МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА (КОГНИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ).
Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно);
а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);
б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).
Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки; б) соотнесение с основной целью;
в) достижение сопутствующих целей.
Сопутствующие воспитательные и развивающие цели: а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений.
Методическая логика урока:
а) структура урока (назвать структурные звенья); б) обоснованность структуры урока;
в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;
г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;
д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);
е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся);
ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);
з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.
Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных
вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):
а) адекватность использованных средств основной цели урока;
б) правомерность использования средств на данном этапе урока - на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки;
в) эффективность использования средств в данном классе; г) грамотное использование и сочетание различных средств.
Использование различных методических приемов:
а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема;
в) эффективность использования приема.
Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
Содержательная логика урока, его информационная ценность.