СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика сочинения сказок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика сочинения сказок»

Методика обучения детей составлению сказок.

Поэтапное обучение:

Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию – тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам – «Предмет и изображение», на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета)

Описание предметов по основным признакам (с помощью педагога по вопросам)

Подбираются игрушки с ярко выраженными признаками. Простое описание – 4-5 предложений, включающие его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и его некоторые отличительные свойства. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.

При затруднении используется прием дополнения предложения, начатого педагогом.

Обучение развернутому описанию предмета (по предварительному плану - схеме). В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов.

Определить объект описания

Перечисление признаков предмета в определенной последовательности

Указание на принадлежность предмета к той или иной группе и на его назначение, приносимую пользу.

При затруднении используются приемы – жестовые указания, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, условные наглядные символы, параллельное описание педагогом и ребенком двух однотипных предметов, коллективное составление плана

Описание может быть непосредственно воспринимаемого предмета, описание предмета по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения), по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания проходит на игровых занятиях, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, самостоятельное составление детьми рассказа – описания.

Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов. Используются игровые упражнения: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки…), составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин?), выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький), последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой – либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор). Используется прием параллельного описания двух предметов – педагогом и ребенком.



Алгоритм составления сказки:

1. Дети совместно со взрослым придумывают персонажа, обсуждают:

а) черты характера; б) его поведение в детстве; в) ближайшее окружение в этот период.

2. Выявляется отрицательный персонаж, который мешает, вредит главному герою

3. Обсуждаются:

а) поступки героя, который стал взрослым

б) его качества (целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности) и способы действия при решении задач.

4. Если выбран отрицательный персонаж, алгоритм сохраняется, но герой под воздействием внешних обстоятельств становится положительным.

5. Формулируются выводы: никогда ничего не возникает из ничего, все происходящие события взаимосвязаны и взаимозависимы.

6. Придумывается название сказки.



Модель «Волшебный треугольник»

Методом «волшебного треугольника» можно научить детей составлять сказки конфликтного типа. Дети усваивают, что в сказочных текстах борьба между отрицательными и положительными героями заканчивается в пользу добра, а в конфликте добра и зла участвует, как правило, посредник – волшебник, волшебный предмет. Это можно изобразить в виде треугольника, на углах которого расположены объекты сказки (схемы или картинки): положительный герой, отрицательный герой, волшебный предмет. Взаимодействие героев в определенном месте обозначается картинкой или словом внутри треугольника.



В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».

Прежде чем приступить к обучению детей самостоятельному сочинению сказок, необходимо провести подготовительный этап, задачами которого являются:

*развитие творческих способностей детей (начиная с 3 лет),

*чтение, рассказывание детям большого количества сказок, подходящих по содержанию к возрасту слушателей,

*знакомство со структурой сказки, как литературного произведения. (см. приложение)

Основная цель обучения детей сочинению сказок - сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять им. Кроме того, самостоятельное сочинение сказок детьми, на мой взгляд, является одним из средств развития монологической речи, а при инсценировке и диалогической речи.

Проанализировав педагогическую литературу по теме, мы отобрали и дополнили разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок. Для удобства восприятия мы условно объединили данные методы в несколько групп.

Сочинение сказок на основе уже существующих, знакомых детям сказок

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создаёт условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства – фантастические, невероятные.

Например, лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках.

Коллаж сказок (Дж. Родари – «Салат сказок»)

Детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например, так. У вас в наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось: в книге перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна - лягушка». Только собрался Иван – Царевич в путь за Василисой Прекрасной, как попал в совершенно другую сказку . Нет у него верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего, пошёл Иван – Царевич по страницам других сказок. Чем же помогли ему сказочные соседи?  Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж сказок».

Сказки по – новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сказки. За основу берётся известная сказка, но малышам предлагается наделить главных героев   противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

Сериал в сказках.

Жизнь убедительно доказала нашу любовь к сериалам. Поэтому возникла мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество, так называемых, серий.

Например, сказка «Золушка»

1 серия «Золушка»

2серия «Золушка становится великаном»

3 серия «Золушка - невидимка»

4 серия «Моя сказка о Золушке» (твоя, папина…)

5 серия «Сделаем книжку с рисунками о Золушке»

Сказки из стишков.

Существуют множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения. Текст такого, как правило, короткого стишка может послужить отправной точкой для сочинительства, завязкой сказки.

Например: Шар воздушный, шаловливый,

                    Непослушный и строптивый,

                    Вместе с ветром убежал,

                    А куда – нам не сказал.

