СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для воспитателей "Кружковая работа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Шашки".

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для воспитателей "Кружковая работа".»

КРУЖОК

«УМНЫЕ ШАШКИ»

 совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет,

(подготовительная группа)

МБДОУ «ЦРР- детский сад 183»

         Воспитатель:Гуреева Е.В.

I. Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек. Отличительной особенностью данной программы является акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля» Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.   Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры. Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

  Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе ее возникают благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей. Кроме того, им нравятся необычность, особая занимательность. Предлагаемая игра  шашки отвечает данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.

Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как  шашки.

Дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенство-ванием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

II. Цель и задачи.

Цель: 

Развитие  интеллектуальных  способностей  старших  дошкольников. Обучение игры в шашки.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;

  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия.

  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора.

  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление.

  • развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Физическое:

осуществление всестороннего физического развития воспитанников. 

Кружок обучающей игры «Умные шашки»

        Обучающая программа, рассчитана на детей 6–7 лет. Срок реализации составляет 1 год. Количество детей в группе – 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю (вторник/среда) с 16-00- 16-30  (30 минут).

  Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации

Принципы и подходы к формированию программы

1.Доступность:

- учет возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала к возрасту.

2.Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- повторение усвоенного.

3.Наглядность:

- учет особенностей мышления.

4.Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности.

5.Дифференциация:

- учет возрастных особенностей;

- создание благоприятной среды.


Форма подведения итогов.


  1. Консультация  для родителей.

2. Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок;

3.Планирование и проведение соревнований;

4.Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для выставки.

Тематическое планирование. 1 год обучения 2019–2020 гг.
(подготовительная группа)

№ занятий

Кружковые занятия

Сроки

1

История шашек.   Сказка начинается… (общие понятия о шашках)      

1 октября

2

Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.

9октября

3

Ряды.

15 октября

4

Диагональ.

23 октября

5

Шашечные поля. Бортовые поля.

29 октября

6

Занятие. Расположение шашек в начале игры.

6 ноября

7

 Ходы шашек, очередность ходов.

12 ноября

8

Удары шашками.

20 ноября

9

Разные виды ударов..

26 ноября

9

Занятие. Как начинать партию?

4 декабря

10

Дамка.

10 декабря

11

Занятие. Удары дамками.

18 декабря

12

Двойная петля.

24 декабря

13

Три правила игры. Работа с диаграммами.

15 декабря

14

Позиционные основы.

22 декабря

15

Практическое закрепление материала

14 января

16

Оппозиция.

22 января

17

Размен

28 января

18

Практическое закрепление материала

5 февраля

19

Использование дополнительного темпа.

11 февраля

20

Занятие. Связка шашек.

19 февраля

21

Практическое закрепление материала

25 февраля

22

Занятие. «Шлагбаум».

4 марта

23

Занятие. Достижение выгодной оппозиции.

10 марта

24

Занятие. Треугольник Петрова.

18 марта

25

Занятие. Окружение.

24 марта

26

Занятие. Зажим.

1 апреля

27

Занятие. Запирание.

7 апреля

28

Рожон.

15 апреля

29

Жертва.

21 апреля

30

Изолированные шашки.

29 апреля

31

Шашечные игры. (Мини-шашки, Заяц-волк и др.)    

май

Практическая часть.

Дидактические игры, адаптированные к кружку.

Использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей к играм в шашки.

 Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Использовать адаптированные классические дидактические  игры  к  кружку «Умные  шашки» для  достижения  цели. 

  • 1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную доску для шашек.

  • 2. Игра «Пятый лишний».  На карточках  шахматные  фигуры,  пешки, фишки и т.д. Найти  лишнюю  фигуру.

  • 3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек.)  Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

  • 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

  • 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

  • 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

  • 7.  Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?  


Диагностика умения детей играть в шашки

(Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя.  № 8\август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.



Фамилия.

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца




























































































Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3.  Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7.  Проверку целесообразно проводить в игре, как с взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень - для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

                                                                                                                           

Используемая литература

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

  4. Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников. Издательство «Линка-пресс»2016г. 5. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 137 с.