Методический семинар
для педагогов школы,
«Школьный праздник как способ организации внеурочной деятельности»
Слайд 1
«Школьный праздник
как способ организации внеурочной деятельности»
Цель:
Слайд 2
Задачи:
Дать подробную информацию о сущности школьного праздника, как способа организации внеурочной деятельности;
Определить требования, которые необходимо учитывать при подготовке к празднику;
Обсудить формы проведения праздника
Участники:
Регламент: 45 минут
Форма проведения:
Обеспечение:
Ход семинара
Воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы.
Слайд 3
Форма воспитательной работы – это варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприятии (П.И. Пидкасистый).
Практика показывает, что сегодня используются различные организационные формы. Среди них особая роль принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью. Они дают возможность организовать внеклассное занятие, в подготовке и проведении которого принимает участие весь школьный коллектив. Все формы воспитательной внеклассной работы не только воспитывают, но и приобщают к правильной организации свободного времени.
Совместная деятельность вовлекает ребят в социально ценностные отношения, что способствует получению двойного результата: предметного и воспитательного. В первом случае это то, что получают ребята в результате своих действий: выпущенный журнал, совместный анализ и т.д., во втором – те отношения, которые формируются в ходе получения предметного результата. Второй не возможен без первого и является приоритетным.
Не менее важным является и то, что, участвуя в общем деле, школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.
История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса.
Слайд 4
Самая распространённая классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е.В. Титовой – это мероприятие, дело, игра.
Такие учёные как И.П. Иванов, И. Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра.
Слайд 5
Беседа: Что такое праздник?
Слайд 6
По мнению А. Луначарского, праздник – это художественная организация общественной жизни, в которой всё сконцентрировано, сжато, приобрело новую волнующую форму.
Праздник и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они показывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступления детей – всё это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.
С учётом возрастных особенностей детей обычно составляется праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся на открытом воздухе, в музыкальном зале или в классах.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребёнка. Эта идея должна проходить через содержание праздника, раскрытию её служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребёнка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т.д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает своё особое влияние на ребёнка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несёт радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок принимал в нём посильное участие.
Для детей школьного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т.д.).
Слайд 7
Эффективному проведению праздника (мероприятия) способствуют:
Объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
Отбор художественного материала;
Выбор эмоционально-выразительных средств;
Подбор исполнителей;
Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Слайд 8
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во-вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определённые временем рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
Сценарий детского праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нём последовательно, взаимосвязано излагается всё, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приёмы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
Слайд 9
Работа в группах: Что необходимо учитывать при подготовке к школьному празднику? Какие требования Вы выработали бы?
Слайд 10
При подготовке к празднику следует придерживаться следующих требований:
Соблюдение структуры праздника.
Праздник начинается с пролога – вступительной части, настраивающей детей на определённое эмоциональное восприятие. Это эпиграф ко всему происходящему. Он может быть:
Вербальный (яркое выступление ведущего);
Ритуальный (линейка, подъём флага, вынос знамени);
Музыкальный (оркестровое выступление, фанфары);
Кинопролог (фрагмент художественного фильма, киноклип);
Технический или с другими эффектами (запуск шаров, птиц, световые гирлянды).
Завязка – эпизод или несколько эпизодов, «запускающих» в движение сюжет праздника. Она представляет собой краткую часть, которая реализуется с помощью различных действий и приёмов: получение письма, телеграммы, встреча с любимым сказочным героем и т.д.
Развитие действия – это основная часть праздника, в которой эпизод следует за эпизодом, событие за событием, прибавляя торжеству всё новые и новые краски. Реализуется через слово, деятельность, демонстрацию.
Финал - заключительная часть праздника. Это самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод, венчающий общее торжество. Концовка должна быть краткой и чёткой, может включать в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытию сюрпризов, секретов, общую песню.
Тема праздника должна быть интересной, личностно-значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей.
Разумное включение средств идейно-эмоционального воздействия – музыки, слова, песен, художественного оформления, костюмов и т.д., которые должны быть подчинены общей идее праздника
На празднике не может быть зрителей. Все присутствующие – его участники, поэтому организатор, продумывающий праздник вместе с детьми, должен вмонтировать в сценарий духовные точки опоры для тех, кто на данный момент не главный герой.
В случае включения в сюжет праздника конкурсов или соревнований необходимо чётко объяснять задания; создавать одинаковые условия их выполнения; учитывать возраст и пол детей (недопустимы как лёгкие, так и сложные задания); подобрать компетентное жюри; доводить до сведения всех присутствующих результаты соревнования после каждого этапа; награждать победителей.
Содержание праздника предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы).
Часто для ребёнка является значимым подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для ребят младшего школьного возраста быть значимым т оценённым старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.
Существуют два пути подготовки к празднику:
Берётся за основу форма мероприятия или известный сценарий и наполняется новым содержанием.
