СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В предлагаемой модели формирования профессионального самоопределения учащихся учитывается накопленный эффективный опыт работы творческой группы педагогов средней школы № 66 г. Гомеля посредством технологии образовательного путешествия
Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление образования Гомельского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма
администрации Центрального района г.Гомеля
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №66 г.Гомеля»
СОГЛАСОВАНО Консультант: Шакура Светлана Дмитриевна |
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГУО «Средняя школа№66 г.Гомеля» |
Начальник отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования» (подпись) _______________________________________ (дата) Контактные телефоны 80295009941; (8017) 3577855 е-mailshakura@academy.edu.by
|
| ________________А.А.Котило (подпись) (дата) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам реализации инновационного проекта
«Внедрение модели регионального образовательного кластера
как условие профессионального самоопределения учащихся
по востребованным в регионе профессиям и специальностям»
2019–2021 годы
Составители: Букатова Елена Николаевна, заместитель директора по учебной работе Поправко Вера Петровна, учитель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Средняя школа №66 г.Гомеля» e–mail: info@school-66.gorodgomel.by |
|
Гомель 2021
Введение
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Особенно это актуально в настоящее время, когда общество все более нуждается в личности с активной жизненной позицией, умеющей самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способной к успешной самореализации в различных видах профессиональной деятельности, при этом ориентированной на культурные общечеловеческие ценности. Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные устремления, саморазвиваться на протяжении всей жизни. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. В числе личностных результатов находится и профессиональное самоопределение, подразумевающее осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в сложном мире профессий и профессиональных предпочтений.
Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в педагогической практике средствами предпрофильной и профессиональной ориентации. В нашей стране сложилась определённая система профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования: создание профильных классов, проведение профессиональных проб, организация мультипрофильного обучения, тематические информационные и классные часы, факультативные и стимулирующие занятия, экскурсии на предприятия и др.Ведущей целью профориентационной работы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Однако многие учащиеся определяются с будущей профессией уже после окончания школы. Зачастую студенты разочаровываются в полученном образовании и приходят к выводу, что выбранное направление им неинтересно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
Таким образом, актуальность формирования профессионального самоопределения обучающихся обусловлена следующими проблемами:
недостаток информированности учащихся учреждений общего среднего образования и их родителей (законных представителей) о возможных траекториях жизненного и профессионального самоопределения;
выбор профессии без учёта интересов, способностей, личностных психофизиологических особенностей;
несоответствие профессионального выбора части выпускников реальным потребностям социально-экономического комплекса страны в кадрах определенных профессий.
В связи с этим важен поиск современных подходов к формированию имиджа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов.
Для решения данной проблемы существуют различные образовательные модели и технологии. На наш взгляд, результативной является технология образовательного путешествия. Образовательное путешествие – это педагогическая технология, которая позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности, соединить реальное или виртуальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторического опыта человечества. В данном инновационном проекте образовательное путешествие ориентировано на освоение профессий, востребованных в настоящее время в стране и регионе, что приобретает особую значимость в Год малой родины1, важной задачей которого является закрепление выпускников школ в своей местности. Технология образовательного путешествия, как никакая другая форма организации внеурочной деятельности, расширяет возможности учащихся ознакомиться с современными профессиями, востребованными, прежде всего, в регионе проживания; способствует формированию активной гражданской позиции, воспитанию любви к своей малой родине, ценностного отношения к истории и культуре родного края, ответственности за его будущее.
В предлагаемой модели формирования профессионального самоопределения учащихся учитывается накопленный эффективный опыт работы учреждений образования и расширяются возможности погружения в ту или иную профессию в процессе реализации индивидуальных образовательных программ учащихся с учётом их образовательных потребностей и потенциальных возможностей посредством технологии образовательного путешествия. Реализация индивидуальных образовательных программ предполагает поиск и изучение информации о конкретной профессии, проведение мини-исследований, встречи со специалистами в самом различном формате, посещение предприятий, связанных с изучаемой профессией; профессиональные пробы (по возможности). Это позволяет сделать учащимся вывод о том, какие требования предъявляются к специалистам современного производства, какие новые технологии используются в той или иной профессии, а следовательно, какие учебные предметы важны для получения профессии, какими личностными качествами должен обладать работник, чтобы обеспечить эффективность профессиональной деятельности. Достоинством данной модели является её практическая значимость, так как в результате образовательного путешествия обучающимися создаётся банк обобщённых материалов (статьи, фотоальбомы, видеоролики и др.) изученных профессий для дальнейшего использования в профориентационной работе в учреждении образования.
ГЛАВА 1. Концептуальные положения
§ 1.1. Научно-теоретические основания инновационной модели
Проблема профессионального самоопределения обучающихся и психолого-педагогического сопровождения этого процесса рассматривается в трудах современных ученых (Н.Л. Коноваловой, Е.В. Руденского, А.П. Сманцера, Л.Г Субботиной, С.Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой и др.) как система профессиональной деятельности педагогического коллектива, направленная на создание условий для успешного обучения и развития личности и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования.
В основе разработки модели формирования профессионального самоопределения обучающихся лежит технология образовательного путешествия, концептульными положениями которой являются:
культурно-антропологические теории, базирующиеся на универсальном знании о человеке и законах развития культуры;
современные философские представления о методах познания, приобщения к культуре, социальной адаптации в ситуации неопределенности общественного развития;
теоретико-методологические основы современных педагогических концепций, рассматривающих философско-концептуальные, социокультурные, психолого-педагогические аспекты совершенствования образовательного процесса;
психолого-педагогические теории, разрабатывающие представления о личности как о субъекте образовательного процесса, идеи развития личности, связанные со становлением субъективного опыта человека, концепции развивающего обучения;
культурологические исследования, обосновывающие целостность и единство культурного пространства и его восприятие как единой системы; разрабатывающие и исследующие семиотические модели пространства культуры, их структурные элементы.
