СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).»

Методические требования к уроку

в специальной (коррекционной) школе

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)


Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации учебного процесса должен руководствоваться следующими принципами:

1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;

2) использование проблемных ситуаций является наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;

3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны;

4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание слова, наглядности и действия;

5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;

6) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционно–развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.

В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.

Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и др.

Основные дидактические требования к уроку:

- На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

- Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

- Должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся; межпредметные связи.

Урок должен быть оснащен:

- техническими средствами обучения;

- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы и т.п.);

- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

- соответствие мебели возрасту детей;

- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с интеллектуальными нарушениями;

- способствовать социальной адаптации ребенка.

Специальные требования к уроку:

- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.

- Упрощение структуры ЗУН (знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика.

- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.

- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.

- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

- Опора на более развитые способности ребенка.

- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

- выбор цели и средств ее достижения;

- регулирование действий учеников;

- побуждение учащихся к деятельности на уроке;

- развитие интереса к содержанию урока;

- чередование видов деятельности.

В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, предполагающего организацию учебного процесса в виде малых порций новых знаний, наличия времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Этапы комбинированного урока:

- организация начала урока;

- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

- сообщение целей и задач урока;

- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

- закрепление материалов;

- подведение итогов урока;

- сообщение домашнего задания.

Для начала урока учитель подбирает задания, которые активизируют или успокаивают детей.

Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.

Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.

Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно отсталого школьника фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена, Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков.

Типы урока в школе для обучающихся с ОВЗ

В практике специальных (коррекционных) образовательных учреждений различают: пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также урок - учебная экскурсия.

1. Пропедевтический урок.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей учащихся, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи ученика.

2. Урок изучения нового материала.

Урок изучения нового материала - это процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

3. Урок закрепления знаний.

Урок, направленный на закрепление знаний очень важны для учащихся. Они помогают учащимся в закреплении полученных знаний, отложиться в памяти и умениях, навыках детей.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция пониженного уровня обобщения и систематизации изученного материала.

5. Урок проверки и оценки знаний.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся в решение познавательной задачи с применением практических действий.

6. Коррекционный урок.

Коррекционный урок применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

7. Комбинированный урок. Включает все виды работ и задач нескольких типов уроков.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!