СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методика чтения и рассказывания воспитанникам дошкольного возраста художественных произведений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция по учебной дисциплине "Методика развития речи"

Просмотр содержимого документа
««Методика чтения и рассказывания воспитанникам дошкольного возраста художественных произведений»»

Тема «Методика чтения и рассказывания воспитанникам дошкольного возраста художественных произведений»

Задачи:

- познакомить учащихся с методами ознакомления воспитанников дошкольного возраста с художественной литературой;

- дать представление об основных видах занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой;

- развивать умение логически мыслить, рассуждать, доказывать свою точку зрения.

- воспитывать активность, целеустремленность в освоении нового материала.

Тип урока: комбинированный

План:

  1. Методы ознакомления воспитанников дошкольного возраста с художественной литературой.

  2. Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой.

1.Основными методами ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействуя на ум и чувства слушателя. Значительная часть литературных произведений читается по книге. Бережное отношение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможность для привлечения внимания детей. Таким способом детей знакомят с многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными и журнальными материалами (в старшей группе). На занятиях проводятся различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то, или иное произведение.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Дети дошкольного возраста не только благодарные слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей (при условии доброкачественного исполнения) имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка. Инсценирование возможно при условии хорошего знания детьми текста. Существует довольно много видов инсценировок:

  • Игра-драмматизация;

  • Театрализованное представление детей4

  • Кукольный и теневой театры;

  • Театр игрушек;

  • Настольный картонажный или фанерный театр;

  • Фланелеграф;

  • и др.

Дети могут быть зрителями и исполнителями.

  1. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Формы работы с книгой в УДО:

  • Чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях

  • Использование произведений вне занятий, в разных видах деятельности.

2.Конина М.М. выделяет несколько видов занятий:

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных). Или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащим к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукции картины (в большинстве случаев иллюстрации показываются после чтения, но бывают исключения: чтобы заинтересовать детей. В ходе чтения воспитатель сначала показывает иллюстрацию, а затем читает.

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками;

б) настольный театр;

в) кукольный и теневой театр;

Диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

5.Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) оно может быть логически связано с содержанием занятия

б) может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).