Теоретические основымодели формирования профессионального самоопределения учащихся представлены в работах В.И. Блинова,Н.И. Запрудского,Е.А. Климова, H.A. Лупановой,И.С. Сергеева,Н.С. Пряжникова и др.; фундаментальных теоретических исследованиях по обеспечениюпсихолого-педагогических условий для активного включения каждого учащегося в проектную и исследовательскую деятельность,познанию в сотрудничестве(Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, К. Денек, В.К. Дьяченко, Н.И. Запрудский, В.Т. Кабуш, C.Кон,Т.А. Лопатик, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.В. Позняков, М. Рендон, В. В. Репкин, В.В. Рубцов, Т.М. Савельева, В.В. Сериков, М. Фуко, А.В. Хуторской, В.А. Шаповалов, И.С. Якиманская и др.).
Обоснованием содержательно-процессуальной модели профессиональногосамоопределения личности являются следующие методологические положения:
осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);
ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;
общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты;
определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;
информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства;
представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив;
наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;
начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи[22].
В основе характеристики профессионального самоопределения и качества профессиональных планов подросткалежит «восьмиугольник основных факторов выбора профессииЕ.А.Климова» [8]:
учёт своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы);
способностей, внешних и внутренних возможностей;
престижности выбираемой профессии;
информированности о ней;
позиции родителей;
позиции одноклассников, друзей и сверстников;
потребностей производства («рынка»);
наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективой.
Образовательное путешествие, направленное на познание мира профессий, может стать эффективным средством профессионального самоопределения учащихся.
В Республике Беларусь направления работы учреждений образования по формированию профессионального самоопределения учащихся определяют следующие нормативные правовые акты, приказы и инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь:
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь: [утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23];
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82];
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 25 «Об утверждении Государственной программы „Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы»;
программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9];
приказ Министерства образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;
республиканская программа мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018 – 2020 годов под знаком Года малой родины (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2018 г. № 547. // Нац. правовой интернет-порталРесп. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http ://www.pravo.by. Дата доступа 03.01. 2019;
о проведении информационных и классных часов. Приложение 1 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by – Дата доступа 03.01.2019;
методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день (Министерство образования Республики Беларусь).
Впредлагаемой моделиформирования профессионального самоопределенияучащихся учитывается накопленный эффективный опыт работыи расширяются возможностипогружения в ту или иную профессиюв процессе реализации индивидуальных образовательных программ учащихся с учётом их образовательных потребностей и потенциальных возможностей посредством технологии образовательного путешествия.
Апробация технологии образовательного путешествия как модели построения индивидуального образовательного маршрута для достижения метапредметных и личностных результатов, жизненного самоопределения прошла во многих учреждениях образования Российской Федерации под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой (г.Новосибирск – авторская школа «НООГЕН», г. Чайковский Пермского края – Лицей«Синтон», г. Санкт-Петербург – Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», ГБОУ Школа № 947, МОУ «Приозерная средняя общеобразовательная школа», а также в Польше – «Дидактическая тропа» и США: «Приключенческая школа WatershedScool» и«THINKGlobal»).
Экспериментальной базой исследования образовательного путешествия как педагогического метода (Е.Н. Коробкова)стали Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, специализированные культурно-образовательные центры Санкт-Петербурга (Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», Некоммерческое партнерство «Проект «Культура»), образовательные учреждения различного типа (дошкольныеобразовательные учреждения, школы, гимназии,лицеи, учреждения дополнительного образования). На протяжении десяти лет в эксперименте приняли участие 78 учреждений образования различных регионов России (Екатеринбурга, Ижевска, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска), более семи тысяч учащихся 1–11-х классов и восьмисот педагогов [24].
Сущность, методика, ход и результаты исследования излагались на международных научных и научно-практических конференциях: «Историческое и культурное наследие Петербурга в системе воспитания юных петербуржцев» (СПб., 2000); «Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды» (СПб., 2001); «Содержание образования для XXI века» (СПб., 2001); Актуальные проблемы школьного краеведения в рамках федеральной программы «Санкт-Петербург и Россия» (СПб., 2001); «Школа-музей – единое образовательное пространство» (СПб., 2001); «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве» (СПб., 2001); «Содержание образования: исторический и современный опыт» (СПб., 2002); «Воспитание петербуржца XXI века» (СПб., 2003).
Результаты данных исследований свидетельствуют о позитивном влиянии образовательных путешествий на процесс формирования метапредметных компетенций учащихся и их личностное развитие. Системное их использование в учреждении общего среднего образования изменит отношение учащихся к информации, к процессу познания, самообразованию и, как следствие, будет способствовать успешности учащихся в профессиональном самоопределении, а также при решении проблем в разнообразных жизненных ситуациях.
§ 1.2. Структура и содержание инновационной модели
Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия предназначена для учащихся учреждений общего среднего образования(2-я и 3-я ступени обучения). Образовательное путешествие в одну из профессий может быть организовано для учащихся одного класса или для учащихся разных классов, интересующихся данной профессией. Образовательных путешествий в течение учебного года может быть несколько. Продолжительность образовательного путешествия в профессию обусловливается ее спецификой, возрастом учащихся, уровнем сформированности их метапредметных компетенций и др.Выбор профессии для её освоения определяется с помощью опроса, анкетирования и др.Индивидуальные образовательные программы по освоению профессии разрабатываются с учётом образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся и реализуются во внеурочной деятельности, на факультативных и учебных занятиях (в соответствии с темами учебной программы).
Структура модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательногопутешествияпредставляет собой систему взаимодействия всех участников образовательного процесса (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей).К реализации модели планируется привлечь социальных партнеров из учреждений высшего образования, культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; различных организаций, предприятий) в зависимости от выбора изучаемой профессии.При разработке модели учтены основные ресурсные возможности учреждения образования (организационные, информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые и др.).
