КГКОУ ШИ № 3 гор. Хабаровска
Методические материалы
Методика личностного роста
Контроль гнева
Предположим, что вы занимаетесь своим делом, пишите проект, оформляете документацию, и тут заходит ваш коллега и говорит вам, что вы некомпетентны в этом вопросе. Он говорит, что поручил вам важное дело, ответственную работу, а вы сделали ее плохо или некачественно. Вы слушаете обидные слова в ваш адрес; гнев медленно, но неотвратимо зарождается в вашем уме и во всем теле. Вы выходите из себя, и говорите коллеге, что у нее (него) нет никакого права так с вами разговаривать. Находясь во власти гнева, вы высказываете все, что только приходит вам на ум, даже если знаете, что это не совсем правда. В ответ она кричит на вас, и вскорости все поблизости знают, что между вами происходит.
Обычно, будучи рассержены или задеты за живое, мы чувствуем себя жертвами чужих злодеяний. Мы кажемся себе невинными людьми, сносящими несправедливые удары других. Мы задеты или рассержены потому, что думаем, будто другие плохие или ошибаются. И гнев, и обида мешают разобраться в том, что происходит.
Многие живут с «психологией жертвы», постоянно ощущая себя беспомощными, несправедливо обиженными и напуганными. Однако, чем более внимательно мы будем изучать работу своего ума и выяснять причинно-следственную связь наших мыслей, тем лучше поймем, что наши интерпретации случившегося и наши прошлые действия, играют главную роль в том, что мы теперь испытываем. Мы в некоторой степени ответственны за то, что с нами происходит. Поняв и приняв этот факт, мы не умаляем своей ответственности и действуем с целью изменения ситуации к лучшему.
Чтобы разобраться в сложившихся ситуациях и уменьшить свой гнев по их поводу, необходимо задать себе несколько важных вопросов:
- Правильно ли я воспринимаю сложившуюся ситуацию?
- Является ли мой гнев правильной реакцией?
- Почему это со мной происходит?
- Не попадаю ли я постоянно в сходное положение?
- И если это так, то почему это происходит?
Контроль восприятия.
- Адекватно ли мы воспринимаем происходящее с нами?
- Как и почему у нас возникает гнев?
Когда кто-то говорит нам о наших ошибках, нам кажется, будто боль приходит к нам от другого человека. Его слова обидны и воспринимаются болезненно, так, что мы физически ощущаем заключенную в них боль.
Давайте разберемся, и определим местонахождение боли в словах: «Ты совершенно некомпетентен!» Что более всего затронуло – «ты», «совершенно», «некомпетентен». Где в этих словах неприятное чувство? Представьте себя спящим, или слышащим эти слова на непонятном вам языке (итальянском). Заденет ли вас эта фраза? Если эту фразу произнесут по отношению к человеку, который нам не нравится, заденет ли вас это?- Нет.
Так может быть чувство обиды, боли и гнева зарождается потому, что это говорят Мне, так разговаривают со Мной. Мы видит ситуацию однобоко, со Своей точки зрения, верим в Свою правоту и объективность Своих предвзятых взглядов.
Но если рассматривать эту ситуацию с разных позиций, с учетом многих точек зрения. Например, кружка чая стоит перед вами и вы видите ее сбоку, а если встать, то эту же кружку вы увидите сверху и будете по - другому ее воспринимать. Из этого следует, что воззрения нашего зацикленного на самом себе ума не являются единственно верными. Точно также постарайтесь подняться над ситуацией, произошедшей с вами, и посмотрите на нее с другой точки зрения, под другим углом. Когда вы увидите, насколько это мелко и далеко, вы измените свое отношение к ситуации и к говорившему человеку, а главное вы почувствуете, что ваше мнение не истина в последней инстанции.
