Методические требования к уроку
в специальной (коррекционной) школе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;
3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;
4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;
5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.
Коррекционно–развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.
В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.
Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др.
Основные дидактические требования к уроку:
- На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
- Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
- Должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся; межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы и т.п.);
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с интеллектуальными нарушениями;
- способствовать социальной адаптации ребенка.
Специальные требования к уроку:
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
- Упрощение структуры ЗУН (знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
- Опора на более развитые способности ребенка.
- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к содержанию урока;
- чередование видов деятельности.
В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, предполагающего организацию учебного процесса в виде малых порций новых знаний, наличия времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
Этапы комбинированного урока:
- организация начала урока;
- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;
- сообщение целей и задач урока;
- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;
- закрепление материалов;
- подведение итогов урока;
- сообщение домашнего задания.
Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей.
Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.
Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого школьника фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена, Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков.
Типы урока в школе для обучающихся с ОВЗ
В практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений различают: пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также урок - учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок.
Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей учащихся, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи ученика.
2. Урок изучения нового материала.
Урок изучения нового материала - это процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.
3. Урок закрепления знаний.
Урок, направленный на закрепление знаний очень важны для учащихся. Они помогают учащимся в закреплении полученных знаний, отложиться в памяти и умениях, навыках детей.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция пониженного уровня обобщения и систематизации изученного материала.
5. Урок проверки и оценки знаний.
Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся в решение познавательной задачи с применением практических действий.
6. Коррекционный урок.
Коррекционный урок применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.
7. Комбинированный урок. Включает все виды работ и задач нескольких типов уроков.