Для осуществления управленческой деятельности по внедрению модели профессионального самоопределения в учреждении общего среднего образования создаётся информационно-аналитический центробразовательного путешествия (далее ИАЦ ОП) из числа педагогических работников (участников инновационной деятельности); учащихся, владеющих метапредметными компетенциями;родителей (законных представителей) учащихся, социальных партнёров учреждения образования и представителей изучаемой профессии. Состав членов ИАЦ ОП может меняться в зависимости от выбранной темы образовательного путешествия.
Примерные виды деятельности членов ИАЦОП представлены в таблице 1.
Таблица 1. – Информационно-аналитический центр
Деятельность членов центра | Итоговый продукт ОП |
Разработка проекта образовательного путешествия в различные профессии; рецензирование предлагаемых проектов. Распределение ролей среди учащихся и составление индивидуальных образовательных маршрутов по освоению профессии. Организация тьюторского сопровождения по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ. Анализ и систематизация содержания и качества представленных продуктов (результата). Оценка содержания и оформления представленных продуктов и рекомендации по их коррекции. Организация презентации итоговых материалов мини-исследования. Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами. | Конференция, ярмарка, фестиваль, видеофильм, сайт мини-исследований различных видов профессий |
При реализации проектов образовательного путешествия в различные виды профессий в учреждении образования, прежде всего, проводится психолого-педагогическая диагностика (собеседование, анкетирование, тестирование и др.) учащихся с целью выявления образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся. В диагностике принимают участие руководители учреждения образования, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, учителя, работающие в данном классе, родители (законные представители). На основе результатов проведенной диагностики определяются дальнейшие шаги по организации образовательного путешествия в будущую профессию для удовлетворения интересов и образовательных потребностей каждого учащегося.
Знакомство с конкретной профессией происходит в процессе реализации индивидуальных образовательных программ при выполнении определенных ролевых действий. Например, при организации путешествия в гуманитарные профессии роли могут быть распределены следующим образом: журналисты, операторы-постановщики, редакторы, дизайнеры-конструкторы, аналитики, информаторы, статисты и др. (примерные виды деятельности учащихся в соответствии с выбранной ролью даны в таблице 2).
Таблица 2. – Деятельность учащихся в соответствии с выбранной ролью
Роль | Деятельность | Результат |
Журналист | Поиск и изучение информации. Отбор и систематизация необходимой информации. Анализ содержания и качества собранной информации. Обобщение и предоставление информации в ИАЦ ОП. Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП. Презентация собранных материалов. Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы. Разработка нового образовательного маршрута. | Список литературы Отобранная актуальная информация Презентационный материал (буклет, стенгазета, статья, инфоминутка по радиоузлу и др.) |
Оператор-постановщик | Отбор, изучение и систематизация необходимых объектов для фотосессии и видеосъёмки на основе изученного материала. Создание фото и видео материалов (съёмка, обработка, печать). Обобщение и предоставление фото и видео материалов в ИАЦ ОП (выбор качественных снимков, соответствующих статьи журналиста). Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП Презентация собранных материалов. Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы. Разработка нового образовательного маршрута. | Качественные продукты фото и видеосъёмки
Презентационный материал (видеоролики, фоторепортажи, коллажи, мультимедийные презентации, материал для интерактивных заданий) |
Редактор | Изучение информации. Сбор, оценка, редактирование (коррекция) предоставленного журналистами и операторами-постановщиками материала. Предоставление обобщённой информации в ИАЦ ОП. Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП. Презентация собранных материалов. Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы. Разработка нового образовательного маршрута. | Пакет презентационных материалов (статья, коллаж, стенгазета, материал для сайта) |
Дизайнер-конструктор
| Оценка, ранжирование и систематизация полученного материала. Проектирование готового дизайнерского продукта. Демонстрация и презентация продукта в ИАЦ ОП. Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП. Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы. Разработка нового образовательного маршрута. | Готовый дизайнерский продукт образовательной области
|
Бренд-менеджер | Анализ содержания, предоставленного дизайнером-конструктором продукта. Построение траектории продвижения готового продукта. Оценка значимости презентационного продукта. Реализация продвижения готового продукта. Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы. Разработка нового образовательного маршрута. | Процесс продвижения продукта (выражающийся |
Если профессия связана со знанием естественно-математических наук, роли могут быть другими: физики, химики, биологи, математики, аналитики и др. После выбора профессии, учащиеся распределяются по группам в соответствии с образовательными потребностями.В состав группы входят также педагог с тьюторской позицией (участник инновационной деятельности), учащийся из ИАЦ ОП, представитель данной профессии и др.
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и программ проводится в соответствии со следующими этапами.
1.Целеполагающий –постановка цели и задач по ознакомлению с профессией;
2. Проектировочный–разработка коллективного образовательного маршрута с обозначением контрольных точек выполнения определённых заданий; выбор роли для ознакомления с профессией; разработка индивидуальных образовательных программ в рамках образовательного путешествия в будущую профессию в соответствии с выбранной ролью и учётом потенциальных возможностей учащихся.
3. Реализационный – поиск и изучение информации о конкретной профессии; проведение мини-исследований встречи со специалистами в самом различном формате; посещение предприятий, связанных с изучаемой профессией; профессиональные пробы (по возможности);фиксация результатов выполнения задания в контрольных точках; отбор и систематизация изученного материала.
4. Аналитико-рефлексивный–анализ, само- и взаимооценка и обобщение полученного продукта; представление материалов в ИАЦ ОП.
5. Обобщающий–внесение коррективов, подготовка презентационного материала, самоопределение учащегося и обоснование целесообразности в дальнейшем продолжать осваивать данную профессию.
Итоговый продукт реализации индивидуальной образовательной программы учащихся может быть представлен во время фестиваля, конференции, ярмарки, выставки; в виде стендового доклада; размещения на школьном сайте и др.
При подведении итогов в конце образовательного путешествия учащийся делает вывод, насколько она ему интересна, нужна, важна; что необходимо для того, чтобы её освоить. Однако может произойти и обратное, т.е. данная профессия ему неинтересна, или он не сможет ею овладеть ввиду своих индивидуальных психофизических особенностей. В таком случае учащийся выбирает себе образовательное путешествие в другую профессию.
