Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г.Белорецк
МР Белорецкий район Республики Башкортостан
Методические рекомендации по выбору темы исследования и формулировке названия исследовательской работы
Автор –составитель: заведующая
научно-техническим отделом
МБУ ДО ЦВР Бармина Т.А
Белорецк, 2019
В подготовке учебно-исследовательской работы важную роль играет правильно подобранная тема. Тема для учебно-исследовательской работы - краткое выражение единой мысли всей работы, своеобразный ракурс исследования.
Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно - исследовательскую работу, отвечающую следующим принципам:
Во-первых, учебно-исследовательская работа предполагает принцип добровольности.
Во-вторых, принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия обучающегося. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», «Что интересно больше всего?», «По каким учебным предметам получает лучшие отметки?», «К каким из них проявляет большой интерес?», «Какие из своих достижений считает наиболее значимыми?»
В-третьих, принцип научности подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату (терминам, теории).
В-четвертых, принцип доступности, связанный с учетом возрастных особенностей обучающихся. Обучающимся, впервые приобщающимся к исследовательской работе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы. Это темы, предполагающие описание одного уже известного из школьного курса явления, но на новом материале.
В-пятых, посильность – это принцип учета возможностей обучающихся. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы обучающиеся плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. Куда более плодотворны самостоятельные наблюдения над материалом небольшого объема. Поэтому можно посоветовать ограничивать исследование определенными рамками. При узкой постановке темы заметнее достоинства работы. Если тема сформулирована чересчур обобщенно, обучающемуся нечего исследовать, а можно только сделать обзор существующих работ, а это явно провоцирует на написание реферата, а не исследования.
В-шестых, при выборе темы важно придерживаться принципа проблемности.
«Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину». Например, удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)», «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь», «Нарушение норм литературного языка в рекламе». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Юмор в школе», «Феномен анекдота» и др.
Когда и почему возникает проблема?
Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей. Например, тема "Английские надписи на одежде" не является проблемной, поскольку она лишь обязывает констатировать наличие и только. Тема же "О чем говорят английские надписи на одежде?» - проблемная тема.
Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Для начала необходимо определить общие правила выбора и формулировки тем:
1. Тема должна быть краткой, лаконичной и законченной. Нет необходимости копировать абзац научной работы в заглавие. При легком просмотре статьи такие заголовки сложны для беглого ознакомления и, в большинстве случаев, полностью не читаются. Формулировки тем научно исследовательской работы обычно включают 5 – 8 слов.
2. Интересная тема может содержать риторический вопрос. Подобные заголовки широко распространены в публицистике и применение их свойственно научным работам гуманитарного направления, где изначально ставится вопрос, а в ходе работы идет анализ и подготовка выводов.
3. Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы. Если тема научно-исследовательской работы будет охватывать слишком большую область, а сама работа не раскроет всю суть заголовка, у оценочной комиссии могут возникнуть соответствующие вопросы. Тоже самое может быть при отражении темой лишь части научного труда.
4. Тема должна быть выполнима. Если автор выбирает интересную тематику, он должен быть готов к поиску информации по ней, а также средств достижения поставленной цели, что иногда бывает затруднительно. В информационном поиске рекомендуется использовать не только отечественные, но и зарубежные ресурсы. Инструментальная база может быть предоставлена заинтересованными учебными заведениями или предприятиями.
5. Тема, по возможности, должна быть оригинальной. Наиболее привлекающие внимание темы содержат элемент неожиданности, общественной важности, имеют интригующие формулировки и спорные моменты. Оригинальные темы наиболее интересны. Например, «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИТАЛИИ – НОВАЯ ЭРА ИЛИ ПУТЬ К ЗАБВЕНИЮ».
6. Если необходимо представить одну из частей более крупной научной работы, то тема должна иметь взаимосвязь с предыдущими работами. Наиболее выигрышным станет перефразирование одной из задач основной работы и использование её в качестве темы.
7. Тема должна быть согласована с научным руководителем или коллегами. Если есть возможность, рекомендуется согласовать тему исследования с более опытным коллегой или научным руководителем.
