O2 → CO2 + H2O + N2

  2. Находим какое количество вещества С и Н находится в CO2 и H2O

ν(CO2) = m / M = 17,6 / 44 = 0,4 моль.
ν(Н2О) = m / M = 12,6 / 18 * 2 = 1,4 моль.

  1. Находим массу азота в исходном веществе.Для этого из массы всего исходного вещества надо вычесть массы С и Н.

m(C) = 0,4 • 12 = 4,8 г,
m(H) = 1,4 • 1 = 1,4 г

Масса всего вещества 9,8 г.

m(N) = 9 − 4,8 − 1,4 = 2,8 г ,
ν(N) = m /M = 2,8 / 14 = 0,2 моль.

  1. C : H : N = 0,4 : 1,4 : 0,2 = 2 : 7 : 1
    Простейшая формула — С2Н7N.
    Истинная молярная масса
    М = Dпо Н2 • М(Н2) = 22,5 • 2 = 45 г/моль.

  2. М (С2Н7N) = М истинной.

Ответ: С2Н7N.

Вывести формулу соединения
CхНу- ?




Примерные задачи:

  1. Сколько молекул содержится в 11 г углекислого газа СО2?

  2. Сколько молекул содержится в 1 кмоль вещества7

  3. Найдите массу 15 * 1023 молекул кислорода

  4. Определите массу 1,5 моль воды.

  5. Найдите объём, который при н.у. займут 3г. Водорода.

  6. Рассчитайте массу 5л. (н.у.) серной кислоты.

  7. В углеводороде массовая доля углерода равна 84%. Относительная плотность паров углеводорода равна 3, 45. Определите формулу углеводорода.

  8. Массовая доля в углерода в углеводороде составляет 83,33%. Плотность паров углеводорода по водороду равна 36. Определите формулу.

  9. При сжигании 29г углеводорода образовалось 88г углекислого газа и 45 г воды, относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Найти молекулярную формулу углеводорода.

  10. При сжигании 5,6 л (н.у.) газообразного органического вещества было получено 16,8 л (н.у.) углекислого газа и 13,5 г воды. Масса 1 л исходного вещества при н.у. равна 1,875 г. Найти его молекулярную формулу.












Задачи, для решения которых используют уравнение химической реакции.

Задача 1..Вычислите массу кислорода, выделившегося в

результате разложения воды массой 9 г.


Дано:

 m(H2O) = 9 г


 m(О2) - ?

 М(H2O) = 18 г/моль

 М(O2) = 32 г/моль

Решение

1.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – стехиометрические соотношения по уравнению реакции

 

0,5 моль          х моль

 2H2O = 2H2 + O2

 2 моль             1 моль


2. Вычислим количество вещества кислорода. Для этого составим пропорцию.

Следовательно, n(O2) = 0,25моль


  1. Найдём массу кислорода, которую требуется вычислить.

m = n · M

 m(O2) = 0,25 моль · 32г/моль = 8 г


Ответ: m(O2) = 8 г








Задача 2. Вычислите объём водорода (н.у.), выделившегося при взаимодействии 40,5 г алюминия с раствором серной кислоты.


Дано:
Дано:

 m(Al) = 40,5 г

 V(H2) - ?

 М(Al) = 27 г/моль

Vm = 22,4 л/моль

Решение

1. Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – молярные соотношения по уравнению реакции

1,5 моль                                  хмоль

 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2

 2 моль                                     3моль



2. Вычислим количество вещества водорода. Для этого составим пропорцию

Следовательно, n(H2) = 2,25 моль


3. Найдём массу водорода, которую требуется вычислить.

V = n · Vm

V(Н2) = 2,25 моль · 22,4 л/моль=50,4 л


Ответ: V(Н2) = 50,4 л.










Задача 3. Рассчитайте объём хлороводорода,

образовавшегося при взаимодействии 7 л водорода с хлором.


Дано:

 V(H2) = 7 л

 V(HСl) - ?

Решение.