Другой способ усмирить свой гнев – это встать на место другого человека, сказавшего обидные вам слова. Возможно, у него возникли проблемы со здоровьем, жизненные трудности, а вы явились тем, на ком он сорвал свой гнев. Ничего личного против вас он не имеет, и возможно, пожалеет о сказанном вам, поэтому не принимайте это на свой счет и не сердитесь на него понапрасну, а лучше пожалейте его. Отстраняясь на некоторое время от своего «Я» и сопереживая другим в трудной ситуации, вы сможете умерить свой гнев по отношению к другим.
Если вы действительно допустили ошибку, а кто-то указал на нее, зачем же сердиться на него? Ошибка или промах наш и мы должны это признать, а не сердиться за то, что нам сказали правду. Если человек делает справедливое замечание, значит, он показывает нам, как стать лучше. С другой стороны, если человек несправедливо и предвзято к нам относится, зачем на него сердиться? Мы же не будем сердиться, если нам скажут, что у нас вырос хвост, так как мы знаем, что это не так, а у говорящего оппонента разыгралось воображение.
Следует помнить, что сердиться понапрасну - пустая трата времени. Если ничего изменить нельзя, какой толк от гнева. Нужно изменить ситуацию и, если удастся, действовать в соответствии с намеченным планом.
Гнев на то, что мы не можем изменить, делает нас несчастными. Беспокойство или боязнь того, что не произошло, лишает нас сил. Как гласит восточная мудрость: «Зачем печалиться о том, что можем мы исправить? И что за толк рыдать о том, что выправить нельзя?»
Непротивление злу.
Существует выражение «непротивление злу насилием». Что это означает? Нужно быть терпеливым и позволять людям давить на вас? Быть терпеливым не означает быть безропотным и бездеятельным. Терпелив тот, чей ум ясен и действия обдуманны. Терпеливый ум управляет действиями как мягкими, так и жесткими.
Для начала, необходимо освободиться от гнева. Отстранитесь от себя, от сиюминутной ситуации, встаньте на место своего оппонента, расширьте свое видение и вы увидите ситуацию по-другому. Вспомните, какие ваши действия и поступки привели к возникновению конфликтной ситуации.
После этих размышлений вы успокоитесь, появится возможность проявить сострадание и терпение. Ясный ум, свободный от гнева, поможет выбрать, реалистичные и адекватные способы поведения и взаимодействия, приемлемые для всех участников конфликта.
Чтобы эффективно общаться, нам иногда нужно говорить с силой в голосе. Говорить с силой, сохраняя при этом сострадательное отношение, в ситуации, которая этого требует,- это важное умение. Это отличается от того, чтобы кричать в бесконтрольном гневе, когда мудрее было бы помолчать, извиниться или уважительно изложить свою позицию, Побуждение, то есть ваше внутреннее состояние ума, не надо путать со словесными или физическими действиями, с помощью которых вы общаетесь с другими.
Мы должны избегать насильственных действий, когда это возможно. Но если, чтобы помешать кому-то, причинить вред себе или другим, единственным выходом будет ударить оппонента, тогда, с состраданием к тому, кто наносит вред, и к тому, кому этот вред наносится, мы должны сделать ровно столько, сколько необходимо, чтобы остановить этого человека. Таким образом, прежде чем действовать, важно, чтобы рассудок был холодным, а ум спокойным.
Если мы действуем под влиянием гнева, есть вероятность, что мы применим физическую или словесную силу, когда это неоправданно, ил, если это оправдано, применим ее в большей мере, чем это нужно.
В общении нам иногда требуется говорить твердо – чтобы выразить свое понимание того, что правильно или неправильно, полезно или нет. Это можно сделать без гнева. Но если ваш оппонент говорит неверно или гневно и мы тоже это делаем и говорим, кто же тогда прав, а кто нет? Гнев портит то, что мы говорим и делаем. Спокойный ум и рассудительность помогут справиться с возникшей ситуацией благоприятным образом. Гневливость – не советчик и не помощник в сложных ситуациях взаимоотношений между людьми. Отринув гнев, призвав рассудок, можно решить любую проблему.
Горделивость.
Гордыня – это понятие, точка зрения, с которой мы раздуваем те качества, которые у нас есть (телесная красота или сила, образование, социальное происхождение или талант), и считаем, что намного превосходим других людей.
