СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика и технологии подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика и технологии подготовки обучающихся по наиболее трудным темам и заданиям ОГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Методика и технологии подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию»

Муниципальный семинар учителей истории и обществознания «проектная и исследовательская деятельность обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» Методика и технологии подготовки обучающихся по наиболее трудным темам и заданиям ОГЭ по обществознанию Сологуб Н.Н., учитель истории и обществознания  МБОУ «Гимназия», рук. РМО ст. Каневская 2023г.

Муниципальный семинар учителей истории и обществознания

«проектная и исследовательская деятельность обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Методика и технологии подготовки обучающихся по наиболее трудным темам и заданиям ОГЭ по обществознанию

Сологуб Н.Н.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия»,

рук. РМО

ст. Каневская 2023г.

Демоверсия, кодификатор, спецификация ОГЭ 2023

Демоверсия, кодификатор, спецификация ОГЭ 2023

Структура варианта КИМ ОГЭ 2023  - 16 заданий с кратким ответом- 17 баллов - 8 заданий с развёрнутым ответом- 20 баллов Итого: 24 задания- 37 баллов

Структура варианта КИМ ОГЭ 2023

- 16 заданий с кратким ответом- 17 баллов

- 8 заданий с развёрнутым ответом- 20 баллов

Итого: 24 задания- 37 баллов

Распределение заданий КИМ ОГЭ по уровням сложности

Распределение заданий КИМ ОГЭ по уровням сложности

Модель  экзаменационной работы Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Модель экзаменационной работы

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета:

в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Структура варианта КИМ Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Структура варианта КИМ

Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др.

Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Структура варианта КИМ Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ . Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Структура варианта КИМ

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ . Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают.

Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Распределение заданий  по изучаемым разделам курса Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество » и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности ), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18).  На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания .

Распределение заданий по изучаемым разделам курса

Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество » и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности ), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18).

На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания .

Анализ результатов ОГЭ 2022 В 2022 г. несколько выше стали результаты по разделу «Познание» (различают уровни познания, отличия абсолютной и относительной истины, критерии истинности знаний), «Духовная сфера» (дают раскрытие особенностей науки как формы духовной деятельности, культуры, образования, искусства), «Экономика» ( могут соотнести  типы экономических систем, факторы производства , финансовой грамотности.

Анализ результатов ОГЭ 2022

  • В 2022 г. несколько выше стали результаты по разделу «Познание» (различают уровни познания, отличия абсолютной и относительной истины, критерии истинности знаний), «Духовная сфера» (дают раскрытие особенностей науки как формы духовной деятельности, культуры, образования, искусства), «Экономика» ( могут соотнести типы экономических систем, факторы производства , финансовой грамотности.
Выводы по результатам ОГЭ 2022 по предмету «Обществознание» Все задания в первой части выполнили более 50 % выпускников. Задания повышенного уровня сложности вызвали различную степень затруднений у учащихся. Задания правового характера (задания 13,14,18 ) традиционно вызывают затруднения у части выпускников и предполагают при подготовке наличие базовых знаний по праву, выделения ключевых слов, развитого логического мышления при анализе двух суждений в задании 14. Задания с развернутым ответом из 1 части также вызвали затруднения:  5-  1,1 из 3, 6 - 1,7 из 2, 12 - 2,2 из 4.

Выводы по результатам ОГЭ 2022 по предмету «Обществознание»

  • Все задания в первой части выполнили более 50 % выпускников.
  • Задания повышенного уровня сложности вызвали различную степень затруднений у учащихся.
  • Задания правового характера (задания 13,14,18 ) традиционно вызывают затруднения у части выпускников и предполагают при подготовке наличие базовых знаний по праву, выделения ключевых слов, развитого логического мышления при анализе двух суждений в задании 14.
  • Задания с развернутым ответом из 1 части также вызвали затруднения: 5- 1,1 из 3, 6 - 1,7 из 2, 12 - 2,2 из 4.
Задание 5   Какой вид экономической деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального поведения потребителя (покупателя) и кратко поясните каждое правило. Оценивается задание максимально в 2 балла. Средний балл выполнения – 1,2 (из 3)

Задание 5

Какой вид экономической деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии?

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального поведения потребителя (покупателя) и кратко поясните каждое правило.