1.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем данные об объёмах газообразных веществ, а под формулами – молярные соотношения по уравнению реакции, которые для газов, согласно закону Авогадро, равны их объёмным отношениям

 7л                 х л

 H2 + Cl2 → 2HCl

 1 моль       2 моль


2. Вычислим объём хлороводорода. Для этого составим пропорцию.

Следовательно, V(HCl) = 14 л.


Ответ: V(HCl) = 14 л.



Задача 4. На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.









Дано:

m(K2O) = 47 г,
m(HNO3) = 40 г.m(КNO3).

Mr(K2O)= 94

Mr(HNO3) =63

Mr(KNO3) =101


Решение

1. Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем данные

47г 40г Хг

K2O + 2HNO3 = 2KNO3+ H2O

1 моль 2 моль 2 моль

94г/моль 63г/моль 101г/моль

94г 126г 202г

Для удобства расчета за х1 примем массу НNО3 и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке.

47г К2О – Х г HNO3

94г К2О – 126 г HNO3

Х = 47* 126/94 = 63

2. Следовательно, азотная кислота дана в недостатке, т. к. по условию ее 40 г, а по расчету необходимо 63 г, поэтому расчет ведем по HNO3:

40г HNO3: - Х г KNO3

126г НNO3 - 202г KNO3

Х = 40 * 202/ 126 = 64г Ответ. m(КNO3) = 6г



Примерные задачи:


1.Вычислите количество оксида алюминия, который образуется в результате сгорания 2,7 г порошка алюминия.

2. Рассчитайте массу сульфата натрия, который образуется при нейтрализации раствора, содержащего 80 г гидроксида натрия, раствором серной кислоты.

3. Вычислите объём (н. у.) и массу сернистого газа, который образуется при сгорании серы массой 8 г.

4. Вычислите объём водорода (н. у.), который образуется при взаимодействии 6,9 г натрия с водой.

5. На 24 г металлического магния подействовали 100 г 30%-го раствора соляной кислоты. Найдите массу образовавшегося хлорида магния.

6. На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия.

7. На раствор, содержащий 53 г карбоната натрия, подействовали раствором, содержащим 49 г серной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли.

8. На 40 г оксида меди(II) подействовали раствором серной кислоты, содержащим 49 г безводного вещества. Найдите массу образовавшейся соли.














Задачи, связанные с растворами или смесями веществ.

Задача 1. На 200 г 10%-го раствора серной кислоты подействовали оксидом алюминия. Найдите массу образовавшейся воды.

Дано:

m(р-р H2SO4) = 200 г,
W(H2SO4) = 10%,
m(Al2O3)

m2O).

Mr(H2SO4) = 98,

Mr(H2O) = 18.




Решение

1. Рассчитаем массу серной кислоты в растворе

m(H2SO4) = 200•10/100 = 20 г.

2. Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем данные

m=20г m=Х

3H2SO4 + Al2O3 = Al2(SO4)3 +3Н2О

3 моль 3 моль

М=98 М=18

m=294 m=54

3. Составляем пропорцию и решаем её.

20г H2SO4 – Х г Н2О

294г H2SO4 – 54 г Н2О

Х = 20г* 54г/ 294г = 3,7 г

Ответ. m2O) = 3,7г.


Задача 2 . Сколько граммов соли и воды нужно для приготовления 300г. 5% раствора?


Дано:

m(р-ра) = 300 г,
W(вещ-ва) = 5%

m2O) = ?

m(соли) = ?




Решение

1.Находим массу растворённого вещества, преобразовав формулу

W(вещ-ва) = m(вещ-ва)/ m(р-ра)

m(вещ-ва) = 5% * 300/100% = 15г.



2. Находим массу воды в растворе

m2O)= 300г – 15г = 285г

Ответ.  m(вещ-ва) = 15г.,  m2O) = 285г.















Задача 3.  Анализ атмосферы Венеры показал, что в 50 мл венерианского «воздуха» содержится 48,5 мл углекислого газа и 1,5 мл азота. Рассчитайте объемные доли газов в атмосфере планеты.


Дано:

V(смеси) = 50мл,

V(СО2) = 48,5 мл,

V(N2) = 1,5 мл.