У подобного подхода есть множество недостатков. Под влиянием гордыни мы уверены, что другие знают, насколько мы хороши. Мы говорим о своих достижениях, мы стремимся произвести впечатление на других с целью получить похвалу, репутацию и деньги. Гордыня заставляет нас свысока смотреть на тех, кому, как нам кажется, недостает наших хороших качеств.
Обуреваемые собственной важностью, мы на самом деле довольно смешны. Будь мы честны с самими собой, то увидели бы, что под этим маскарадом сами в действительности не верим, что хороши. Чтобы убедить себя, мы пытаемся доказать другим, что обладаем некоторым превосходным качеством. Нам кажется, что если другие верят в наше величие, то мы такие и есть. Часто даже человек с величественной внешностью, который кажется живым символом успеха согласно мирским стандартам, не чувствует себя достаточно хорошо и не испытывает от этого удовлетворения. Порою трудно признаться окружающим в неуверенности в себе, что приводит к завуалированию ее своей гордынею.
Могут ли люди, выглядящие внешне преуспевающими, быть недовольны собой? Преуспевающие люди также обращают внимание на внешние стимулы, похвалы и подтверждения своей значимости для повышения своей самооценки. Следовательно, мы не осознаем своей внутренней способности стать мудрее и сострадательнее к людям. Зачастую, мы ищем счастья и самоуважения не внутри себя, а извне, хотя всего этого можно достигнуть только внутренним развитием.
Гордыня заставляет нас совершать неадекватные поступки, чтобы подчеркнуть свое превосходство. Например, мы выставляем напоказ нашу внешность, выглядя глупо в глазах других. Мы критикуем других, а потом удивляемся, почему люди не хотят быть в нашей компании. Мы несправедливо обходимся с другими, а потом жалуемся, что вокруг нас мало друзей и нет согласия в обществе. Разлад наступает в любой группе людей, когда они горделивы и пренебрежительно относятся к чувствам других.
Заставить уважать себя нельзя. Общество уважает тех, кто скромен и не выставляет своих заслуг напоказ. Нужно уважать каждого, даже если люди беднее, менее образованы или талантливы, чем мы, но у них есть множество качеств и способностей, которых недостает нам. Каждый человек заслуживает уважения или хотя бы того, чтобы быть выслушанным. Горделивые люди не могут этого понять, они снисходительны к людям и нетерпеливы в общении с другими. Уверенные же в себе люди добры, скромны и учатся у каждого. Поэтому они рождают гармонию и взаимное уважение среди других.
Гордыня является одним из главных препятствий росту мудрости и развитию внутренних способностей. Веря, что они учены, талантливы и превосходны, горделивые люди самодовольны. Они не хотят и не могут учиться у других. Их гордость удерживает их в состоянии застоя.
Твердость характера.
Уверенность часто путают с гордыней, а скромность принимают за низкую самооценку. Однако зазнайство и заносчивое поведение не означают уверенности в себе, а скромность не значит, что мы видим себя в плохом свете. Уверенные в себе люди также могут быть и скромны, поскольку им нечего защищать, не с кем бороться или доказывать всему миру свою правоту.
Чрезвычайно трудно посмотреть на себя со стороны и оценить себя объективно. Часто люди склонны недооценивать или переоценивать себя, считать себя бесполезными и недостойными любви, или, наоборот, воображать о себе что-то невероятное. Ни один из этих категоричных взглядов не является верной самооценкой, так как у всех людей есть как положительные, так и отрицательные качества, которые необходимо исправить или откорректировать.
Устранение ошибок невозможно, если скрывать их, заносчиво состязаться с другими, чтобы доказать, что мы лучше всех. Но мы можем честно признать свои недостатки и слабости и постараться их исправить. Подобным образом, уверенность в себе рождается не от самозабвенного прославления своих качеств, а от изучения своих талантов и возможностей и способности их развивать.