  • Оценивается задание максимально в 2 балла.
  • Средний балл выполнения – 1,2 (из 3)
Задание 6 Студентка Ирина Н. получила в социальной сети от своей подруги сообщение: «Привет, пошла покупать подарок Косте на день рождения и поняла, что оставила деньги дома. Сбрось мне 2 тысячи, а я завтра верну». В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ирины Н.? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Оценивается задание максимально в 2 балла. Средний балл выполнения – 1,6 из 2.

Задание 6

Студентка Ирина Н. получила в социальной сети от своей подруги сообщение: «Привет, пошла покупать подарок Косте на день рождения и поняла, что оставила деньги дома. Сбрось мне 2 тысячи, а я завтра верну».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ирины Н.?

Как ей правильно поступить в данной ситуации?

  • Оценивается задание максимально в 2 балла.
  • Средний балл выполнения – 1,6 из 2.
Задание 12  Социологическая служба одного из коммерческих банков провела опрос клиентов банка, обратившихся за кредитом. Им задавался вопрос: «На какие цели вы берёте кредит?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Оценивается задание максимально в 4 балла.  Средний балл – 2,5

Задание 12

Социологическая служба одного из коммерческих банков провела опрос клиентов банка, обратившихся за кредитом. Им задавался вопрос: «На какие цели вы берёте кредит?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных.

Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами:

а) сходство; б) различие.

Оценивается задание максимально в 4 балла.

Средний балл – 2,5

Задания 13 и 14 Задание 13. Задание 14. Верны ли следующие суждения о разделении властей?  Парламент в государстве Z избирается населением. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим? 1) В стране Z республиканская форма правления. А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. 2) В стране Z реализован принцип разделения властей. Б. Парламент является органом исполнительной власти. 3) Страна Z разделена на несколько провинций. 1) верно только А 4) Правительство формируется партией, победившей на выборах. 2) верно только Б Оценивается задание максимально в 1балл. 3 )верны оба суждения Процент выполнения – 58,3 4) оба суждения неверны Ответ: 2 Оценивается задание максимально в 1балл. Процент выполнения – 68,4 Ответ: 1

Задания 13 и 14

Задание 13.

Задание 14.

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

Парламент в государстве Z избирается населением. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим?

1) В стране Z республиканская форма правления.

А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

2) В стране Z реализован принцип разделения властей.

Б. Парламент является органом исполнительной власти.

3) Страна Z разделена на несколько провинций.

1) верно только А

4) Правительство формируется партией, победившей на выборах.

2) верно только Б

Оценивается задание максимально в 1балл.

3 )верны оба суждения

Процент выполнения – 58,3

4) оба суждения неверны

Ответ: 2

Оценивается задание максимально в 1балл.

Процент выполнения – 68,4

Ответ: 1

Задания 21-24 Задание 21.  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Оценивается задание максимально в 2 балла. Средний балл – 1,1  Задание 22. Какую власть называют эффективной? Каковы три признака власти? Какие два вида политической власти выделены? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.) Оценивается задание максимально в 2 балла.  Средний балл – 1,3  Задание 23.  Авторы пишут, что власть осуществляется с помощью различных средств. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, назовите любые два средства (ресурса, основания) власти и проиллюстрируйте примером использование каждого из них. Оценивается задание максимально в 3 балла. Средний балл – 0,4  Задание 24.  Авторы считают, что «всякое общество нуждается во власти». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку этого мнения. Оценивается задание максимально в 2 балла. Средний балл – 0,7

Задания 21-24

Задание 21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Оценивается задание максимально в 2 балла.

Средний балл – 1,1

Задание 22. Какую власть называют эффективной? Каковы три признака власти? Какие два вида политической власти выделены? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

Оценивается задание максимально в 2 балла.

Средний балл – 1,3

Задание 23.

Авторы пишут, что власть осуществляется с помощью различных средств. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, назовите любые два средства (ресурса, основания) власти и проиллюстрируйте примером использование каждого из них.

Оценивается задание максимально в 3 балла.

Средний балл – 0,4

Задание 24.

Авторы считают, что «всякое общество нуждается во власти». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку этого мнения.

Оценивается задание максимально в 2 балла.