Сначала определяется содержание мероприятия (как правило, это тема) и после этого осуществляется поиск форм организации и её реализации. Например, педагог и учащиеся решили обсудить проблему вредных привычек. Далее актив класса совместно с классным руководителем разрабатывает структуру мероприятия, способы организации обсуждения.
Как организовать коллективную творческую деятельность детей?
Форма работы может быть коллективной и творческой в том случае, если она создаётся участниками будущего мероприятия в процессе совместного поиска. При этом:
Учитываются интересы и потребности каждого;
Индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;
Коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;
Данная форма является по исполнению неповторимой.
Слайд 11
Любое коллективное мероприятие, праздник готовится в несколько этапов.
Предварительная работа.
Классный руководитель или организатор праздника совместно с детьми выбирают тему праздника и форму проведения, определяют место и время проведения.
Обсуждение и планирование.
На этом этапе ученики работают самостоятельно. Они сами обдумывают особенности сценария, определяют, кто и какую роль будет играть. Выбирают ответственного, который распределяет всех участников праздника по группам и за каждой группой закрепляет выполняемый участок.
Коллективная подготовка праздника.
Очень важно поддерживать интерес детей к выполняемому делу, ведь только вдохновение руководителя может подвигнуть ребят на «подвиги». Каждый участник праздника должен чувствовать себя нужным, востребованным и интересным другим. Каждый должен иметь возможность проявить свои способности, высказать свою точку зрения, внести свою лепту в подготовку праздника.
Проведение праздника.
Праздник может пройти успешно, а может иметь некоторые шероховатости. Но никогда не надо бояться ошибок, допущенных детьми. Ведт на ошибках учатся, и, проанализировав каждую ошибку, вы можете быть уверены, что она больше не повторится. Руководитель, по возможности незаметно для всех участников праздника, для гостей, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.
Подведение итогов праздника.
Это может быть общий сбор участников праздника. Каждый высказывает своё мнение по поводу проведённого мероприятии, выявляет удачи и допущенные ошибки, коллективно обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения праздника, ищут причины ошибок. Участие каждого в оценке проведённого праздника может осуществляться и с помощью опроса, заполнения анкеты через стенгазету. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своём собственном и своих товарищей), приобретённом в ходе мероприятия, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.
Слайд 12
Беседа: какие формы проведения школьного праздника Вы бы назвали?
Слайд 13
Какими могут быть формы проведения праздников?
Формы проведения праздника выбираются в зависимости от его тематики и содержания. Но чаще всего встречаются следующие:
Конкурсы – соревнования, имеющие целью выделить наилучших из числа его участников. К этой группе относятся все виды состязаний между командами, в ходе которых выявляется победитель. Конкурсы могут быть на самые разные темы, а также могут объединять в себе несколько форм: викторину, спортивное и интеллектуальное соревнование и т.д.
Викторины – игра в ответы на вопросы, объединённые какой-либо одной темой.
Спортивно-театральные этюды – упражнения в спортивном и театральном мастерстве.
Спортивные праздники. К ним относятся спартакиада, спортландия, соревнования детских команд по подвижным играм.
Карнавал, или бал-маскарад. Карнавал в исконном смысле этого слова, как народное шествие с уличным маскарадом, в школах не используется. Здесь он совмещается по значению с бал-маскарадом – балом, на который является в масках, характерных костюмах. Чаще всего бал-маскарад проводят на Новый год.
Миниатюра – небольшое представление в малой форме.
Линейка – торжественное собрание участников праздника в строю, перед которым развёртывается действие.
Литературно-музыкальная композиция – представление в виде концерта, часто без ведущих, где перемежаются литературные и музыкальные выступления, следующие одно за другим без конферанса.
Фестиваль – общественное празднество, сопровождающееся показом, просмотром каких-либо видов искусства. Проводится в несколько этапов. Цель фестиваля – не столько выявить победителя, сколько дать возможность продемонстрировать своё мастерство в той или иной области.
Клуб весёлых и находчивых (КВН) – организация по интересам. В данном случае клуб объединяет несколько команд, которые соревнуются в остроумии.
Кроме вышеперечисленных форм, настоящим праздников для ребят могут стать тематические вечера, чтения, акции и даже уроки. Главное – подойти к подготовке мероприятия творчески и внести в каждое выполняемое дело свежую струю.
Слайд 14
Работа в группах: Выработайте методические рекомендации по проведению школьного праздника
Слайд 15
Методические рекомендации по проведению детского праздника.
Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребёнку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, состояние его устной речи.
При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребёнка.
В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникнет необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
В процессе подготовки и проведения праздника необходима чёткая взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, кончено, детей. Только при этом условии праздник пройдёт успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.
Слайд 16
Праздник, праздничное мероприятие – важная часть жизни ребёнка. Это радостное событие, которое позволяет ребёнку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей в школе – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.
Праздник (мероприятие), включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение.
Хорошо организованные праздники в школе благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребёнка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающие в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.
Слайд 17
Желаем удачи!
11