Все люди способны стать счастливыми, уйдя от заблуждений и развивая в себе добрые качества. Природа счастливого состояния человека дана ему от рождения, ее нельзя утратить или отобрать. Зная это, мы обретем реальную, устойчивую уверенность в самих себе.
Мы должны принимать себя такими, как есть, и верить в свою способность стать лучше и добрее. Это уравновешенное восприятие себя дает нам возможность ценить и уважать других, так как все люди обладают какими-то положительными качествами, достойными уважения. Уверенные в себе люди способны признать то, что они чего-то не знают, и счастливы от этого, желая учиться у других. Еще Сократ сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». В результате такого переосмысления, возрастают их добрые качества и стремление к знаниям.
Когда у человека есть добрые качества, они становятся, сами собой, очевидны для других и нет нужды заявлять о них всему миру. Индийский лидер Махатма Ганди, живя и одеваясь просто, избегал прославления себя, зато уважал других. Хотя он не прославлял свои добродетели, но успех его работы и его величие как человека были очевидны и оценены людьми.
Ложная гордость.
Поскольку гордыня является неконструктивной и ошибочной позицией, то следует расширить свои взгляды, чтобы увидеть ситуацию более реалистично. Если мы горды своим образованием, нам нужно осознать, что своими знаниями мы обязаны усилиям наших учителей. Когда мы родились, то были невежественны, бессильны и беспомощны. За все, что мы знаем – даже за то, как говорить, застегивать пуговицы,- нам следует благодарить тех, кто нас научил всему этому. Без чужого внимания и заботы наши знания и умения были бы очень малы. Следовательно, мы избавляемся от ненужной гордыни.
Если мы гордимся наличием у нас денег, оправдано ли это? Ведь деньги могли достаться нам от семьи, по наследству. Следует не гордиться собой, а выразить благодарность этим людям. Даже если мы заработали эти деньги, нужно понять, что они пришли к вам от других людей - от работодателей, подчиненных, клиентов. Благодаря тем, кто дал нам работу, или тем, кто трудится для процветания нашего бизнеса, или тем, кто пользуется нашими услугами – у нас сейчас есть деньги. Эти деньги пришли от других людей, следовательно, эти люди были к нам очень добры.
Мы не привыкли таким образом ценить доброту других людей, но это правильно. Нам хочется думать, что вопреки злой воле других людей, благодаря исключительно нашим усилиям, мы достигли успеха и финансового благополучия. Но одних лишь наших усилий недостаточно, мы зависим от других. Поэтому мудрые люди чувствуют благодарность в отношении к другим людям, а не гордость собой.
Мы можем гордиться своей красотой, молодостью, силой, но все эти качества преходящи. Нам кажется, что мы всегда останемся такими, но все проходит. Старение человека неизбежно, видя это, чем же тогда гордиться?
Если наши тела сильны и привлекательны – это можно ценить, но без самообмана. Мы можем радоваться любым талантам и способностям, знаниями, материальному благосостоянию, которые мы имеем, не будучи при этом надменными и самодовольными. Нужно использовать все те качества, которые у нас есть на благо других людей.
Если у нас чрезмерная гордость по поводу своего интеллекта, то следует поразмышлять о трудном для понимания предмете (например, ядерная физика, логика, изучение древних языков и т.д.). Это даст нам возможность оценить свои познания и рассеет нашу гордость.
Воспринимая себя реалистично и уравновешенно, следует использовать свою энергию на помощь другим людям и самосовершенствование.
Преобразование зависти в радость.
Зависть наиболее опасное проявление негативной сущности человека. Когда мы завистливы, нам трудно вынести счастье, богатство, репутацию, таланты и добрые качества других людей. Завистливым людям хочется разрушить их счастье и добрые качества и объявить их своими (Моцарт и Сальери). Люди могут маскировать свою зависть или объяснять ее причины, но от этого уродливая сущность зависти не меняется.
Зависть может испортить взаимоотношения. Зависть может возникнуть потому, что любим не тех и нас любят не те. Завидовать могут из-за величины дохода, из-за полученной должности, из-за имущества, из-за таланта, престижного образования, да мало ли из-за чего еще.
