СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на тему: «Лексическое значение слова»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово является основной единицей языка и речи, связанной со всеми другими языковыми единицами. В отличие от меньших единиц языка (звуков, морфем), слово характеризуется самостоятельностью и прозрачностью. Время слово является строительным материалом для более крупных единиц — словосочетания и предложения.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар на тему: «Лексическое значение слова»»

















Методический семинар на тему:

«Лексическое значение слова»













Подготовила: Косумова З.З.,

учитель русского языка и литературы.





Лексическое значение слова — отображение в слове представ­лений об объектах неязыковой действительности; его предметно­-вещественное содержание. Лексическое значение, в отличие от грам­матического, всегда индивидуально. Оно определяется несколькими факторами:

  • соотношением слова с объектами неязыковой действительности;

  • соотнесенностью слова с понятиями, или представлениями об этих неязыковых объектах;

  • взаимоотношениями и связями данного слова с другими в лекси­ческой системе языка. Материал с сайта //iEssay.ru

Все слова обладают лексическим значением, но по-разному его про­являют в языке. Большинство полнозначных слов выполняет номина­тивную функцию, т.е. они самостоятельно и непосредственно называют предметы, явления, признаки, количества, процессы неязыковой действи­тельности. С точки зрения грамматики — это слова знаменательных частей речи (кроме местоимений). Местоименные слова обозначают предметы и явления опосредованно, у них особый способ номинации: слова этой части речи указывают на некую сущность без описания и определения качества этой сущности, значение местоимения проявляется и конкрети­зируется в процессе общения. У служебных слов, обычно выражающих отношения между другими единицами языка, их лексическое значение реализуется в словосочетаниях или предложениях, т.е. только при соеди­нении с знаменательными и местоименными словами. Междометия (так же, как и служебные части речи) не выполняют номинативной функции и не выражают каких-то понятий, они служат для выражения эмоций, причем часто с нерасчлененным, неконкретным значением.

Кроме понятийного, в значение слова иногда входят и эмоционально­экспрессивные, оценочные компоненты: так, эмоционально окрашен­ными будут гляделки по сравнению с глаза, ишачить по сравнению с трудиться, юбчонка по сравнению с юбка и т.п.

Лексическое значение слова представлено в толковых словарях и объясняется следующим образом:

  • описательно — через характерные черты и отличительные при­знаки именуемого предмета или явления (кузнечик — прыгающее на­секомое отряда прямокрылых, издающее стрекочущие звуки; сабля — рубящее и колющее оружие с длинным изогнутым клинком);

  • через слова-синонимы (невежественный — малообразованный, малокультурный, малосведущий; нисходящий — убывающий, пони­жающийся);

  • через однокоренные слова (нацист — сторонник нацизма, член нацистской партии; умнеть — становиться умным).

Лексическое значение слова — это его соотнесенность с определенным предметом, явлением, фактом, понятием в сознании человека.

С помощью слов мы называем предметы: дерево, дуб, сосна; признаки: зеленый, соленый, добрый; действия: лететь, сверкать, шить. Эти слова предназначены для называния. В назывании участвуют 5 органов чувств человека: зрение — красный, синий, желтый; слух — скрипеть, шуршать, кричать; осязание — гладкий, мягкий, шершавый; обоняние — запах, аромат, сирень; вкус — сахар, соль, мед, горький, кислый и т. д.

Человек наблюдает множество однотипных предметов и явлений: липа, осина, тополь, береза — лиственные деревья; красный, белый, черный — цвет; говорить, шептать, бормотать — виды речи и т. д. Его мысль выделяет то общее, что объединяет разные объекты действительности. Например, между всеми деревьями есть нечто общее: это растения с твердым стволом и ветвями, живущие много лет. Установить это общее и познать целый класс деревьев (либо других предметов) помогает важное свойство человеческого мышления — способность к обобщению: выделению самых существенных признаков предметов и явлений и отбрасыванию несущественных.