Удачны для завязки к сказкам стишки Э. Стефановича

Зачем шнурки ботинку?

Если напрямик,

Чтоб он не очень распускал язык.

Сказки из считалки.

Считалка лаконична, рифма её, как правило, легка. И главное – сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем её несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от её содержания.

Например, катилось яблоко мимо сада,

                    Мимо сада, мимо града.

                    Кто поднимет, тот и выйдет.      

  Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в …, а злых …

Сказки из пословиц.

(Мартыненко Л.А. «Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет»)

Краткая по объёму, меткая и ёмкая по содержанию пословица прекрасно может служить основой сказки

Например, «Не всё коту масленица»

Сказки из загадок.

Мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, тем самым даём возможность использовать её в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом развивающего обучения.

Например, Крылья распластала, солнышко застлала (Туча).

Сказки из фразеологизмов. ( Шорыгина Т. А. «Мудрые сказки»)

Детей, начиная с 5-6 лет, мы знакомим с фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках, затем помогаем понять их настоящий смысл и только потом начинаем сочинять.

Например, «Лакомый кусочек».

Сказки из шуточных вопросов.

Шуточные вопросы могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало.

Например, какой звонок не звенит?  (Волшебный, потому что он играет любимые мелодии. Вот однажды…)

Сказки из загадочных объявлений.

Инициативой начала сочинения новой сказки может стать любое интересное объявление. Взрослый читает обращение какого – либо сказочного героя, не называя его. Дети решают от чьего имени дано объявления (реального или вымышленного) и придумывают про него сказку.

Например, помогу всем, у кого сломался будильник.

Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне.

Сказки, стимулом сочинения которых являются предметы (реальные и фантастические)

Сказки из мусора.

Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор порой служит прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. Можно организовать игру «Бабушкин сундучок», в котором собран бросовый материал. Дети выбирают необходимое и конструируют необычный предмет, который в последующем станет героем сказки.

Сказки из «живых» капель и клякс.

Интересно сочинять сказки на основе кляксографии . Главная задача – научить ребёнка делать кляксы. Затем предложите ребёнку рассмотреть кляксу и ответить на вопрос: на что похожа твоя клякса?  Попросите ребёнка описать получившийся образ и сочинить историю с этим героем.

Сказки к волшебным рисункам (или «волшебным» предметам)

«Волшебный рисунок» поможет ребёнку в сочинении сказок. На таком рисунке должен быть изображён волшебный предмет (сапоги – скороходы, волшебная палочка и т.д.)

От точек - к сказкам. (трафарет)

Предлагаем детям множество точек, затем соединяем их так, чтобы получились рисунки забавных животных, о которых можно рассказать в одной сказке.

Экстремальные ситуации в сказках.

Взрослые, используя этот метод, придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Это будет началом новых сказок.

Сказки из фантастических явлений. (Алябьева)

Фантастические явления (то, чего не бывает в реальной жизни) так же могут послужить важным отправным моментом для сочинения сказки. Но при этом не следует забывать о двух правилах:

- дать понять детям, что они сейчас будут фантазировать;

- предложить им разнообразие фантастических явлений.

Например, Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья…

Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы опасался? Захотел бы ты стать прежним?

Бином фантазии.

Детям предлагаются два объекта, которые трудно объединить сказочным сюжетом, таким образом, намеренно создаётся обстановка повышенной сложности, заставляющая детей находиться в состоянии активной мыслительной деятельности.

Например, пара – волк и коньки

Начало сказки: однажды волк решил стать фигуристом…

Цветные сказки (Погосова)

Цвет в жизни человека имеет важное значение. Цвет и его оттенки несут определённую информацию об окружающем мире. Как правило «цветная» сказка насыщена предметами определённого цвета, что   позволяет сформировать у ребёнка отношение к данному цвету, учит передавать своё настроение, чувства посредством цвета. В качестве стимула можно использовать очки с тонированными стёклами.

Сказки от превращений. (Алябьева)

Уметь в воображении превратиться в кого или во что угодно – это показатель развития фантазии ребёнка, начало новой сказки.

Сказки о запахах и звуках.

Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: её звуки, запахи.

Придумывая историю, подбирайте к каждому из её персонажей запах, с которым тот или иной персонаж ассоциируется. Например, аромат дома Бабы Яги может состоять из букета таких запахов: смола, горчица, чеснок.

А о чём нам может поведать запах мандарина?

Или запах цветов?

Обоняние помогает ощутить сказку более разносторонне, будит фантазию и воображение.

«Сказка в песочнице»

Таким образом, используя предложенные методы можно существенно разнообразить процесс обучения сочинению сказок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!