Важно, что в процессе образовательного путешествия у учащихся формируются следующие метапредметные компетенции:
учебно-познавательные – совокупность умений учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки [31]; работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств, общих схем решения поставленных задач;
проблемно-поисковые, обеспечивающие самостоятельную деятельность учащихся по решению возникающих проблем (умение видеть проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить теоретические и практические исследования, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить сообщения, презентации, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
информационные, включающие владение современными средствами информации и мультимедийными технологиями, понимание возможности их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ; владение текстовой культурой (поиск, анализ и отбор актуальных информационных материалов из различных источников, их систематизация, определение ценности для процесса приобретения — передачи знаний);
регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебно-познавательной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка, саморегуляция.
коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Владение метапредметными компетенциями позволит в дальнейшем более глубокому освоению выбранной профессии.
Важное значение в процессе реализации данного инновационного проекта придаётся также формированию и личностныхкачеств учащихся, таких как способность к критике и самокритике; умение управлять собственным поведением, обладание высоким уровнем регуляции своей деятельности, эмоциональной устойчивостью; умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и эффективно реагировать на изменение обстоятельств, принимать решения; владение навыками здоровьесбережения и самосохранного поведения; умение проявлять деликатность и тактичность; умение осуществлять осмысленный ценностный выбор; способность к рефлексивному контролю и адекватной самооценке.
Ожидаемые личностные результаты можно определить следующим образом:
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Для получения ожидаемых результатов образовательное путешествие важно организовать таким образом, чтобы в процессе его реализации учащиеся не только осваивали ту или иную профессию, но и открывали для себя личностные смыслы. Поэтому путешествие необходимо выстраивать на принципах педагогической эргономики, гуманной педагогики, придавать эмоциональную окраску открывающимся новым знаниям [13].
Таким образом, реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия» в учреждении общего среднего образованиябудет способствовать формированию у учащихся профессионального самоопределения, метапредметных компетенций, общего личностного развития.
ГЛАВА 2 Условия и механизмы эффективности внедрения инновации
§ 2.1. Выявленные условия эффективности внедрения инновации
Для того чтобы заниматься инновационной деятельностью, необходимо
придерживаться определенной структуры. В первую очередь,администрация должна определиться, какие компоненты инновационнойдеятельности имеются в общеобразовательном учреждении:
структурные – мотивационный, креативный, технологический;рефлексивный;
функциональные – личностно-мотивированная переработка образовательных программ, принятие решения об использовании нового,формирование целей и общих концептуальных подходов, планированиеэтапов инновационной деятельности, прогнозирование трудностей,внедрение новшеств в педагогический процесс, все это вместе взятоедолжно корректироваться и оцениваться;
критерии – творческая восприимчивость педагогов к инновациям, творческая активность, методологическая и технологическая готовность квведению новшеств, педагогическое инновационное мышление, культура
общения;
уровни – адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.
Требования к квалификации субъектов образовательного процессаучреждения образования, намеревающемся работать в инновационномрежиме, внедряя апробированные образовательные модели (технологии):
наличие квалифицированных кадров, желательно сочетание какопытных педагогов, имеющих высокие квалификационные категории, так и
молодых педагогов, имеющих теоретическую подготовку, задор и желание
сделать что-то новое, проявить себя;
учебно-методические, информационные и материально-техническиересурсы.
Каждый учитель принимает участие в проекте на добровольных началах
и работает с четким соблюдением последовательности и принципов инновационной деятельности: принятие идеи, четкое осознание цели и задач, знание критериев ипоказателей эффективной организации и оценки, тщательная подготовка необходимых условий и всех действий по программе,
постоянный социальный и психолого-педагогический мониторинг процесса и результатов работы на основе самодиагностики и диагностики, сотрудничество с психологической и методической службами, объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов, ответственность за организацию и результаты инновационнойдеятельности.Необходимые коррективы в инновационную деятельность вносятся по согласованию с научным консультантом, психологом и руководством школы.
Обязательным условием данной работы является повышение качества образования и снижение потерь здоровья учащихся и педагогических работников.
Ход работы, удачи и затруднения учителя периодически, хотя быодин раз в месяц обсуждаются с коллегами, учащимися, психологами, руководством школы.
Из основных проблем, которые выделяют педагоги при реализации инновационной деятельности, в качестве барьера, препятствующего освоению инновации, выявлено чувство неуверенности в неизвестном виде деятельности, трудности в организации рефлексивного этапа, в методах мотивации и стимулирования участников образовательного путешествия, владении современными методиками диагностики. К ним добавились риски, обусловленные ограниченностью временных ресурсов, периодического отсутствия участников проекта в связи с выездом на оздоровление и работой в условиях пандемии COVID-19.
§ 2.2. Алгоритм реализации модели
В связи с разным уровнем педагогического потенциала учреждений
образования предлагаемая модель будет иметь специфические особенности,
поэтому предлагаются наиболее оптимальные пути введения инновации.
Под инновационной деятельностью понимается все новое, вводимое в
известные педагогические системы и в традиционно организуемыйпедагогический процесс в данный период развития педагогической практики.
Процесс реализации инновационного проекта (инновационный процесс)включает следующие шаги:
постановка целей, задач, технологии внедрения инноваций;
повышение качества управления инновационной деятельностью в
образовательном учреждении;
мотивация педагогического коллектива к внедрению инноваций;
организация внедрения инновационного проекта;
постоянный контроль заявленных целей и задач по внедрению инноваций;
мониторинг изменений, эффективности управления инновационной
деятельностью и как следствие – уровня профессиональныхкомпетенций педагогов и качества образования;
оперативное принятие решений по результатам мониторинга.
Инициативу внедрения подобной инновации должны, прежде всего, взять насебя члены администрации, как лица, наиболее заинтересованные в
совершенствовании методической работы. Алгоритм инновационной деятельности должен включать в себя следующие блоки:
1. Организационный блок. Кадровое, материальное, информационное
обеспечение.
