Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Методическое пособие для учащихся
« Особенности подготовки
к итоговому собеседованию
в 2019-2020 учебном году»
Составитель: Бессонова Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
2019 – 2020 учебный год
В 2019 году все учащиеся 9 классов впервые сдали итоговое собеседование - новый устный экзамен по русскому языку. В 2020 году все выпускники 9 классов должны будут сдать 4 ОГЭ: 2 обязательных (ОГЭ по русскому языку и математике) и 2 экзамена по выбору. Но сначала каждый из них должен будет получить "зачёт" за итоговое собеседование. По факту экзаменов не 4, а 5.
Опыт проведения итогового собеседования в 2019 году уже показал все плюсы и минусы нового устного экзамена. В феврале прошлого года с первой попытки 77 000 школьников получили "незачёт". Это, конечно, серьёзные цифры. Но не надо пугаться, ведь за 5 месяцев первого полугодия есть достаточно времени, чтобы подготовиться к этому испытанию.
Какие плюсы в формате проведения итогового собеседования можно отметить?
1. Экзамен проводится в своей школе, а "домашние" экзамены всегда вызывают меньше страхов и стрессов.
2. Итоговое собеседование длится не более 15 минут, так что испытание очень короткое по времени.
3. За итоговое собечедование не ставятся оценки - действует система "зачёт-незачёт".
4. Критерии оценивания вполне лояльные: надо набрать не менее 10 баллов.
5. В случае осечки или отсутствия по болезни есть целых две попытки пересдачи экзамена. И, кстати, в прошлом году допущены к ОГЭ были все школьники.
Какие трудности в сдаче устного экзамена были выявлены в прошлом году?
1. Формат устного экзамена с видеофиксацией ответов для многих участников оказался трудным из-за волнения и стеснительности некоторых детей.
2. При подготовке участника собеседования к ответам на вопросы есть ограничение по времени - некоторых это нервирует.
3. Самым сложным испытанием оказалось задание №2 - пересказ текста. Дело в том, что при пересказе необходимо отразить все 4 микротемы, имеющиеся в тексте.
4. Сроки проверки 5 календарных дней. Конечно, было бы спокойнее, если бы результаты объявляли бы учащимся в день экзамена.
Общая информация об экзамене
Дата проведения - 12 февраля 2020 года.
Сроки проверки - не более 5 календарных дней.
Продолжительность экзамена - не более 16 минут.
Количество заданий - 4.
Задание №1 - чтение вслух.
Задание №2 - подробный пересказ текста.
Задание №3 - монолог.
Задание №4 - диалог.
Время на подготовку к каждому заданию - 1-2 минуты.
Первая часть экзамена - чтение и пересказ текста
Сначала расскажем, из каких этапов состоит новый устный экзамен. Сначала школьник читает текст про себя, он должен успеть сделать это за 2 минуты (текст всегда небольшой). Затем он должен его прочитать (тоже в течение 2 минут). За это задание можно получить 2 балла, если всё в порядке с темпом и интонацией. Затем текст у выпускника забирают и предлагают цитату какого из великих мира сего, связанную по смыслу с прочитанным текстом. После 2 минут размышлений школьник должен пересказать прочитанный текст по памяти и постараться удачно вставить в свой пересказ эту цитату.
Задание №2 стало самым сложным для многих
Самым сложным заданием, по словам и детей, и взрослых, участвующих в первом экзамене, оказалось задание №2 - пересказ текста. Кстати, именно за это задание начисляется самое большое количество баллов - 4. Первое, на что обязательно надо обратить внимание - это критерий П1 "Сохранение при пересказе микротем". В тексте всегда 4 абзаца, при пересказе школьники должны озвучить все 4 микротемы текста. На втором месте по сложности критерий П3 "Работа с высказыванием". Его интеграция в текст приносит 1 балл только при условии, что это было логично и уместно.
Итак, за чтение и пересказ с использованием цитаты можно набрать в сумме 6 баллов. Хорошая новость: если вы читали и пересказывали без ошибок, то можно заработать ещё 4 балла. Согласитесь, неплохой бонус.
Вторая часть экзамена - монолог и диалог
Монолог - это третье задание. В этом задании есть 3 варианта (на выбор): описание, повествование или рассуждение. Выбирайте, что хотите. Здесь можно заработать максимальные 3 балла. Единственное, не надо забывать, что в монологе должно быть не менее 10 фраз. Пусть вас это не пугает, количество фраз не приравнивается к количеству предложений. Сложное предложение, состоящее из двух простых, например, засчитывается как 2 фразы. Монолог, по рассказам участников экзамена, тоже у многих вызывал сложности.
