СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал "Урок- проект"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический материал "Урок- проект"»

Урок – проект


Абакунчик Юлия Сергеевна, учитель английского языка


         Цель обучения в современной школе состоит не только в накоплении суммы знаний, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Поэтому одним из главных требований к современному уроку является необходимость организации активной познавательной деятельности школьника, приобретение им личностно-значимых знаний. Этим во многом объясняется и растущий интерес к такой форме самостоятельной творческой работы учащихся, как проект.

Технология урока-проекта разработана в методической литературе крайне мало. Что же такое урок-проект?

Под проектом мы понимаем особую форму урока, который предполагает проработку изучаемой темы путем выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов (изготовление презентаций, альбомов, журналов и т. п.), представление их участникам проекта. Одно из требований к уроку-проекту – концептуальная целостность (композиционная, содержательная, идейная): он должен обладать логической завершенностью, в ходе проекта обязательно реализуется так называемая Я-концепция (через призму изучаемого материала выход на личность ребенка). Это одно из главных отличий проекта от традиционного урока и одна из главных причин, позволяющая говорить о проекте как интерактивной форме обучения. Личность ученика не менее важна, чем предмет изучения, и столь же интересна. Цель урока-проекта не только в получении определенной суммы знаний, но и в активной самореализации уникальных возможностей каждого ребенка, самореализации личности ученика. Проект требует от участников значительного интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи.

Центральной организующей структурой класса на уроке-проекте становится группа (микрогруппа). Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи; дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений.

Проект существенно изменяет функцию учителя на уроке: определяющая роль принадлежит ему лишь на этапе подготовки (определение темы, цели проекта, видов деятельности, подготовка оборудования, печатного материала); собственно на уроке учитель – помощник (фасилитатор обучения): он наблюдает, советует, но не навязывает свою точку зрения, задает целесообразные вопросы в роли участника проекта, обеспечивает плавный логический переход от одного вида деятельности к другому, дает сигнал к началу и окончанию работы, придает необходимый импульс занятию; основной же задачей учителя становится создание на уроке атмосферы психологического комфорта.

Работа над проектом проходит следующие основные этапы.

Этап подготовки проекта: определяются цели, содержание урока, разрабатывается стратегия урока, виды деятельности, их соотношение.

Для урока-проекта выбирается интересная тема, часто обобщающего характера, размышление над проблемой или традиционная тема, но в нетрадиционном преподнесении. Формулируется тема обычно при помощи цитаты, заключающей в себе ключевое понятие урока или содержащей некую интригу.

Первый этап урока – формирование групп; оно происходит на достаточно демократической основе, однако прием комплектования всякий раз меняется. Необходимо привнести момент неожиданности, интриги, что позволит создать творческую группу, исходя из интереса участников проекта к определенному материалу, проблеме, идее, ассоциативного восприятия окружающего мира, а не из приятельских или иных соображений.


Второй этап урока – инициирование проекта, эмоциональный толчок, подготавливающий определенный настрой всей дальнейшей работы. Здесь могут быть использованы видеоряд, лирическое вступительное слово, чтение отрывка художественного текста, стихотворения, работа с ассоциограммой, где в центре находится ключевое слово, понятие, проблема, обозначенная в названии проекта.

Ученики на этом этапе формулируют проблему.

Центральный этап урока – это развитие проекта.

Отобранные задания выстраивают в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы. На этом этапе важны и своеобразные лирические отступления (слово учителя) как связующее звено между фрагментами урока.

Последний этап – это крайне важный момент обобщения, где происходит логическое и эмоциональное завершение проекта. Результаты работы на каждом этапе урока-проекта обсуждаются, оформляются и представляются участниками проекта в виде презентации.

     Проект завершен; изучение темы будет расширено и углублено на других уроках, но главное уже состоялось: произошло приближение к сокровенному, знание приобрело эмоциональную наполненность, стало личностно-значимым.

Проект – гибкая, открытая форма обучения, где в процессе сотворчества ученика и учителя рождаются новые бесконечно разнообразные формы, виды, приемы познавательной деятельности на уроке, где мотивация обучения достигает уровня самоактуализации, способствует личностному росту человека.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее. Урок-проект не самоцель, не единственная форма обучения. В сочетании с другими, традиционными и нетрадиционными видами обучения проект поможет сделать процесс познавательной деятельности разнообразнее и интереснее, получить радость от учения, сформировать у детей позитивное отношение к школе.