8. Тема может содержать 2 названия – теоретическое и творческое. Теоретическое название является формальным и содержит логично сконструированный текст. Творческое название более понятно обывателю, содержит образы и эмоционально описывает работу. Например, «Как повысить эффективность (Оценка экономического роста предприятия)». Также возможны пояснения, например, «Оценка экономического роста предприятия (на примере ООО «Арена»)».
9. Тема работы может уточняться. После написания исследовательской работы возможно переформулирование темы, вплоть до кардинального изменения.
10. Подбор темы работы может быть обусловлен тематическими, ситуативным или временными факторами. Необходимо иметь общее представление об актуальности тематики и её востребованности в научном сообществе.
11. Тема должна быть интересна самому автору.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь обучающемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Не стесняйтесь изменять тему по ходу написания работы.
Следите за новостными трендами. То, о чем говорят в новостях актуально и нередко требует научного обозрения.
Следующие советы помогут вам улучшить ваши результаты:
Четко сформулируйте тему исследования. Йоги Берра, известный бейсболист, когда-то сказал: «Если вы не знаете, куда идете, то в конечном итоге вы окажетесь не в том месте». Это утверждение имеет много общего с процессом исследования. Если вы не знаете, что именно вы ищете, в конечном итоге вы можете потратить время на изучение интересных, но не относящихся к делу фактов. Попробуйте с самого начала сформулировать четкий вопрос вашего исследования. Выберите обширную тему, сделайте быстрое предварительное исследование, прежде чем сформулировать конкретный вопрос.
Хороший исследовательский вопрос должен быть:
Например,
Плохой выбор: Почему важно здоровое питание?
Правильный вопрос: Есть ли связь между здоровым образом жизни и личной эффективностью?
Плохой выбор: Кто был самым значимым писателем?
Правильный вопрос: Каким образом Шекспир повлиял на использование расширенных монологов в «Моби Дике» Мелвилла?
Плохой выбор: Почему какой отец такой и сын?
Пересмотренный вопрос: Каковы последствия авторитетного стиля воспитания на чувство собственного достоинства и творчества ребенка?
Используйте академические поисковые системы, если вы хотите проводить исследование в интерактивном режиме. Следующие поисковые системы сэкономят вам много времени:
Если вы хотите пойти еще дальше с онлайн-исследованием, этот список топ-100 библиотек открытого доступа поможет вам.
Управление данными. Пока Вы занимаетесь исследованием, очень важно, избежать ловушки чувства потерянности. Если вы нашли статью, которая особенно Вам понравился, сохраните ссылку на нее; в противном случае, вы можете потратить много времени, пытаясь найти ее снова, думая, что это лучший ресурс, который вы смогли бы найти.
Однако, с помощью современных средств управления данными, вы сможете легко сохранить всю необходимую информацию и даже разобраться в ней и рассортировать её:
Mendeley
Qiqqa
Endnote Basic
Colwiz
Сделайте введение убедительным. Захватите внимание читателя с помощью интересной статистики, шокирующих фактов или цитат известных людей. В основной части научно-исследовательской работы обсуждается значимость определенного исследования. Постарайтесь добраться до сердец ваших читателей, играя со своими страхами или эгоизмом.
Планируйте количество слов. Общее правило заключается в том, что чтобы потратить до 10 процентов от общего количества слов на введение и заключение. Так что, если вы знаете, рекомендуемое количество слов, вы можете принять соответствующие решения относительно количества слов, которые будут включены в других разделах.
Учитывайте цели разделов. Заключение должен быть кратким, это краткое изложение вашей научно-исследовательской работы.
В введении следует представить справочную информацию, указать важность исследования этой темы, и сформулировать основные вопросы исследования.
В обзор литературы должны быть включены существующие мнения по выбранной теме.
Методика представляет собой специфические методы и инструменты, которые можно использовались в исследовании и включает в себя соответствующую выборку.
В заключении приводятся только результаты (без каких-либо замечаний по ним).
Обсуждение результатов анализа устанавливает отношения между любыми различными фактами.
Ограничения проливает свет на возможные несовершенства конструкции и процедур исследования. Заключение кратко суммирует основные моменты и является зеркалом Вашего введения. Не забудьте подчеркнуть ценность вашей научно-исследовательской работы, а также упомянуть направления дальнейших исследований.