2 Научно-теоретический блок. Научно-теоретическое обоснование,
психолого-педагогическое сопровождение.
3. Практический блок. Нормативно-правовое обеспечение, апробирование предложенных инноваций, анализ и корректировка данных.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (диагностический, прогностический)имел своей целью создание психолого-педагогических условий для обеспечения качественной реализации инновационного проекта и предполагал проведение диагностики мотивационной готовности педагогов к участию в инновационной деятельности, изучение нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность в Республике Беларусь, определение образовательного пространства для формирования целевых групп учащихся. На заседании педагогического совета принято решение о включении в реализацию инновационного проекта «Внедрение моделирегионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям».
При решении вопросов психолого-педагогического сопровождения на подготовительном этапе возникли проблемы из-за временного отсутствия в учреждении педагога-психолога. Педагоги и классные руководители осуществляли психолого-педагогическое сопровождение учащихся путём наблюдений и анкетирования.
На проектировочном этапе создана управленческая команда, которая обеспечила разработку системы и механизмов эффективного взаимодействия участников инновационной деятельности. Для обеспечения выполнения комплексно-целевой программы проекта разработан календарный план реализации инновационного проекта. Руководителем учреждения образования утвержден перспективный план постоянно действующего семинара участников инновационного проекта по формированию профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия.
С целью предоставления учащимся открытого образовательного пространства для развития метапредметных компетенций организовано тьюторское сопровождение реализации индивидуальных программ учащихся по освоению профессий в процессе образовательных путешествий.
Практический этап, имея своей целью реализацию содержанияинновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработку методических материалов, предусматривалсоздание и организационно-управленческую работу информационно-аналитического центра образовательного путешествия (далее ИАЦ ОП), направленную на реализацию инновационного проекта. В состав центра вошли педагогические работники (участники инновационного проекта), учащиеся, владеющие метапредметными компетенциями, родители (законные представители) учащихся, социальные партнеры, представители профессий (Приложение 1). Состав участников изменялся в зависимости от целей и содержания образовательного путешествия. Координация взаимодействия в рамках центра позволила обеспечить разработку и рецензирование предлагаемых проектов, организовать тьюторское сопровождение по реализации индивидуальных образовательных программ, обеспечить анализ, систематизацию содержания и качества представленных продуктов. Проведение постоянно действующего семинара и формирование современной технической базы информатизации школы позволило обеспечить информационное сопровождение педагогов по вопросам реализации проекта.Консультирование членов педагогического коллектива руководителем и координаторами проекта а также участие в республиканских и региональных вебинарах и семинарах-практикумах позволило систематизировать наработанный материал.
Обобщающий этап имел своей целью подведение итогов инновационной
деятельности, анализ и обобщение результатов, разработку методическихрекомендаций педагогическим работникам по созданию необходимыхусловий для внедрения модели по теме инновационного проекта и предполагал системный анализ и обобщение опыта реализации инновационногопроекта учителями творческой группы, выявление соответствия полученных результатов цели и задачам инновационного проекта, оценку эффективности психолого-педагогического обеспечения инновационной деятельности, обобщение опыта работы педагогов школы по исследуемой проблеме, разработку методических рекомендаций по реализации данного проекта, трансляцию опыта внедрения модели по теме проекта на различныхуровнях.
§ 2.3. Мониторинг процесса и результатов инновационной деятельности
В рамках психолого-педагогического сопровождения участников
инновационного проекта проведены диагностические исследования учащихся:
Диагностика профессионального самоопределения учащихся по методике изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.Азбель, А.Г.Грецов).
Изучение профессиональных намерений учащихся по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Изучение уровня сформированности метапредметных компетенций учащихся (метод наблюдения).
В октябре 2019 года проведена входная диагностика по методике изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) для учащихся 8 «Б», 8 «Д», 9 «В», 9 «Г», 10 «А», 10 «Б», 10 «В» классов. Определен уровень профессионального самоопределения учащихся, знаний о своей будущей профессии. Результаты показали недостаточный уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся. По всем классам статус «сформированная профессиональная идентичность» оказался слабо выраженным.
В апреле 2021 года проведена итоговая диагностика. Анализ показал положительную динамику статуса «сформированной профессиональной идентичности»
По результатам диагностики «Карта интересов» А.Е. Голомштока на начало 2019/2020 учебного года преобладали разрозненные интересы в выборе профессий. В конце 2020/2021 учебного года преобладали интересы по направлениям выбранных образовательных путешествий.
При сравнении результатов диагностики 9 «В» и 9 «Г» классов, проведенной в сентябре 2019 и апреле 2021 года, сделан вывод о произошедших изменениях в ведущих интересах. Повысился интерес к профильным предметам и выбору направлений по допрофессиональной подготовке на третьей ступени обучения.
При анализе полученных данных 11 «А», 11 «Б», 11 «В» классов отмечается положительная динамика. На начало 2019/2020 учебного года преобладали разрозненные интересы в выборе профессий учащимися 11 «В» класса, изучающего учебные предметы на базовом уровне. В конце 2020/2021 учебного года преобладали интересы по направлениям выбранных образовательных путешествий «Биология», «Экономика и финансы», а также профессии «Продавец», которую учащиеся осваивают в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
Положительная динамика отмечается при анализе диагностики 9 «Б» и 9 «Д» классов в выборе, где прослеживается связь учебного предмета и профессиональной сферы.
При проведении профориентационных занятий в качестве разрядки включались различные модификации существующих психологических игр. Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Ящик ощущений». В ящичек (коробку) складываются различные предметы, связанные с профессиями. Не заглядывая внутрь его, только на ощупь, учащиеся должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.
«Профессия по ассоциации». Из набора предметов нужно выбрать вещи, которые нужны, например, архитектору. После этого учащимся предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для этой профессии.
