Муниципальный семинар учителей истории и обществознания
«проектная и исследовательская деятельность обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Методика и технологии подготовки обучающихся по наиболее трудным темам и заданиям ОГЭ по обществознанию
Сологуб Н.Н.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия»,
рук. РМО
ст. Каневская 2023г.
Демоверсия, кодификатор, спецификация ОГЭ 2023
Структура варианта КИМ ОГЭ 2023
- 16 заданий с кратким ответом- 17 баллов
- 8 заданий с развёрнутым ответом- 20 баллов
Итого: 24 задания- 37 баллов
Распределение заданий КИМ ОГЭ по уровням сложности
Модель экзаменационной работы
Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета:
в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Структура варианта КИМ
Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др.
Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Структура варианта КИМ
Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ . Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают.
Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.
Распределение заданий по изучаемым разделам курса
Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество » и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности ), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18).
На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания .
Анализ результатов ОГЭ 2022
- В 2022 г. несколько выше стали результаты по разделу «Познание» (различают уровни познания, отличия абсолютной и относительной истины, критерии истинности знаний), «Духовная сфера» (дают раскрытие особенностей науки как формы духовной деятельности, культуры, образования, искусства), «Экономика» ( могут соотнести типы экономических систем, факторы производства , финансовой грамотности.
Выводы по результатам ОГЭ 2022 по предмету «Обществознание»
- Все задания в первой части выполнили более 50 % выпускников.
- Задания повышенного уровня сложности вызвали различную степень затруднений у учащихся.
- Задания правового характера (задания 13,14,18 ) традиционно вызывают затруднения у части выпускников и предполагают при подготовке наличие базовых знаний по праву, выделения ключевых слов, развитого логического мышления при анализе двух суждений в задании 14.
- Задания с развернутым ответом из 1 части также вызвали затруднения: 5- 1,1 из 3, 6 - 1,7 из 2, 12 - 2,2 из 4.
Задание 5
Какой вид экономической деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии?
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального поведения потребителя (покупателя) и кратко поясните каждое правило.
- Оценивается задание максимально в 2 балла.
- Средний балл выполнения – 1,2 (из 3)
Задание 6
Студентка Ирина Н. получила в социальной сети от своей подруги сообщение: «Привет, пошла покупать подарок Косте на день рождения и поняла, что оставила деньги дома. Сбрось мне 2 тысячи, а я завтра верну».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ирины Н.?
Как ей правильно поступить в данной ситуации?
- Оценивается задание максимально в 2 балла.
- Средний балл выполнения – 1,6 из 2.
Задание 12
Социологическая служба одного из коммерческих банков провела опрос клиентов банка, обратившихся за кредитом. Им задавался вопрос: «На какие цели вы берёте кредит?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами:
а) сходство; б) различие.
Оценивается задание максимально в 4 балла.
Средний балл – 2,5
Задания 13 и 14
Задание 13.
Задание 14.
Верны ли следующие суждения о разделении властей?
Парламент в государстве Z избирается населением. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим?
1) В стране Z республиканская форма правления.
А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
2) В стране Z реализован принцип разделения властей.
Б. Парламент является органом исполнительной власти.
3) Страна Z разделена на несколько провинций.
1) верно только А
4) Правительство формируется партией, победившей на выборах.
2) верно только Б
Оценивается задание максимально в 1балл.
3 )верны оба суждения
Процент выполнения – 58,3
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
Оценивается задание максимально в 1балл.
Процент выполнения – 68,4
Ответ: 1
Задания 21-24
Задание 21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Оценивается задание максимально в 2 балла.
Средний балл – 1,1
Задание 22. Какую власть называют эффективной? Каковы три признака власти? Какие два вида политической власти выделены? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
Оценивается задание максимально в 2 балла.
Средний балл – 1,3
Задание 23.
Авторы пишут, что власть осуществляется с помощью различных средств. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, назовите любые два средства (ресурса, основания) власти и проиллюстрируйте примером использование каждого из них.
Оценивается задание максимально в 3 балла.
Средний балл – 0,4
Задание 24.
Авторы считают, что «всякое общество нуждается во власти». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку этого мнения.
Оценивается задание максимально в 2 балла.
Средний балл – 0,7
ПРОБЛЕМЫ
- Неосознанное запоминание научного термина или понятия
- Не сформированность смыслового чтения текстов разного вида и жанра
- Неумение работать с графически представленной информацией
- Низкий уровень анализа, сравнения, классификации, обобщения–выполнение операций по случайному признаку
- Низкий уровень самоконтроля и самостоятельности
- Недостаточный уровень общей культуры
Н.Ф. Виноградова, член-корр. РАО, д.п.н., проф., заслуженный деятель науки РФ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
- Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.) признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).
Традиционные формы подготовки к ОГЭ:
- р а б ота по зак р еп л е нию н а вык о в, у чащ и хс я по работе с текстом ;
- особое внимание к содержанию разделов: «Право», «Политика»;
- вы д е ление «пр об л е м ных» т ем в к а ж д ом к о н к ре т ном к л ассе, и р а бо т а н а д л икв и д а ци е й п ро б е л ов в у мени я х у чащ и х с я по расширению социального опыта, с привлечением межпредметных связей, материалов СМИ;
- ор г а н изация в к л ассе ра з но у ро в не в ого о б о бща ю щ его п ов т ор ен и я п о тема м с использованием максимально широкого круга пособий по подготовке к ОГЭ ;
- со сл а б ыми у чащим и ся – за к р е пление д ости г н у тых у спе х ов , с представлением им возможности на ка ж дом у роке в ы по л н я ть сам о с т оя т ел ь н ую ра б от у , в к о т о р у ю в к л ю че н ы з ад а н и я на о т р а ботку умений решать задания ОГЭ;
- с си л ь ны м и у чащ и мися – пр ов едение р азбора заданий по в ыш е н но г о у ровня сл о ж н ос т и , п р ов е рка у свое н ия м ет од ов их решения на с ам ос т оятел ьны х р а б о т ах и д о п о л н ите л ь н ых з аня т и я х.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. Терминологические диктанты
- 2. Работа с текстом и маркером
- 3. Анализ кейсов по темам
- 4. Использование опорных конспектов, схем и таблиц
- 5. Использование новостных Интернет-ресурсов РФ
- 6. Составление планов к текстам и др.
Методическая поддержка
Навигатор подготовки к ОГЭ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! И