Сделайте обзор литературы. Сбор источников и лишь пара слов о каждом из них является неправильной методикой. Перед тем как написать свой обзор литературы, разделите свои источники на группы, в соответствии с положениями авторов. Убедитесь, что вы включили противоречивые мнения и выделите пробелы в существующей литературе. Это сделает вашу работу исчерпывающей.
Используйте клише для различных разделов. Вы забудете про писательский блок, если вы используете следующий список академических клише для различных частей ваших академических научно-исследовательских работ:
В последние годы наблюдается повышенный интерес к X…;
За последнее десятилетие наблюдается резкое увеличение Х…;
В последнее время X была тщательно изучена;
Ранее/В прошлом основная цель Х должна была быть/состоять в…
X является все более важной областью в…;
В новом компьютеризированном мире, X стала центральным вопросом.
Исследователи изучали влияние;
Значительное количество литературы было опубликовано;
В течение последних десятилетий, гораздо больше информации о X стала доступной;
Большая часть литературы исследовала…;
Предыдущие исследования показали, что…;
Ряд исследований выяснили, что…
Результаты показали, что…;
Среди вероятных объяснений этого явления…;
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что…;
Самым поразительным выводом, возникающем из наблюдений является то, что…;
Полученные данные согласуются с (противоречат) результатами предыдущих исследований.
Это исследование показало, что…;
Второй важный вывод, это…;
Результаты данного исследования показывают, что…;
Эти данные могут способствовать более глубокому пониманию проблемы…;
Это исследование делает важный вклад в…
Правильно процитируйте свои ресурсы. Ссылаясь на источники, не стоит использовать руководство стиля, так как это устарелый метод, вместо этого, рассмотрите возможность использования бесплатных онлайн генераторов цитирования:
CitationMachine
BibMe
CiteFast
CiteThisforMe
RefMe
KnightCite
Используйте свободное изложение. Если вы не можете сделать какой-либо прогресс в вашей научно-исследовательской работе в, определенный момент, попробуйте писать свободно. Напишите пробел так, как если бы вы объясняли ваши основные моменты другу. Это может улучшить поток мыслей для вашей работы, так же, как и логическую аргументацию.
«Пишите пьяным, редактируйте трезвым.» Эта цитата ошибочно приписывается Хемингуэю, но нет никаких официальных доказательств того, что он когда-либо сказал или написал это. Тем не менее, она имеет большой смысл. Отложите вашу работу на некоторое время, а затем вернитесь к этому позже, со свежей головой и устраните все опечатки, грамматические и стилистические ошибки.
От учебно-исследовательской работы школьников не надо требовать обязательной практической значимости - возможности плодотворно использовать на практике её результаты. Но бывают исследования, которым находится практическое применение.
Надеемся, представленный материал был интересен, Вы имеете представление о том, как подобрать интересные темы для научно-исследовательской работы. Интересных тем и научного роста!
Итак, мы говорили о сложностях этапа выбора тем для исследования, принципах их выбора, достоинствах и недостатках тем. Попробуем обобщить, какой же должна быть хорошая тема.
Интересна исследователю не только на данный момент, но и на перспективу и отвечает задаче развития его личности;
Интересна научному руководителю (очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и обучающегося, и педагога);
Опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
Соответствует принципу научности;
Доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
Посильна по объему и времени, необходимому для её выполнения;
Содержит проблему, требующую решения.
Тема должна быть привлекательна, вызывать удивление
Тема должна быть выполнима, а выполнение должно принести реальную пользу участникам исследования
Тема должна быть оригинальной, с элементом неожиданности и необычности
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро
Должна быть реализуема в имеющихся условиях
Соотносить желания и возможности
Формулировка темы должна существенно определяться основным результатом работы. Чтобы найти для нее ключевые слова, надо задать себе два вопроса: а) о чем будет говориться в работе? б) что именно будет утверждаться?