Зависть стоит у истоков межнациональных, межэтнических, партийных и других споров. Иногда зависть овладевает человеком полностью, лишая его сна и покоя. Зависть толкает на разрушение чужого счастья и благополучия, лишая нас чести и совести. Завистливый человек озабочен собственным счастьем и благополучием, полученным за счет других.
Средство против зависти – взглянуть на ситуацию шире, принимая во внимание не только свои, но и чужие интересы, счастье и выгоду. Помня о том, что и другие люди желают счастья: радуются приобретениям, хорошим возможностям, любят компанию хороших друзей и ценят похвалу.
Когда кому-то другому досталось что-то хорошее, то нужно порадоваться за него, ведь как замечательно, что кто-то счастлив. Он счастлив без нашего участия и не за чем ему завидовать.
Мы не обязаны всегда быть лучшими и обладать лучшим. Например, коллега получает повышение по службе, которого, как нам кажется, заслуживали мы. Если мы рассуждаем со своей позиции, то мы глубоко несчастны и завидуем ему. Зависть не помогает вам, так как не лишает коллегу повышения и не предоставляет это повышение вам. Рассуждая с этой точки зрения зависть непродуктивна в первую очередь для вас, так как делает вас несчастным. Зная, что коллега радуется повышению, и хочет, чтобы другие разделили его радость, давайте порадуемся его удаче, возможно следующий раз она придет к вам, тогда вы оба будете счастливы.
Труднее радоваться счастью других, если оно означает потери с нашей стороны. Например, взаимоотношения мужчины и женщины, когда один из партнеров неверен. Если возникает ревность, а затем крики, проклятия, побои, тем самым мы не облегчаем боль от ревности, не убедим партнера остаться с нами, мы наоборот – теряем покой, становимся несчастными и мстительными. В порыве ревности мы можем сказать или сделать что-то такое, что отдалит от нас партнера, тем самым, делая воссоединение невозможным.
Даже, если мы не прощаем неверность другому, но сможем остаться достаточно спокойным и здравомыслящим, то это причинит нам меньше боли, и в дальнейшем мы сможем общаться друг с другом. В результате нам обоим будет легче, когда по прошествии времени, мы встретимся и поговорим. Двери должны остаться открыты на случай, если другой захочет извиниться перед вами.
Избавление от зависти и ревности устраняет наши собственные муки и душевные терзания. Умение радоваться успеху и добрым качествам других приносит счастье и вам, и им.
Ненужные эмоции.
Чтобы распознать беспокоящие вас эмоции, когда они проникают в ваш ум, нужны внимательность и самонаблюдение. Как только вы решили действовать, говорить и думать с пользой, внимательность предохранит вас от отвлечения. Самонаблюдение позволяет нам осознать, что мы делаем, говорим и думаем, и замечая беспокоящую эмоцию, извещает нас об опасности. Восточная поговорка гласит:
«Сидишь одиноко – следи за умом, на людях – следи за словами».
Поскольку мы живем напряженной жизнью, то зачастую не осознаем, что происходит внутри нас. Мы озабочены тем, чтобы идти туда и сюда, делать это и планировать то. К тому же мы не слишком хорошо себя знаем, так как наше внимание направлено вовне. Для того, чтобы это изменить, нужно, чтобы каждый день было «время покоя», время расслабиться и побыть одному. Мы можем почитать полезные книги или просто посидеть и подумать. Хорошо бы сделать обзор того, что случилось за день: что и почему мы сделали, что сказали и сделали другие, и как мы на это отреагировали, какие свои мысли и чувства мы выразили, а какие нет и почему. Хорошо для этого подходят дневники, благодаря которым можно постоянно анализировать полученный опыт.
Это время покоя дает нам возможность осмыслить то, что мы пережили, осознать свои мысли и чувства. Мы можем заметить, что посочувствовали чужим трудностям, не расстроились в ситуации, которая обычно могла нас растревожить. Мы видим продвижение себя на пути к благожелательному отношению к людям, к спокойному состоянию ума.