Слово является основной единицей языка и речи, связанной со всеми другими языковыми единицами. В отличие от меньших единиц языка (звуков, морфем), слово характеризуется самостоятельностью и прозрачностью. Время слово является строительным материалом для более крупных единиц — словосочетания и предложения.

Слова служат для называния предметов, действий, явлений, качеств. Отражение в слове любого явления действительности составляет его лексическое значение.

Кроме лексического, словам присуще грамматическое значение, указывающее на принадлежность слова к определенной части речи и на его грамматические признаки.

При этом лексическое значение слова является индивидуальным, основным, а грамматическое — общим, присущим всем словам, принадлежащих к определенной части речи.

Слово может иметь одно или несколько лексических значений. Однозначные слова — это слова, которые имеют только одно лексическое значение, т.е. называют какой-то один предмет, существо, признак, действие, явление (ива, кукушка).

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Многозначные слова имеют прямое значение и одно или несколько переносных «Большой» — 1) значительный по размеру, 2) взрослый, 3) гениальный, общеизвестный).

Прямое значение слова — это его первоначальное, основное лексическое значение. Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Слово в прямом смысле — это обычное, повседневное название чего-то (вишневый сад).

Слово в переносном значении — очень часто название образное, перенесено из одних предметов и явлений на другие (вишневые ароматы мыслей). Переносных значений в слове может быть несколько. В каком смысле употреблено многозначное слово, становится понятным из контекста.

3 задание

ЕГЭ по русскому языку

Лексическое значение слова

Что следует знать для правильного выполнения задания: определить, в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное слово, можно только из контекста, используя приём подстановки: поочерёдно подставить вместо многозначного слова в предложение каждое из его толкований; если предложение при этом не утратит своей смысловой цельности, значит, это показатель того, что ответ является правильным.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Найдите указанное предложение.

3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.

4. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе проведённого лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:

— если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен;

— если смысл предложения изменился — ответ неверен.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЧАСТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

ЧАСТЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.

1. Доля, от­дель­ная еди­ни­ца, на к-рые под­раз­де­ля­ет­ся целое. Раз­де­лять на части. Ч. за­ра­бот­ка. Ч. пуб­ли­ки. Ч. яб­ло­ка.

2. Пред­мет как со­став­ной эле­мент ка­ко­го-н. це­ло­го, ор­га­низ­ма, ме­ха­низ­ма. За­пас­ные части (де­та­ли машин).

3. Раз­дел, под­раз­дел про­из­ве­де­ния. Роман в трёх ча­стях. Че­ты­ре части сим­фо­нии.

4. Отдел ка­ко­го-н. учре­жде­ния. Са­ни­тар­ная ч. Учеб­ная ч. (1) в учеб­ном за­ве­де­нии: отдел, за­ни­ма­ю­щий­ся не­по­сред­ствен­ной ор­га­ни­за­ци­ей учеб­но­го про­цес­са; 2) в во­оружённых силах: ор­га­ни­за­ция, за­ни­ма­ю­ща­я­ся под­го­тов­кой спе­ци­а­ли­стов из числа сер­жан­тов, стар­шин, сол­дат, мат­ро­сов).

5. Об­ласть какой-н. де­я­тель­но­сти, спе­ци­аль­ность (разг.). Ра­бо­тать по фи­нан­со­вой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не за­ни­ма­юсь, это не моё дело).

6. От­дель­ная вой­ско­вая еди­ни­ца. Мо­то­пе­хот­ные части. Во­ин­ская ч.

7. В Рос­сии до 1917 г.: ад­ми­ни­стра­тив­ное под­раз­де­ле­ние го­ро­да, а также по­ли­цей­ское управ­ле­ние та­ко­го под­раз­де­ле­ния.

8. Рай­он­ная по­жар­ная ко­ман­да в го­ро­дах (устар.) Ка­лан­ча по­жар­ной части.