Мозговой штурм «Профессии-синонимы». Задание – назвать иначе представителей предложенных профессий.
Игра «Профсловарь». участники делятся на команды, каждая из которых получает листок со списком групп слов. По данным группам ребята должны определить, о какой профессии идёт речь.
Игра «Доскажи словечко!» Педагог говорит начало пословицы о труде, учащиеся должны её продолжить.
Прием «немое кино» (озвучивание видеозаписи, отрывка из мультфильма, слайдов). Перед озвучиванием дети должны несколько раз просмотреть видеозапись со звуком, затем звук отключается и дети, глядя на запись озвучивают ее.
Прием «экскурсовод» (подбор и озвучивание видеоматериала в виде экскурсии). Применение данного приема требует предварительной подготовки и сбора материала. Данный прием можно использовать на разных уроках. Виртуальные путешествия и экскурсии, особенно подготовленные в виде фильма или презентации, всегда вызывают интерес у обучающихся.
Прием «интервью» (составление вопросов по впечатлениям фильма, передач). Позволяет организовать групповую работу на занятии. Можно применять после экскурсий, просмотров спектаклей.
Прием «журналист» (сбор и прослушивание устной информации с последующей иллюстрацией ее рисунками, составлением сценарного плана видеосюжета по впечатлениям или тематической);
Прием «стоп-кадр» (обдумывание продолжения видеосюжета и т. д). Просмотр видеоматериала с остановкой для анализа поступков, характера персонажей, детального рассмотрения.
Прием «редактор» (изложение предложенной информации, с изменением ее таким образом, чтобы она стала доступной старшекласснику).
В качестве физкультминуток по профессиональному воспитанию можно предложить следующие:
«Фотограф и фотоаппарат»:участвуют два ребёнка, один–«фотограф», второй – «фотоаппарат». На стенде помещены картинки предметов, относящиеся к какой-либо профессии. «Фотограф» ведёт перед собой «фотоаппарат», у которого закрыт «объектив» – глаза. Подойдя к стенду с картинками, «фотоаппарат» делает снимок (открывает на 5-7 секунд глаза, внимательно рассматривает картинки и закрывает глаза снова). В это время убирается картинка с одним любым предметом. «Фотоаппарат» должен определить, какого предмета на стенде не стало.
«Угадай профессию по жестам» – детям жестами показываются профессиональные действия, они должны угадать, кто это.
Как показали наблюдения, реализация проекта способствовала повышению уровня сформированности учебно-познавательных компетенций учащихся на 11% , проблемно-поисковых – на 31%, информационных – на 25%, регулятивных – на 14% и коммуникативных компетенций – на 23%.
В результате повысился интерес учащихся к изучению профессий, востребованных в регионе. Они увидели себя в разных эмоционально привлекательных профессиональных ролях.
ГЛАВА 3. Оценка эффективности результатов инновационной деятельности
§ 3.1. Оценка результатов инновационной деятельности в учреждении
образования
Реализация проекта убедительно доказала эффективность данной модели. Организация образовательного пространства школы способствует развитию профессионального самоопределения учащихся в соответствии с востребованными профессиями в регионе.
В учреждении образования организовано профильное обучение на III ступени общего среднего образования по профилям «Математика – Английский язык», «Химия – Биология». Учащиеся X-XI классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» обучаются профессиям «Продавец», «Официант» на базе УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», профессиям «Делопроизводитель», «Секретарь», «Фрезеровщик» в УО «Гомельский государственный автомеханический колледж». Ежегодно в период каникул реализуются проекты временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время по ремонту табуретов (учащиеся VIII – X классов осваивают профессию столяра второго разряда). На протяжении нескольких лет функционирует лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием для девочек «Рукодельница» с реализацией проекта вторичной занятости по профессии швея второго разряда.
В 2019/2020 учебном году выпускники XI классов определились с выбором дальнейшего профессионального образования и трудоустройства. Поступили в высшие учебные заведения региона 63% учащихся. Все выпускники профильных классов поступили в ВУЗы по профилю обучения. В учреждения среднего специального и профессионально-технического образования поступили 30% учащихся, 7% трудоустроены продавцами и официантами.
Выпускники текущего учебного года сделали свой выбор исходя из результатов участия в образовательных путешествиях по профессиям и специальностям, востребованным в регионе: 61% выпускников планируют поступать в ВУЗы, 37% – в учреждения среднего специального и профессионально-технического образования. Из числа учащихся IX классов 43%планируют продолжить обучение на третьей ступени, 38% из них – в профильных классах.
Профессиональному самоопределению учащихся способствовали мероприятия, которые направлены на повышение уровня организационной, исследовательской, рефлексивной компетенции учащихся. Организована экскурсионная деятельность на предприятия и в учреждения образования города Гомеля, Гомельской области. Осуществляется сотрудничество на постоянной основе с кафедрой геологии и географии УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», ГНУ «Институт радиобиологии НАН Беларуси». Разработаны проекты образовательных путешествий по профессиям, связанным с изучением профильных предметов: «IT-менеджер», «Маркетолог», «Бизнес-администратор», «Менеджер», «Логист», «Биолог», «Офтальмолог», «Эпидемиолог», «Фармацевт», а также непрофильных предметов истории, географии, обществоведения: «Прокурор», «Следователь», «Судья», «Адвокат», «Юристконсульт, «Нотариус», «Криминалист», «Следователь», «Экскурсовод», «Менеджер по туризму».
Разработан цикл классных часов «Путь к успешному выбору профессии», «Профессии будущего», социально-психологические тренинги по поддержке профессионального самоопределения подростков, программа взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по сопровождению учащихся VIII-IXклассов.
Создано более 40 образовательных продуктов: эссе, статьи, фотоколлажи, видеоролики о профессии «Один день из жизни представителя профессии», анкеты, методические рекомендации, планы-конспекты учебных занятий и мероприятий, буклеты, презентации, организована группа учащихся и педагогов в социальной сети «VK» «Путешествие в завтра» https://vk.com/public194751316.