Диалог - задание №4. Это задание понравилось школьникам больше всего. Наверное, потому что оно наиболее живое: необходимо поучаствовать в диалоге с экзаменатором. Он задаёт вопросы - школьник отвечает. Вопросы простые, если всё ответите хорошо, заработаете ещё 2 балла. Во второй части тоже есть бонусные баллы за отсутствие ошибок (грамматических, орфоэпических, речевых) - целых 4 балла.
Изменилась формулировка задания №2. Внесены корректировки в критерии оценивания задания №2. Изменены критерии оценивания правильности речи заданий №3 и №4
Как известно, итоговое собеседование - это работа с текстами. Первое задание включает в себя именно выразительное чтение текста. И это задание не изменилось. А вот следующее задание поменялось кардинально. В 2020 году к слову пересказ добавилось прилагательное "подробный", то есть теперь главное условие получения 5 максимальных баллов за задание № 2 является пересказ, близкий к тексту. Степень подробности пересказа не уточняется, главный упор на сохранение в пересказе всех микротем текста
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается интегрально.
Таблица 8
№ | Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)* | Баллы |
Г | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет | 1 |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) | 0 |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
| Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок | 1 |
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) | 0 |
Р | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок | 1 |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 |
РО | Речевое оформление | |
| Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 1 |
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции | 0 |
Максимальное количество баллов | 4 |
В критерии РО добавлено условие получения 1 балла за речевое оформление: участник собеседования может получить этот балл только если он допустил не более трёх речевых ошибок.
4. Изменилось количество максимальных баллов за весь экзамен.
В 2020 году максимальный балл за итоговое собеседование увеличен с 19 до 20. Для получения зачёта за экзамен теперь надо набрать не 9, а не менее 10 баллов.
Комментарии по имеющимся изменениям.
Корректировки 2020 года можно назвать косметическими - они не повлияли на сложность экзамена. Ужесточение требований к выполнению задания №2, на самом деле, компенсированы добавлением ещё одного балла за сохранение при пересказе микротем текста. Поскольку это требование было актуально и в прошлом году, то изменение можно назвать нестрашным. А вот добавление условия в Критерий РО - это новый риск потерять балл, что, конечно, не может не расстраивать.
Итоговое собеседование - это серьёзное испытание, к которому, безусловно, надо серьёзно готовиться. Несмотря на кажущуюся простоту заданий и временные рамки в 15 минут, многие школьники допускают ошибки из-за колоссального волнения. Именно поэтому к итоговому собеседованию необходимо начинать готовиться как можно раньше, отрабатывая все навыки работы с текстами и карточками, чтобы к февралю 2020 году быть абсолютно уверенным в том, что выполнение каждого задания не вызывает никаких сложностей и доведено до автоматизма.
Результаты апробирования показали, что речь более чем 50% обучающихся бедна, в ней используются однотипные синтаксические конструкции.
Анализируя ответы обучающихся с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные ошибки: плеоназм; тавтология; речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств; канцелярит; неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
Например, к наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
– неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю
в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»;
– ошибки в выборе синонима: Имя этого человека знакомо во многих странах. Вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблен его синоним – «знакомо». Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. В данном случае вместо слова «пространство» лучше употребить его синоним – «место» (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати); иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены;
– ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: Во время представления в театре не веселый, но и не мажорный мотив мы услышали. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления);
– разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте.
Одной из причин существующего положения в области сформированности языковой компетенции является отсутствие у обучающихся систематизированных знаний по культуре речи.
В целом следует отметить низкую грамотность спонтанной устной речи девятиклассников: в половине ответов отмечены грамматические ошибки,
в трети ответов – речевые ошибки.
Наиболее типичные грамматические ошибки связаны с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма: движет);
2) неправильное образование временны́х форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст..., научит... или ...дает..., учит...);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: Научные труды, создавшие великими мыслителями, поразили художника (следует: созданные);
4) ошибки при образовании деепричастий: Вышев на сцену, певец очень волновался (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
Подобные ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявленные в ответах обучающихся:
– употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего (встречается обычно в предложениях, где сказуемое стоит перед подлежащим): Чтобы приносить пользу Родине, нужно ...смелость, знания, честность (вместо: ...нужны смелость, знания, честность);
– отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто была нарушена в устных ответах): В жизни этого ученого всего было два главных события (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим:
«... всего две проблемы»);
– неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают;
– объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц (простого и сложного предложений): Ум этот человек понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве (правильно: ...но и как вольнодумство).
6