9. (в части). Пай, доля (разг.). Быть в части с кем-н.

10. Доля, участь (стар.). Много бед вы­па­ло на чью-н. ч.


(1)Рас­творённые в оке­ан­ской и мор­ской воде ор­га­ни­че­ские и не­ор­га­ни­че­ские эле­мен­ты и со­еди­не­ния яв­ля­ют­ся хи­ми­че­ски­ми ре­сур­са­ми Ми­ро­во­го оке­а­на. (2)Они прак­ти­че­ски не­ис­чер­па­е­мы, так как их за­па­сы спо­соб­ны обес­пе­чить по­треб­но­сти че­ло­ве­че­ства на мно­гие сотни лет. (3)В на­сто­я­щее время до­бы­ва­ет­ся лишь не­боль­шая часть хи­ми­че­ских бо­гатств оке­а­нов и морей, че­ло­ве­че­ством ещё не со­зда­ны эф­фек­тив­ные тех­ни­че­ские и тех­но­ло­ги­че­ские спо­со­бы из­вле­че­ния мно­гих по­лез­ных ком­по­нен­тов из мор­ской воды.



За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЛА­БЫЙ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

 

СЛА­БЫЙ, -ая, -ое; слаб, слаба, слабо, слабы и слабы.

1. От­ли­ча­ю­щий­ся малой силой, мощ­но­стью. С. че­ло­век. С. голос. С. мотор.

2. Бо­лез­нен­ный, не­здо­ро­вый, а также (о здо­ро­вье) пло­хой. С. ребёнок. С. лёгкие. С. здо­ро­вье. С. зре­ние.

3. Малый, не­зна­чи­тель­ный. С. ветер. С. боль. С. на­деж­да. С. при­зна­ки жизни.

4. Лишённый твёрдо­сти, устой­чи­во­сти, по­сле­до­ва­тель­но­сти. С. ха­рак­тер. С. воля.

5. Не­ис­кус­ный, пло­хой. С. пи­са­тель. С. ра­бот­ник. С. уче­ник. С. книга.

6. Не креп­кий, не на­сы­щен­ный. С. чай. С. рас­твор.

7. Наи­бо­лее уяз­ви­мый (разг.) Этот тезис − с. сто­ро­на до­кла­да.


(1)Сфор­му­ли­ро­ван­ный ин­же­не­ром Эд­вар­дом Мёрфи в 40-х годах «закон», утвер­жда­ю­щий, что «если что-то может сло­мать­ся, то оно обя­за­тель­но сло­ма­ет­ся», для боль­шин­ства людей пред­став­ля­ет собой не более чем жи­тей­скую муд­рость, ко­то­рая при­но­сит уте­ше­ние и по­мо­га­ет от­но­сить­ся с юмо­ром к бы­то­вым по­лом­кам. (2)Но ин­же­не­ры, в от­ли­чие от обыч­ных людей, вовсе не ищут в утвер­жде­нии Мёрфи уте­ше­ние и оправ­да­ние, когда стал­ки­ва­ют­ся с по­лом­ка­ми и не­по­лад­ка­ми. (3) они на­ме­рен­но поль­зу­ют­ся «за­ко­ном» Мёрфи для по­ис­ка сла­бых мест в со­здан­ных ими слож­ных си­сте­мах: мно­го­крат­ные ис­пы­та­ния в мак­си­маль­но су­ро­вых усло­ви­ях, при­во­дя­щие к вы­ве­де­нию си­сте­мы из строя, поз­во­ля­ют вы­явить все сла­бые места и недочёты и устра­нить их как можно рань­ше.


Отсутствие ясности в определении понятия "лексическое значение слова" очень тяжело сказывается в практике словарного дела. Наблюдения над способами объединения разных значений в слове, а также над закономерностями словоупотребления приводят к выводу, что не все значения слов однородны или однотипны, что есть качественные различия в структуре разных видов лексических значений. Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство - явление сложное, многогранное.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!