§ 3.2. Результаты педагогических исследований учителей в рамках
данной инновационной модели
Осуществление проекта позволило приблизиться к созданию высокотехнологичной образовательной среды, оказывало позитивное влияние
на повышение качества образовательного процесса, совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции и компетентности. Каждый из участников проекта работал над индивидуальной темой исследования.
Педагогами ведется работа в области формирования профессионального самоопределения учащихся. Пересматриваются подходы к уроку с позиции технологии образовательного путешествия, где учебный материал становится средством погружения в соответствующую профессиональную сферу, связанную с изучаемым предметом.
Подготовлены и проведены учебные занятия по технологии образовательного путешествия:
бинарный урок по истории Беларуси и белорусской литературе «Развитие литературы и искусства в БССР в 1950-1980 годы» (учителя Поправко В.П., Флюгерт-Пискунова С.В.);
интегрированный урок по математике и физике «Применение производной к исследованию функций, решению уравнений и неравенств» (учителя Гайкевич И.В., Лакизо И.А.);
факультативное интегрированное занятие по физике и биологии в профильной группе «Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум» (учителя Лакизо И.А., Саманчук Т.А.)
Двумя педагогами созданы персональные сайты, где размещаются методические материалы.
В 2020,2021 годах выступили в качестве участников конкурса педагогического мастерства в рамках Международного фестиваля «Познание в сотворчестве» два педагога.
Транслировали педагогический опыт - четыре педагога, в том числе Лямцева Н.И. – на заседании республиканского методического объединения краеведов «Укараненне краязнаўчай дзейнасцi ў адукацыйны працэс».
Результатом победы на областном этапе республиканского конкурса по разработке справочников региональных экскурсионных маршрутов образовательной направленности «Дорогами знаний» стало участие печатного продукта, разработанного творческим коллективом школы, на XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, посвященной Году народного единства.
Педагогический опыт участников инновационного проекта (педагогов и учащихся) представлен публикациями, статьями в сборниках научно-исследовательских конференций (Приложение 2).
Заключение
Комплекс проведенных мероприятий в период работы над проектом позволяет сделать вывод о том, что деятельность педагогического коллектива учреждения образования и творческой группы по внедрению модели соответствует требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности Кодексом Республики Беларусь об образовании и Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности.
В результате системной и целенаправленной работы прослеживается положительная динамика уровня развития профессионального самоопределения, метапредметных компетенций, личностного развития учащихся.
В процессе реализации проекта учащиеся не только осваивали ту или иную профессию, но и открывали для себя личностные смыслы, новым знаниям придавалась эмоциональная окраска. Образовательные путешествия выстраивались на принципах педагогической эрганомики и гуманной педагогики.
Таким образом, внедряемая модель регионального образовательного кластера как условия профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям, ориентирует систему образования на использование имеющегося практического опыта, на интеграцию в педагогическом пространстве, способствует реализации компетентностного подхода в работе с педагогами и учащимися, созданию условий для профессионального роста педагогов, эффективности образовательного процесса в учреждении образования, развитию личности детей и повышению качества образования.
Считаем целесообразным распространение данной инновационной модели в массовую образовательную практику учреждений образования Республики Беларусь.
Рекомендуемая литература
Арапова, А. В. Образовательные путешествия для развития учебной самостоятельности школьников [Электронный ресурс] / А. В. Арапова,
Т. В. Никонова // Концепт. – 2017. – Т. 27. – С. 10-12. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/574003.htm. – Дата доступа: 04.12.2017.
Атаханов, Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Р. Атаханов; под науч. ред. В. В. Давыдова. – М.; Рига: [б. и.], 2002. – 208 с.
Гальперин, П. Я. Проба на внимание [Электронный ресурс] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая.– Режим доступа: http://imcluga.ru/proba-na-vnimanie-p-ya-galperin-i-s-l-kabylnickaya/. – Дата доступа: 20.02.2019.
Глазунова, О. С. Метапредметный подход. Что это? [Электронный ресурс] / О. С. Глазунова // Учительская газета. – 2011. – № 9. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64. – Дата доступа: 4.12.2018.
Гордеева, В. И. Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / В. И. Гордеева. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4042. – Дата доступа: 22.08.2018.
Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. – М.: Нар.образование, 2001. – 493 с.
Зак, А. З. Диагностика видов мышления у младших школьников /
А. З. Зак: метод.рекомендации для учителей и практ. психологов. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 86 с.
Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
Ковалева, Т. М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Электронный ресурс] /
Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина. – Режим доступа: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65. – Дата доступа: 04.12.2018.
Колмакова, В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс] /
В. И. Колмакова. – Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html. – Дата доступа: 04.12.2018.
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.]. – М : Федеральный институт развития образования. – М.: Перо, 2014. – 38 с.
Коробкова, Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. Н. Коробова. – СПб., 2004. –18 с.
Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пособие /
В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
Лупанова, H. A. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория / Н. А. Лупанова // Изв. Пензенского госуд. пед. унив-та им. В.Г. Белинского. – Серия: Общественные науки. Пенза, 2011. – № 24. – С. 702-711.
Набор методик для работы учителя и психолога с показателями развития учащихся / сост. А. Б. Воронцов // Нач. шк. — 1999. — № 7. — С. 77-87.
Никонова, Т. В. «Образовательное путешествие» как инновационная технология профессиональной ориентации школьников / Т. В. Никонова, Г. А. Клюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №10. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/186093.htm. – Дата доступа: 20.02.2019.
Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / сост. С. Д. Шакура; под ред. Г. И. Николаенко. – Минск: АПО, 2010. – 224 с.
Позняков, В. В. Моделирование метапредметных компетенций: инновационный ракурс / В. В. Позняков // Инновационное образование: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 дек. 2011 г. / редкол.: С. А. Аксючиц [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – С. 203-213.
Пономарева, Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса / Т. В. Пономарева // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 792-795.
Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Л. А. Головей
[и др.]; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2002. – 693 с.