Будучи честны с самими собой, мы сможем признать случаи, когда наше отношение было нереалистичным или вредным. Нет нужды судить себя за то, что эти чувства у нас есть. Мы – обычные люди, и естественно, что иногда у нас возникают разрушительные эмоции. Нет оснований чувствовать за них вину, но и игнорировать мы их не должны.
Впредь мы будем внимательнее, чтобы не совершать физических и словесных действий под воздействием беспокоящих нас эмоций. Следует обратить внимание на ту эмоцию, которая возникает чаще других.
Каждый день в свое время покоя мы можем анализировать ситуации и возникшие в результате ненужные эмоции. Потом, когда в течение дня будут возникать схожие события, мы сможем предотвратить возникновение негативных эмоций, прежде, чем они начнут нами руководить.
Постепенно преобразуя свое мировоззрение, мы намного больше будем радоваться жизни и будем полезнее для других. Так наша жизнь сможет приобрести больший смысл.
Добрая душа.
Добрая душа является существенной причиной счастья. Быть добрым к другим – это лучшее, что мы только можем сделать для себя. Когда мы уважаем других и внимательны к их нуждам, мнениям и желаниям, враждебность улетучивается. Для драки нужны двое, и если мы отказываемся быть одним из них, то нет никакой ссоры и конфликта.
Наши любовь и доброта могут проявляться и в малом. К примеру, заботясь об окружающей среде, мы утилизируем газеты, стекло, алюминиевые банки. Когда в автобус входит пожилой или инвалид, мы уступаем ему место. Мы с пониманием относимся к тому, что наши налоги идут на социальные программы поддержки малоимущих граждан.
В дальнейшем, чем больше мы помогаем другим, тем становимся счастливее сами. Мы взаимозависимы друг от друга, поэтому, чем больше будет счастливых людей вокруг нас, тем приятнее будет наше общение с ними. Как говорят мудрецы: «Если вы хотите быть эгоистами, то будьте разумными эгоистами. И лучший для этого способ – помогать другим».
Когда человек возбужден, лучше подождать, пока он успокоится, прежде чем что-то с ним обсуждать. Это исключает опасность, что на его гнев мы ответим своим гневом. Вдобавок, когда люди расстроены, они обычно не способны ни слушать, ни размышлять. Если же мы дадим человеку успокоиться и обратимся к нему позже, это будет более плодотворным.
Конечно, все ситуации различны. Если кто-то хочет побеседовать о проблеме, а мы снисходительно скажем: «О, ты сейчас не можешь здраво рассуждать. Я не собираюсь с тобой говорить»,- это вряд ли ему поможет. Доброе сердце не снисходительно, а умело и заботливо.
Имея добрую душу, мы будем жить в согласии с людьми других национальностей и религиозных конфессий, так как раздоры между ними не принесут ничего хорошего. На работе или в семье всегда будет возможность разрешить спорные мнения и прийти к компромиссу. Люди, занимающиеся посредничеством и разрешением конфликтов, понимают ценность добросердечия в деле установления согласия и примирения. Психологи и психотерапевты подчеркивают необходимость доброго сердца для успокоения внутренних и внешних личных конфликтов.
Доброе сердце – это корень гармонии и взаимоуважения. Оно предохраняет нас от отчужденности и страха по отношению к другим. Оно также оберегает нас от того, чтобы стать гневным, привязанным, ограниченным, горделивым или завистливым. Когда представится возможность помочь другим, мы не будем испытывать недостатка решительности или сострадания.
Поскольку все проблемы возникают от установки на самоозабоченность, было бы мудрее, если бы каждый из нас приложил личные усилия к тому, чтобы ее исключить. Мир на земле нельзя выиграть в войне и нельзя установить с помощью законодательства. Мир наступает от усилий каждой личности устранить свой эгоизм и воспитать в себе доброе сердце. Это не может произойти сразу, для этого требуются наши совместные усилия по изменению собственной жизни, предпринятые уже сегодня. Результаты не заставят себя долго ждать.