Средний балл – 0,7

 ПРОБЛЕМЫ   Неосознанное запоминание научного термина или понятия Не сформированность смыслового чтения текстов разного вида и жанра Неумение работать с графически представленной информацией Низкий уровень анализа, сравнения, классификации, обобщения–выполнение операций по случайному признаку Низкий уровень самоконтроля и самостоятельности Недостаточный уровень общей культуры Н.Ф. Виноградова, член-корр. РАО, д.п.н., проф., заслуженный деятель науки РФ

ПРОБЛЕМЫ

  • Неосознанное запоминание научного термина или понятия
  • Не сформированность смыслового чтения текстов разного вида и жанра
  • Неумение работать с графически представленной информацией
  • Низкий уровень анализа, сравнения, классификации, обобщения–выполнение операций по случайному признаку
  • Низкий уровень самоконтроля и самостоятельности
  • Недостаточный уровень общей культуры

Н.Ф. Виноградова, член-корр. РАО, д.п.н., проф., заслуженный деятель науки РФ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.) признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  • Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.) признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).
 Традиционные формы подготовки к ОГЭ:   р а б ота  по  зак р еп л е нию  н а вык о в,  у чащ и хс я по работе с текстом ; особое внимание к содержанию разделов: «Право», «Политика»; вы д е ление  «пр об л е м ных»  т ем  в  к а ж д ом  к о н к ре т ном  к л ассе,  и  р а бо т а  н а д л икв и д а ци е й  п ро б е л ов  в у мени я х  у чащ и х с я  по расширению социального опыта, с привлечением межпредметных связей, материалов СМИ; ор г а н изация  в  к л ассе ра з но у ро в не в ого  о б о бща ю щ его п ов т ор ен и я п о  тема м с использованием максимально широкого круга пособий по подготовке к ОГЭ ; со сл а б ыми у чащим и ся – за к р е пление д ости г н у тых у спе х ов , с представлением им возможности на ка ж дом у роке в ы по л н я ть сам о с т оя т ел ь н ую  ра б от у ,  в  к о т о р у ю  в к л ю че н ы з ад а н и я на  о т р а ботку умений решать задания ОГЭ; с  си л ь ны м и  у чащ и мися – пр ов едение  р азбора  заданий  по в ыш е н но г о у ровня  сл о ж н ос т и ,  п р ов е рка  у свое н ия  м ет од ов их решения на  с ам ос т оятел ьны х  р а б о т ах и д о п о л н ите л ь н ых  з аня т и я х.

Традиционные формы подготовки к ОГЭ:

  • р а б ота по зак р еп л е нию н а вык о в, у чащ и хс я по работе с текстом ;
  • особое внимание к содержанию разделов: «Право», «Политика»;
  • вы д е ление «пр об л е м ных» т ем в к а ж д ом к о н к ре т ном к л ассе, и р а бо т а н а д л икв и д а ци е й п ро б е л ов в у мени я х у чащ и х с я по расширению социального опыта, с привлечением межпредметных связей, материалов СМИ;
  • ор г а н изация в к л ассе ра з но у ро в не в ого о б о бща ю щ его п ов т ор ен и я п о тема м с использованием максимально широкого круга пособий по подготовке к ОГЭ ;
  • со сл а б ыми у чащим и ся – за к р е пление д ости г н у тых у спе х ов , с представлением им возможности на ка ж дом у роке в ы по л н я ть сам о с т оя т ел ь н ую ра б от у , в к о т о р у ю в к л ю че н ы з ад а н и я на о т р а ботку умений решать задания ОГЭ;
  • с си л ь ны м и у чащ и мися пр ов едение р азбора заданий по в ыш е н но г о у ровня сл о ж н ос т и , п р ов е рка у свое н ия м ет од ов их решения на с ам ос т оятел ьны х р а б о т ах и д о п о л н ите л ь н ых з аня т и я х.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Терминологические диктанты 2. Работа с текстом и маркером 3. Анализ кейсов по темам 4. Использование опорных конспектов, схем и таблиц 5. Использование новостных Интернет-ресурсов РФ 6. Составление планов к текстам и др.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 1. Терминологические диктанты
  • 2. Работа с текстом и маркером
  • 3. Анализ кейсов по темам
  • 4. Использование опорных конспектов, схем и таблиц
  • 5. Использование новостных Интернет-ресурсов РФ
  • 6. Составление планов к текстам и др.
Методическая поддержка

Методическая поддержка

Навигатор подготовки к ОГЭ

Навигатор подготовки к ОГЭ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! И

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! И


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!