«ОБРАЗЫ «Я»» МЕТОДИКА
Рекомендуется для 14-18 лет.
Инструкция для детей:
Оцените по 20- балльной шкале перечисленные в 1-й графе качества личности в той мере, в какой они вам нравятся (20-баллов за наиболее привлекательное качество, 19-за менее и т.д. вплоть до 1 балла). Оценки поставьте во 2-й графе. Затем оцените эти же качества относительно себя самого в той мере, в какой они вам присущи (по 20-балльной системе). Оценки поставьте в 3-й графе.
Инструкция для эксперта (педагог, сверстники, родители, хорошо знающие учащегося):
Оцените по 20-балльной шкале перечисленные в 1-й графе качества личности в той мере, в какой они присущи, на ваш взгляд, данному учащемуся. Оценки запишите в 4-й графе.
Бланк для заполнения:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Аккуратность | | | | | |
Дисциплинированность | | | | | |
Вспыльчивость | | | | | |
Доброта | | | | | |
Инициативность | | | | | |
Ответственность | | | | | |
Оптимизм | | | | | |
Организованность | | | | | |
Общительность | | | | | |
Обидчивость | | | | | |
Пассивность | | | | | |
Принципиальность | | | | | |
Самолюбие | | | | | |
Самостоятельность | | | | | |
Терпимость | | | | | |
Трудолюбие | | | | | |
Тактичность | | | | | |
Упрямство | | | | | |
Холодность | | | | | |
Эгоизм | | | | | |
Обработка данных:
1.Вычисляется разница между оценками за каждое качество, проставленными во 2-й и 3-й графах.
Эта разница возводится в квадрат
и заносится в 5-ю графу. Затем подсчитывается общая сумма квадратов разницы (
и вычисляется коэффициент корреляции КК между оценками во 2-й и 3-й графах по формуле:
КК=1-0,00075

Оценочная шкала уровня самооценки:
Высокая самооценка КК
0,6
Средняя самооценка КК =0,4-0,6
Низкая самооценка КК
0,4
2.Вычисляется разница между оценками за каждое качество, проставленными в 3-й и 4-й графах.
Эта разница возводится в квадрат
и записывается в 6-й графе. Здесь подсчитывается общая сумма квадратов разницы (
и вычисляется коэффициент между самооценкой учащегося и оценкой эксперта по такой же формуле.
Оценочная шкала адекватности самооценки:
Адекватная самооценка КК
0,6
Неадекватная самооценка КК
0,6
В итоге возможны следующие индивидуальные варианты самооценки:
1.Высокий уровень самооценки
-Адекватная;
-Неадекватно завышенная.
2.Средний уровень самооценки:
-Адекватная;
-Неадекватная: завышенная;
- заниженная;
3.Низкий уровень самооценки:
-Адекватная;
-Неадекватно заниженная.
Особое внимание необходимо уделять учащимся с завышенными и заниженными , т.е.неадекватными самооценками. Именно такие самооценки оказывают неблагоприятное влияние на развитие личности и поведение учащихся. Личность с завышенной самооценкой склонна к зазнайству, высокомерию ,не испытывает потребности в самовоспитании .Имея завышенный уровень притязаний чаще других порождает конфликты, поскольку не всегда притязание подкрепляется успехом или признанием окружающих.
Учащиеся с заниженной самооценкой теряют веру в свои силы, смиряются с неудачами и по этой причине также занимают пассивную позицию в самовоспитании. Имея низкий уровень притязаний, уклоняются от трудных задач.
Адекватная самооценка с высоким и средним уровнем наиболее благоприятна для развития личности. Детям с такой самооценкой свойственны интерес к учению, активность в добывании знаний, дисциплинированность. Они испытывают потребность в достижениях и верят в свои силы, инициативны в самовоспитании по этому воспитатель должен формировать самооценку как можно ближе к адекватной и повышать её уровень.
Приёмы развития правильной самооценки:
1.Развитие навыков самоконтроля путём внедрения форм самопроверки, взаимопроверки, бригадной проверки и др.
2.Развитие навыков самопознания собственной мотивации и целеполагания (приучать постоянно, отвечать на вопрос, Зачем я так поступаю?, Зачем мне это надо), навыков различения в своих действиях доступного – недоступного, главного - второстепенного, своевременного - несвоевременного.
3.Развитие социальной восприимчивости, т.е. внимание к оценкам окружающих ,понимания и умения сопоставлять их с самооценкой.
4. Создание для учащихся с низкой и заниженной самооценкой атмосферы коллективного переживания их личной ценности (информирование группы о достижениях данных детей).
Бланк для заполнения:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Аккуратность | | | | | |
Дисциплинированность | | | | | |
Вспыльчивость | | | | | |
Доброта | | | | | |
Инициативность | | | | | |
Ответственность | | | | | |
Оптимизм | | | | | |
Организованность | | | | | |
Общительность | | | | | |
Обидчивость | | | | | |
Пассивность | | | | | |
Принципиальность | | | | | |
Самолюбие | | | | | |
Самостоятельность | | | | | |
Терпимость | | | | | |
Трудолюбие | | | | | |
Тактичность | | | | | |
Упрямство | | | | | |
Холодность | | | | | |
Эгоизм | | | | | |
Бланк для заполнения:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Аккуратность | | | | | |
Дисциплинированность | | | | | |
Вспыльчивость | | | | | |
Доброта | | | | | |
Инициативность | | | | | |
Ответственность | | | | | |
Оптимизм | | | | | |
Организованность | | | | | |
Общительность | | | | | |
Обидчивость | | | | | |
Пассивность | | | | | |
Принципиальность | | | | | |
Самолюбие | | | | | |
Самостоятельность | | | | | |
Терпимость | | | | | |
Трудолюбие | | | | | |
Тактичность | | | | | |
Упрямство | | | | | |
Холодность | | | | | |
Эгоизм | | | | | |