Методические рекомендации к реализации ФГОС нового поколения
ФГОС - это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам Новые ФГОС начального и основного общего образования утверждены приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. №320-ФЗ) (далее — Закон об образовании)
- Новые ФГОС устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
- Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В актуальных ФГОС прописаны только общие формулировки. В новой версии всё прописано подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.
- Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства: многое нужно просто заучивать наизусть, но объём станет меньше. Раньше ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений.
- Уточнили требования к результатам обучения. До этого всё было очень расплывчато. Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки. Кроме того, обязательной станет программа воспитательной работы с перечнем мероприятий.
Русский язык .Предметные результаты (сводная) (указана минимальная граница)
5
Создавать устные монологические высказывания
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении
6
7
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом
5 предложений
3 реплики
8
6 предложений
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи
9
7 предложений
4 реплики
100 сл.
110 сл.
8 предложений
5 реплик
6 реплик
120 сл.
80 слов
140 сл.
6 реплик
150 сл.
150 сл.
180 сл.
230 сл.
280 сл.
330 сл.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи
Подробно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи
150 сл.
100
180 сл.
160
230 сл.
180
280 сл.
330 сл.
230
280
Сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт
Классные сочинения
70 сл.
100 сл.
3 предложения
150 сл.
5 предложений
200 сл.
6 предложений
110
7 предложений
165
250 сл.
8 предлжений
200
260
300
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время словарного диктанта
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время диктанта на основе связного текста
90-100 сл.
15-20
100-110 сл.
90-100
110-120 сл.
20-25
120-140 сл.
25-30
100-110
140-160 сл.
110-120
30-35
120-140
35-40
140-160
Количество часов
Класс
5
Общее количество часов по программе
6
10
Повторение
170
7
204
12
8
В начале года/в конце года
Контроль (изложения, сочинения , контрольные работы, тестовые работы)
5/5
8
136
9
8
102
6/6
4/4
8
102
4/4
12
4/4
16
10
9
9
Предметные результаты по литературе (сводная)
5
Выразительно читать, в том числе наизусть
6
не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее
7
не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее
8
не менее 9 поэтических произведе-ний, не выученных ранее
9
не менее 11 поэтических произведе-ний, не выученных ранее
не менее 12 поэтических произведе-ний, не выученных ранее),
Создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом
не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв
не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
исправлять и редактировать собственные письменные тексты;
не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты;
Количество часов
Класс
5
Общее количество часов
6
102
Чтение, изучение, обсуждение
7
Р/Р
102
70
70
68
8
8
В/Ч
68
8
9
52
7
Итоговый контроль
5
102
53
7
Резерв (в т.ч региональный компонент, тематический контроль, дополнительное включение в тематическое планирование авторов или произведений)
2
5
68
2
2
11
2
2
4
2
4
15
15
7
6
15
Учебный план основной образовательной программы основного общего образования, 5-дневная рабочая неделя
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Русский язык
5
Литература
Русский язык
6
кл
Литература
5
7
кл
6
3
8
кл
4
3
кл
Всего
9
2
3
кл
3
2
21
3
13
Задача по переходу на обновленные ФГОС для учителя
- Анализ рабочих программ
- Изменение рабочих программ в части структуры, содержания
Рабочие программы
Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, а также курсов внеурочной деятельности надо составлять с учетом рабочей программы воспитания.
Кроме того, в тематическое планирование программ необходимо включить возможность использования электронных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
- «Институт стратегии развития образования
- Российской академии образования»
ПРЕПОДАВАНИЕ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическое пособие
Примерные рабочие программы по русскому языку и литературе и конструктор рабочих программ -на сайте «Единое содержание общего образования» .
- Ссылки: https://edsoo.ru/
- Примерная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций)
- Примерная рабочая программа основног о общего об разования. Литература (для 5–9 классов образовательных организаций)
Ссылки: https://edsoo.ru/
- Единое содержание общего образования
- Личный кабинет .
