КРУЖОК
«УМНЫЕ ШАШКИ»
совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет,
(подготовительная группа)
МБДОУ «ЦРР- детский сад 183»
Воспитатель:Гуреева Е.В.
I. Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек. Отличительной особенностью данной программы является акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля» Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры. Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе ее возникают благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей. Кроме того, им нравятся необычность, особая занимательность. Предлагаемая игра шашки отвечает данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки.
Дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенство-ванием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
II. Цель и задачи.
Цель:
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников. Обучение игры в шашки.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия.
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора.
развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление.
развитие способности к самооценке и самоконтролю.
Физическое:
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Кружок обучающей игры «Умные шашки»
Обучающая программа, рассчитана на детей 6–7 лет. Срок реализации составляет 1 год. Количество детей в группе – 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю (вторник/среда) с 16-00- 16-30 (30 минут).
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации
Принципы и подходы к формированию программы
1.Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала к возрасту.
2.Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- повторение усвоенного.
3.Наглядность:
- учет особенностей мышления.
4.Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности.
5.Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды.
Форма подведения итогов.
Консультация для родителей.
2. Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок;
3.Планирование и проведение соревнований;
4.Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для выставки.
Тематическое планирование. 1 год обучения 2019–2020 гг.
(подготовительная группа)
№ занятий | Кружковые занятия | Сроки |
1 | История шашек. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | 1 октября |
2 | Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | 9октября |
3 | Ряды. | 15 октября |
4 | Диагональ. | 23 октября |
5 | Шашечные поля. Бортовые поля. | 29 октября |
6 | Занятие. Расположение шашек в начале игры. | 6 ноября |
7 | Ходы шашек, очередность ходов. | 12 ноября |
8 | Удары шашками. | 20 ноября |
9 | Разные виды ударов.. | 26 ноября |
9 | Занятие. Как начинать партию? | 4 декабря |
10 | Дамка. | 10 декабря |
11 | Занятие. Удары дамками. | 18 декабря |
12 | Двойная петля. | 24 декабря |
13 | Три правила игры. Работа с диаграммами. | 15 декабря |
14 | Позиционные основы. | 22 декабря |
15 | Практическое закрепление материала | 14 января |
16 | Оппозиция. | 22 января |
17 | Размен | 28 января |
18 | Практическое закрепление материала | 5 февраля |
19 | Использование дополнительного темпа. | 11 февраля |
20 | Занятие. Связка шашек. | 19 февраля |
21 | Практическое закрепление материала | 25 февраля |
22 | Занятие. «Шлагбаум». | 4 марта |
23 | Занятие. Достижение выгодной оппозиции. | 10 марта |
24 | Занятие. Треугольник Петрова. | 18 марта |
25 | Занятие. Окружение. | 24 марта |
26 | Занятие. Зажим. | 1 апреля |
27 | Занятие. Запирание. | 7 апреля |
28 | Рожон. | 15 апреля |
29 | Жертва. | 21 апреля |
30 | Изолированные шашки. | 29 апреля |
31 | Шашечные игры. (Мини-шашки, Заяц-волк и др.) | май |
Практическая часть.
Дидактические игры, адаптированные к кружку.
Использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей к играм в шашки.
Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.
Использовать адаптированные классические дидактические игры к кружку «Умные шашки» для достижения цели.
1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную доску для шашек.
2. Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.
3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек.) Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.
4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.
7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?
Диагностика умения детей играть в шашки
(Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
№ | Фамилия. имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре, как с взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень - для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Используемая литература
Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников. Издательство «Линка-пресс»2016г. 5. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 137 с.