Тема должна быть сформулирована предельно кратко и в то же время максимально предметно и конкретно. С этой целью термины в названии темы должны быть ограничены только словами, которые указывают на существенное содержание работы. В заглавии не должно быть лишних слов, вводных слов, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Если тему невозможно сформулировать кратко, то часть ее лучше представить в подзаголовке, указав ракурс подхода к теме и отделив его точкой или круглыми скобками. Вводимые в заглавие вспомогательные элементы (например, второе заглавие) должны иметь уточняющее значение.
Темы исследовательских работ:
А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Детские фантазии
Загадка клавиатуры
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Образ дракона в детской литературе
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Оригами и математика
Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
Русский богатырь: воплощение моей мечты
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
Хлеб всему голова!
Цвет и дети
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или что такое сыр?
Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
Влияние компьютера на детей
Волшебство красок
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Из истории детских обязанностей
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор.
Темы исследовательских работ о природе:
А у нас ананас!
"Белая береза под моим окном"
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
Полезные свойства калины
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Я садовником родился
Темы исследовательских работ о растениях:
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений
Одуванчик — маленькое солнышко
Портрет земляники
Посмотрите, одуванчик!
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Почему подсолнух называют цветком солнца?
Почему растёт растение
Про вершки и корешки
Природное сообщество – луг
Роль растения в жизни человека
Что за ягода малина?
Что мы знаем о подсолнухе?
Ягодная азбука
Ягода Арбуз.
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок - бегония
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы
О комнатных растениях
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты "бабушкиной герани"
Удивительные кактусы
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке
Что мы знаем о лимоне?
Темы исследовательских работ о животных:
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Зачем ежу яблоко?
Крокодиловы слезы
Кролики
Кто живет у нас в лесу?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто под бугорком живёт?
Кто строит дом на реке?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто такой слон?
Кто ты, собака?
Кулинарные пристрастия белочки
Любимое домашнее животное
Люблю тебя, мой друг мохнатый!
Любознательный зверёк — белка
Люди и кошки.
Люди и дельфины
Мамонты — древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир китов
Мир лошадей
Мир собак
Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
Мой пудель
Мой кот
Мое домашнее животное — немецкая овчарка
Мое любимое животное — дельфин
Можно ли подружиться с лошадью?
Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои кошки
Мои любимые кролики
Мои любимые лошадки
Мои любимые хомячки
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг - собака
Мой домашний питомец — сирийский хомячок
Мой домашний питомец — скотч-терьер
Мой любимчик — морская свинка
Мой пушистый ласковый кот Рыжик
Мой рыжий непоседа — кот
Мой щенок: первый месяц жизни
Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
Моя любимая кошка
Моя любимая собака
Моя удивительная встреча с дельфинами
Наблюдение за бобрами
Наблюдение за золотистыми хомячками
Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
Наблюдения за домашними и дикими мышами
Нам не страшен серый крыс!
Наш любимый зоопарк
Необычные факты про обычного ежика
Нора – это дом. Жилища животных
О леопардах
Образ жизни и поведение моего кота
Образ жизни летучих мышей
Один день из жизни хомяка
О кошках
Олени — наши друзья
Отличие в поведении больших и маленьких собак
Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
Поведение домашних свиней
Поведение кошек
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему скрипит косатка
Почему тигр полосатый?
Почему у Хомки толстые щечки?
Почему у кошки в темноте светятся глаза?
По следам уссурийского тигра
Привычки и повадки моих кошек
Про зайцев...
Пушистые чудики
Разные породы лошадей
Рядом с нами живут белки...
Свинья ли свинья?
Собака - друг человека
Собака друг человека или человек друг собаки?
Собака — настоящий друг
Содержание и воспитание щенка
"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"
У кого длиннее хвост?
У кого язык на ноге?
Удивительные кошки
Удивительные дельфины
Удивительный мир динозавров-великанов
Умели ли динозавры летать?
Умеют ли разговаривать дельфины
Умеют ли животные считать?
Умственные способности кошки
Усы, лапы и хвост, или что хочет сказать нам кошка?
Хвостатые гидростроители.
"Хвостик, хвост, хвостище"
Хомяк в поисках истины
Хомячки-пуховички.
Хорёк. Может ли он заменить кошку?
Царь динозавров
Чей нос лучше?
