СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Образы Я"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика "Образы Я" рекомендуется для подростков 14-18 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Методика "Образы Я"»

«ОБРАЗЫ «Я»» МЕТОДИКА

Рекомендуется для 14-18 лет.


Инструкция для детей:


Оцените по 20- балльной шкале перечисленные в 1-й графе качества личности в той мере, в какой они вам нравятся (20-баллов за наиболее привлекательное качество, 19-за менее и т.д. вплоть до 1 балла). Оценки поставьте во 2-й графе. Затем оцените эти же качества относительно себя самого в той мере, в какой они вам присущи (по 20-балльной системе). Оценки поставьте в 3-й графе.


Инструкция для эксперта (педагог, сверстники, родители, хорошо знающие учащегося):


Оцените по 20-балльной шкале перечисленные в 1-й графе качества личности в той мере, в какой они присущи, на ваш взгляд, данному учащемуся. Оценки запишите в 4-й графе.


Бланк для заполнения:


1

2

3

4

5

6

Аккуратность






Дисциплинированность






Вспыльчивость






Доброта






Инициативность






Ответственность






Оптимизм






Организованность






Общительность






Обидчивость






Пассивность






Принципиальность






Самолюбие






Самостоятельность






Терпимость






Трудолюбие






Тактичность






Упрямство






Холодность






Эгоизм







Обработка данных:


1.Вычисляется разница между оценками за каждое качество, проставленными во 2-й и 3-й графах.

Эта разница возводится в квадрат и заносится в 5-ю графу. Затем подсчитывается общая сумма квадратов разницы ( и вычисляется коэффициент корреляции КК между оценками во 2-й и 3-й графах по формуле:

КК=1-0,00075 


Оценочная шкала уровня самооценки:


Высокая самооценка КК  0,6

Средняя самооценка КК =0,4-0,6

Низкая самооценка КК  0,4


2.Вычисляется разница между оценками за каждое качество, проставленными в 3-й и 4-й графах.

Эта разница возводится в квадрат и записывается в 6-й графе. Здесь подсчитывается общая сумма квадратов разницы ( и вычисляется коэффициент между самооценкой учащегося и оценкой эксперта по такой же формуле.


Оценочная шкала адекватности самооценки:

Адекватная самооценка КК  0,6

Неадекватная самооценка КК  0,6


В итоге возможны следующие индивидуальные варианты самооценки:


1.Высокий уровень самооценки

-Адекватная;

-Неадекватно завышенная.

2.Средний уровень самооценки:

-Адекватная;

-Неадекватная: завышенная;

- заниженная;

3.Низкий уровень самооценки:

-Адекватная;

-Неадекватно заниженная.

Особое внимание необходимо уделять учащимся с завышенными и заниженными , т.е.неадекватными самооценками. Именно такие самооценки оказывают неблагоприятное влияние на развитие личности и поведение учащихся. Личность с завышенной самооценкой склонна к зазнайству, высокомерию ,не испытывает потребности в самовоспитании .Имея завышенный уровень притязаний чаще других порождает конфликты, поскольку не всегда притязание подкрепляется успехом или признанием окружающих.

Учащиеся с заниженной самооценкой теряют веру в свои силы, смиряются с неудачами и по этой причине также занимают пассивную позицию в самовоспитании. Имея низкий уровень притязаний, уклоняются от трудных задач.

Адекватная самооценка с высоким и средним уровнем наиболее благоприятна для развития личности. Детям с такой самооценкой свойственны интерес к учению, активность в добывании знаний, дисциплинированность. Они испытывают потребность в достижениях и верят в свои силы, инициативны в самовоспитании по этому воспитатель должен формировать самооценку как можно ближе к адекватной и повышать её уровень.


Приёмы развития правильной самооценки:


1.Развитие навыков самоконтроля путём внедрения форм самопроверки, взаимопроверки, бригадной проверки и др.

2.Развитие навыков самопознания собственной мотивации и целеполагания (приучать постоянно, отвечать на вопрос, Зачем я так поступаю?, Зачем мне это надо), навыков различения в своих действиях доступного – недоступного, главного - второстепенного, своевременного - несвоевременного.

3.Развитие социальной восприимчивости, т.е. внимание к оценкам окружающих ,понимания и умения сопоставлять их с самооценкой.

4. Создание для учащихся с низкой и заниженной самооценкой атмосферы коллективного переживания их личной ценности (информирование группы о достижениях данных детей).




Бланк для заполнения:


1

2

3

4

5

6

Аккуратность






Дисциплинированность






Вспыльчивость






Доброта






Инициативность






Ответственность






Оптимизм






Организованность






Общительность






Обидчивость






Пассивность






Принципиальность






Самолюбие






Самостоятельность






Терпимость






Трудолюбие






Тактичность






Упрямство






Холодность






Эгоизм










Бланк для заполнения:


1

2

3

4

5

6

Аккуратность






Дисциплинированность






Вспыльчивость






Доброта






Инициативность






Ответственность






Оптимизм






Организованность






Общительность






Обидчивость






Пассивность






Принципиальность






Самолюбие






Самостоятельность






Терпимость






Трудолюбие






Тактичность






Упрямство






Холодность






Эгоизм