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под редакцией Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб. : Питер, 2001.
Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2007. – 503 с.
Рубцов, В. В. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / В. В. Рубцов. – М., 2007.
Савельева, Т. М. Диагностика и процесс психического развития / Т. М. Савельева // Теоретические проблемы развивающего образования: сб. ст.; науч. ред.
Т. М. Савельева. – Минск: НИО, 2002. – С. 133-146.
Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Учеб. лит., 2004. – 80 с.
Сманцер, А. П. Профессиональное саморазвитие как системное образование / А. П. Сманцер // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VII междунар. науч.-прак. конф., Москва, 17-18 апреля 2014 г. / РУДН ; науч. ред. В. Иказаренков. – М.: РУДН, 2014. – С. 289-293.
Сманцер, А. П. Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов в процессе обучения в университете // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы VII междунар. науч. конф. / под ред. Л. В. Чепиковой; Смоленский государственный университет. – Смоленск: СмолГУ, 2018. – С. 79-87.
Солдатенко, Ю. В. Использование технологии «образовательное путешествие» в дополнительном образовании детей / Ю. В. Солдатенко. – Электронное периодическое издание «Наукоград», 2015.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред.
А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Хуторской, А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. – Дата доступа: 13.10.2018.
Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер бук, 2001. – 536 с.
Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. – М.: Интерпракс, 1994. – 156 с.
Шакура, С. Д. Образовательное путешествие: формируем у учащихся метапредметные компетенции / С. Д. Шакура // Нар.асвета. – 2018. – № 8. – С. 11-14.
Яровая, Е. А. О метапредметных компетенциях и их видах / Е. А. Яровая. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer40/126.pdf. – Дата доступа: 04.12.2018.
SmantserAnatol. Pedagogical conditions of future teacher׳s personal and professional of future teacher self-development // Contemporary University Education / Association of the Professors from Slavonic Countries. Cofia, 2016. – P. 9-12.
Приложение 1
Приложение 2
Педагогический опыт участников инновационного проекта в публикациях и статьях
Барсукова А.С., Поправко В.П. «Великая Отечественная война в истории моей семьи. Герой Советского Союза Иван Батраков» - Народны летапісВялікайАйчыннайвайны: успомнімусіх! Кн. 1 / Нац. акад. НавукБеларусі, Ін-т гісторыі; склад.: А. М. Літвін, А. А. Крыварот, К. Д. Ганчарэнка;рэдкал.: А. А. Каваленя (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск :Беларуская навука, 2020. — 451, [1] с.:іл.
Башлакова А.В., Лямцева Н.И., Флерко Т.Р. Турыстычныпатэнцыялцэнраý народных рамёстваý Гомельская вобласцi –Международная заочная научно-практическая конференция для студентов и учащихся «Инновационный потенциал молодежи в современном мире» //Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» г. Гомель, 2021- сб.статей
Башлакова А.В., Лямцева Н.И. Центры народных ремёсел на туристической карте Гомельской области - Международная научно-практическая конференция учащихся, студентов и магистрантов «Молодёжь – будущее науки» г. Минск, 2020- сб.статей
Веялкин А.И., Побегаева Л.А. Оценка качества воды в водоемах г. Гомеля и пригородах методами биотестирования – XXV Открытая научно-практическая конференция старшеклассников по биологии «Ученые будущего» г. Санкт-Петербург, 2020 – сб. статей
Веялкин А.И., Побегаева Л.А. Использование растительных биотестов для оценки токсичности фосфогипса – Международная научно-практическая конференция учащихся, студентов и магистрантов «Молодежь-будущее науки» г. Минск «Международный институт науки и инноваций», 2021 – сб.статей
Крупа В.С., Поправко В.П. «Великая Отечественная война в истории моей семьи» - Народны летапісВялікайАйчыннайвайны: успомнімусіх! Кн. 1 / Нац. акад. НавукБеларусі, Ін-т гісторыі; склад.: А. М. Літвін, А. А. Крыварот, К. Д. Ганчарэнка;рэдкал.: А. А. Каваленя (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск: Беларуская навука, 2020. — 451, [1] с.:іл.
Лакизо И.А. Формирование метапредметных компетенций учащихся в рамках интегрированного занятия по физике и биологии посредством технологии образовательного путешествия - материалы республиканской научно-методической конференции «Физикав учреждениях общего среднего и высшего образования: традиции и инновации» г. Брест, 2021 – сб.статей
Лямцева Н.И. Старинные усадебные комплексы Гомельского Посожья как туристический ресурс регионального развития - Областной краеведческий форум педагогических работников «Региональный краеведческий компонент в системообразовательного процесса»г. Гомель, 2021- сб.статей
Лямцева Н.И., Флерко Т.Р.Туристический проект «Старинные парки Гомельской области»- 36 Международный конкурс научно-исследовательских работ от фонда Роснаука г. Москва, 2021 – сб. статей
Лямцева Н.И. Краеведческие проекты в научно-исследовательской деятельности учащихся - материалы заседания республиканского методического объединения краеведов.- Минск, 2021 – сб.статей
Старинные усадебно-парковые комплексы Гомельской области/ Д.Г.Кухаренко, Н.И.Лямцева, Т.Г.Флерко; под редакцией Н.И.Лямцевой.- Гомель: Редакция газеты «Гомельская праýда», 2020-50с.
Старинные усадебно-парковые комплексы Гомельской области: образовательные маршруты/Н.И.Лямцева, Т.Г.Флерко, Лакизо Д.О. – Гомель, 2021 – 94
Поправко В.П. Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного учащегося и его тьюторское сопровождение –24.12.2020 https://multiurok.ru/files/individualnaia-obrazovatelnaia-programma-intellekt.html
Поправко В.П. Организация учебной и внеучебной деятельности мотивированных учащихся с целью подготовки к участию в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах – 28.11.2019 https://multiurok.ru/files/organizatsiia-uchebnoi-i-vneuchebnoi-deiatelnosti.html