Чем заяц отличается от кролика
Чем лечатся слоны?
Что я знаю о дельфинах
Что я узнал о кошках
Что мы знаем о кошках?
Ягуар — величественный хищник
Я за любовь ко всем собакам.
Темы исследовательских проектов о грибах:
Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?
Темы исследовательских работ о птицах:
Как зимует воробей
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто такие птицы?
Кто такие амадины?
Курица - птица не простая!
Ласточка — вестник добра и счастья
Ласточкино гнездо
Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
Мир птиц
Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
Мои журавлики
Мои любимые пингвины
Мои наблюдения за деревенской ласточкой
Мои певчие канарейки
Мои пернатые друзья
Мой волнистый друг
Мой домашний любимец — попугай Кеша
Мудрый ворон
Мы учили попугая
На крыльях весну принесли...
Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
Наблюдения за популяцией городской ласточки
Наблюдения за трясогузкой
О воробьях
Пернатые архитекторы
Поведение птиц зимой
Поведение синицы зимой
Покормите птиц зимой!
Поможем зимующим птицам
Попугай корелла. Мое маленькое исследование
Почему зимой птичка стучит в окно?
Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
Почему многие грачи зимой не улетают?
Почему попугайчик волнистый
Почему птицы летают?
Почему птицы осенью улетают?
Почему у снегиря грудка красная?
Птицы – наши друзья
Птицы двора нашей школы
Птицы за моим окном
Птицы — наши друзья
Что за птица воробей?
Что за птица эта галка?
Чудо из яйца
Чье это гнездо?
Чьи гнезда лучше?
Темы проектных работ о земноводных:
Кто такие змеи?
Лягушка с душою царевны
Мир моей черепахи
Мой друг — черепаха
Моя домашняя черепаха
Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
Необычные ящерицы
О черепашках
Опасны ли змеи?
Полезны ли ящерицы?
Почему лягушки зеленые?
Почему у ящерицы хвост обрывается?
Царевна-лягушка, или как я вырастила лягушку сама
Это сказочное существо – лягушка
Темы исследовательских работ о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки - какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
Наблюдение за рыбками-попугаями
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов
Почему у камбалы глаза на одной стороне
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет...
Что случилось с кетой?
Темы исследовательских работ о насекомых:
Комар: казнить нельзя, помиловать…
Кто живет в компьютере?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто такая медведка
Кто такие пауки?
Маленький, да удаленький, или как двигаются насекомые
Медовая братва
Мир жуков
Мир стрекоз
Моё открытие о мухе
Моя коллекция насекомых
Муравьи и их царство
Муравьиная жизнь
Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
Наблюдение за циклом развития колорадского жука
Наблюдения за развитием муравейника
Насекомые моего двора
Насекомые. Какие они?
О пауках
Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
Ох уж эти комары!
Ох уж эти шершни!
Паук – человеку друг
Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
Порхающие цветы
Почему бабочки не живут в городе?
Почему водомерка ходит по воде?
Почему не тонет водомерка?
Про муравьев
Пчела — друг человека
Пчелиная семья
Разумны ли муравьи?
Сколько точек у божьей коровки?
Удивительный мир бабочек
Хвала пчеле!
Чем интересны пауки
Чудесное превращение гусеницы в бабочку
Темы исследовательских работ по географии:
Достопримечательности нашего города
Есть ли будущее у нашей деревни?
Есть ли в воздухе вода?
Как рождается снежинка
Кто в Африке живет?
Кто предскажет нам погоду?
Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж. Верна "Дети капитана Гранта")
Мое любимое место отдыха
Незнайка на Луганщине.
От кого река бежит?
Откуда пришёл к нам чай?
Почему вода на Земле не иссякает
Почему вулкан назван вулканом и отчего он "огнём дышит?"
Почему извергаются вулканы?
Почему морская вода соленая?
Почему появляются водопады?
Почему у елки колкие иголки?
Разноцветные моря
Снежные исследования
Семь чудес света
Семь чудес России
Семь чудес Украины
Цвет и названия морей
Что такое айсберги?
Что такое кварц?
Темы исследовательских работ по экологии:
Были о пыли
Бездомные животные – проблема каждого из нас
Живая вода
Живи, родник!