(CO2),

(N2).


Решение

Рассчитаем объемную долю углекислого газа в смеси. По определению:

Вычислим объемную долю азота в смеси, зная, что сумма объемных долей газов в смеси равна 100%:

(угл. газа) + (азота) = 100%,

(азота) = 100% – (угл. газа) = 100% – 97% = 3%.

Ответ. (угл. газа) = 97%, (азота) = 3%.












Задача 4. При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.


Дано:

Решение:


1. Находим количество водорода:
n = V / Vm = 5,6 / 22,4 = 0,25 моль.

  1. По уравнению реакции:

    0,25

     

    0,25

    Fe + 

    2HCl = FeCl2 + 

    H2

    1 моль

     

    1 моль

  2. Количество железа тоже 0,25 моль. Можно найти его массу:
    mFe = 0,25 • 56 = 14 г.

  3. Теперь можно рассчитать массовые доли металлов в смеси:
    ωFe = mFe/mвсей смеси = 14 / 20 = 0,7 = 70%


Ответ: 70% железа, 30% меди.













Примерные задачи:

1.  Объемная доля метана в природном газе составляет 92%. Какой объем этой газовой смеси будет содержать 4,6 мл метана?

2.  Смешали 6 л кислорода и 2 л углекислого газа. Найдите объемную долю каждого газа в полученной смеси.

3.  Найдите массу воды и лимонной кислоты, необходимую для приготовления 50 г 5%-го раствора.

4.  Из 240 г 3%-го раствора питьевой соды выпарили 80 г воды. Найдите массовую долю соды в полученном растворе.

5. К 150 г 20%-го раствора сахара добавили 30 г сахара. Найдите массовую долю вещества в полученном растворе.

6. Смешали 60 г 30 %-го раствора и 170 г 45 %-го раствора. Определите массовую долю растворенного вещества в новом растворе.

7.  Какую массу 25 %-го раствора необходимо добавить к 220 г 40 %-го раствора, чтобы массовая доля растворенного вещества стала равной 30 %?


8. При действии на смесь алюминия и железа массой 11 г избытком соляной кислоты выделилось 8,96 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.

9. 16 г смеси цинка, алюминия и меди обработали избытком раствора соляной кислоты. При этом выделилось 5,6 л газа (н.у.) и не растворилось 5 г вещества. Определить массовые доли металлов в смеси.

10. На смесь железа, алюминия и меди подействовали избытком холодной концентрированной серной кислоты. При этом часть смеси растворилась, и выделилось 5,6 л газа (н.у.). Оставшуюся смесь обработали избытком раствора едкого натра. Выделилось 3,36 л газа и осталось 3 г не растворившегося остатка. Определить массу и состав исходной смеси металлов.
































Справочные данные.








































Условные обозначения, названия и единицы физических величин



Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

Время

t

с

Давление

P

Па, кПа

Количество вещества

n

моль

Масса вещества

M

г, кг

Массовая доля

w

безмерная

Молярная масса

M

г/ моль, кг/ кмоль

Молярный объём

Vm

л/ моль

Объём вещества

V

л, м3

Объёмная доля

безмерная

Относительная атомная масса

Ar

безмерная

Относительная молекулярная масса

Mr

безмерная

Относительная плотность газа А по газу В

DB(A)

безмерная

Плотность вещества

p

г/ мл,

Постоянная Авогадро

NA

1/ моль

Температура абсолютная

T

К (кельвин)

Температура по шкале Цельсия

t

С0 (градус Цельсия)

Тепловой эффект химической реакции

Q

кДж/ моль



Физические формулы, используемые для решения расчётных задач




NA = 6,02 • 1023 N = NA  n



Vm = 22,4 л / моль=22,4 м3/кмоль


M = Mr m = M . n




W(вещ-ва) = m(вещ-ва)/ m(р-ра)

m =  • V V = m / 

V1

P = m/V = V2




Литература


1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г. 

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г. 

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 10-11 классы.ВАКО, Москва,2006г. 

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 10-11 класс. ВАКО, Москва, 2004г. 


26