- Или можно сразу нажать на «Конструктор рабочих программ»
- Выбрать учебный предмет (русский язык и литература)
- Выбрать шаблон рабочей программы (выходят названия предметов по классам)
- Нажать «Создать рабочую программу»
- Выходит готовый конструктор.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
- ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
- МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Гражданского воспитания:
- Патриотического воспитания:
- Духовно-нравственного воспитания:
- Эстетического воспитания:
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- Трудового воспитания:
- Экологического воспитания:
- Ценности научного познания:
- Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- Базовые логические действия:
- Базовые исследовательские действия:
- Работа с информацией:
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
- Общение:
- Совместная деятельность
3 . Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- Самоорганизация:
- Самоконтроль:
- Эмоциональный интеллект:
- Принятие себя и других:
Тематическое планирование
Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроке
- — О чем этот текст / произведение?
- — Что хотел сказать автор? Какую мысль он хотел донести до читателя?
- — Какова композиция текста, в чем ее особенности?
- — Каковы основные идеи / мысли каждого абзаца?
- — Как развертывается логика текста?
- — Почему к тексту / произведению подобрана именно эта иллюстрация? Какой смысл она отражает?
- — Можно ли представить информацию в тексте в виде схемы, таблицы, инфографики, рисунка и т.д.?
- « Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»» ,
Интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка и литературы.
- справочно-информационный портал « Грамота.ру »;
- образовательный журнал «Текстология» ;
- Сайт сообщества учителей русского языка и литературы «Про школу» ;
- сайт «Best- language » ;
- сетевая версия газеты «Литература»,
- конспекты уроков из приложения «Открытый урок». ;
- «Российская электронная школа» ;
- «Московская электронная школа».
Электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки.
- « Академик» -виртуальная библиотека лингвистических словарей;
- https://klassika.ru/ -электронная библиотека русской литературы;
- http://www.ayguo.com -аудиокниги;
- «Виртуальный музей литературных героев» ,
- http://window.edu.ru/resource/180/15180 ) -русская и зарубежная литература для школьников;
- http://detionline.com/audioskazki/skazki-saltykova-schedrina-mp3 /-сказки Салтыкова-Щедрина;
- Культура.рф -фильмы
Интернет-ресурсы в помощь учителю русского языка и литературы
Официальные сайты
https://edu.gov.ru/
Министерство просвещения Российской Федерации
https://edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование»
http://obrnadzor.gov.ru/
Федеральная служба по надзору в сфере
http://www.fipi.ru/
https://edsoo.ru/
Федеральный институт педагогических измерений
образования и науки (Рособрнадзор)
Портал «Единое содержание общего образования»
http://www.rosolymp.ru/
Всероссийская олимпиада школьников
Электронные словари и справочные порталы
http://www.gramota.ru/
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех .
Справочный материал по всем разделам русской грамматики, десятки словарей, познавательные статьи о языке, учебные диктанты.
Аннотированный список сайтов музеев русских писателей и поэтов, произведения которых изучаются в основной школе
Писатель, поэт
Название музея, адрес, сайт
Что можно увидеть?
Государственный музей А. С.
Пушкина
- На сайте представлены видеолекции, обзорные виртуальные экскурсии, мастер-классы и фотоматериалы, посвященные жизни и творчеству А. С. Пушкина.
- В рамках проекта «Неделя детской книги» созданы спектакли по сказкам А. С. Пушкина (на сайте имеются видеозаписи).
- Музей проводит онлайн-лекции, которые могут быть интересны педагогам и школьникам.
- Среди регулярных мероприятий музея проводятся авторские онлайн-экскурсии.
- В электронном виде представлена коллекция музея (картины, скульптуры, посвященные жизни А. С.
Пушкина).
Александр
Москва, ул. Пречистенка, 12/2.
Сергеевич Пушкин
http://www.pushkinmuseum.ru/