Как спасти нашу реку?
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Охранять природу - значит охранять мир
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Экология моего поселка
Экология нашего водоёма
Экопродукты моего огорода.
Темы исследовательских работ по физкультуре:
Если хочешь быть здоров
Здоровый образ жизни
История лыж
Мой режим питания
Молоко полезно детям
Опасности двора
Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
Полезно ли мороженое
Полезны или вредны дрожжи?
Полезные свойства кумыса
Польза и применение витаминов.
Спортивная жизнь семьи
Что такое витамины?
Художественная гимнастика.
Шоколад – вред или польза.
Я – велосипедист.
Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
Пиноккио и Буратино
По тропинкам Басни
Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
Сказка о царе Султане.
Темы исследовательских работ по математике:
Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
Арифметика — наука о числе.
Веселые задачки
Веселый математический поезд
Весёлые задачи "Лесная математика".
Весёлые задачки для юных рыбаков.
Древние единицы длины
Единицы измерения в Древней Руси
Задачи в рисунках
Задачи для внимательных и сообразительных.
Задачи на свежем воздухе
Задачи-сказки
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Как хорошо уметь считать!
Математика в жизни кошки.
Математические пословицы
Математические раскраски для 1-го класса.
Математические сказки
Математический калейдоскоп.
Меры и их измерения
Мое домашнее задание
Мое любимое число
Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
Мои замечательные друзья – цифры
На уроке математики
Натуральные числа в жизни человека.
Наше творчество в математике.
О дюймах, вершках и сантиметрах.
От сложения до деления
Приемы быстрого счета
Про число ноль
"Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять"
Развивающие задания по математике
Разговор о нуле
Решаю задачи с радостью
Секреты таблицы умножения
Система мер длины
Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
Старинные денежные единицы
Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
Страна доброй математики
Таблица умножения на пальцах
Умеют ли животные считать?
Умножение с увлечением
Числовые великаны
Чудо-задачник.
Темы исследовательских работ по музыке:
"Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
Видение музыки через рисунок.
Влияние музыки на аквариумных рыб.
Гармоника в нашей семье.
Детские музыкальные инструменты
Детские ударные инструменты
Занимательная история ксилофона.
История одного инструмента.
История происхождения балалайки.
Ложки как музыкальный инструмент.
Любимые песни моей бабушки.
Музыкальные краски
Поговорим о маме музыкой.
Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
Сказка в музыке.
Частушки про цифры.
Темы исследовательских работ об огороде:
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объедение!
Без окон, без дверей полна горница людей
"Весёлая фасоль"
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Кто его раздевает, тот слезы проливает
Любимая картошка в жизни нашей семьи
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
Подбор растений для альпинария
Польза картофеля для здоровья человека
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба
Сеньор-помидор
Фасоль - хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка
Темы исследовательских работ о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке...
Темы исследовательских работ о цветах :
Выгонка гиацинта к 8 Марта — "Подарок маме"
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
Мои любимые розы
Чудо цветы – бархатцы
Подари цветок маме
Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
Подсолнух – солнечный цветок
Почему пахнут цветы?
Почему цветы разноцветные
Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
Путешествие по царству цветов. Ландыш
Путешествие по царству цветов. Лотос
Путешествие по царству цветов. Одуванчик
Путешествие по царству цветов. Подснежник
Сохрани ландыш майский!
Тюльпан для мамы
Цветок Солнца
Цветок для мамы
Цветы для дома и души
Цветы в саду и дома
Чудесный мир ароматов
Я маме букет подарю…
Список источников литературы
Веденеева Т.Е. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся .// Дидакт. – М: Дидакт – 2017. - № 6 – 53с.
Зверева И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении .-В: Издательство- торговый дом,2015.-111с.
Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся”// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2015. - №1. – с.38 – 42с.
Леонтович А.В. “Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся”. -Ж.: 2015,-54с.
Топольникова Н.Н. Организация проектно-исследовательской деятельности: Веб-Квест и «Капсула культуры»: учебно-методическое пособие -Уфа: ИРО РБ,
2016,-61с.
Тряпицына А.П. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие-СПБ.-КАРО,2015.-96с.