Методика диагностики готовности школьников к овладению чтением и письмом
Методики диагностики речевых функций
1. Диагностика звукопроизношения (Н.В. Нищева)
Цель: диагностика звукопроизношения.
Ход проведения обследования: обследование начиналось с повторения ребенком последовательно звуков всех групп вслед за логопедом. Затем проводилась проверка состояния произношения звуков все групп в словах и предложениях. Исследование проводилось со зрительной опорой, предложив ребенку называть картинки Для исследования состояния звукопроизношения использовались предметные и сюжетные картинки.
Исследование проводилось со зрительной опорой, предложив ребенку называть картинки:
Звуки | Характер произношения звуков |
Изолированно | В словах | Во фразах |
[м] | | Мышь, пума, дом. | У мамы и Маши малина. |
[м’] | | Медведь, гурами, семь. | У мишки мед. |
[п] | | Помидор, попугай, суп. | У Поли и Павлика поезд. |
[п’] | | Перец, копилка, голубь. | Петя пел. |
[б] | | Банан, яблоко, колобок. | У Бори и Бэллы баранки. |
[б’] | | Белка, воробей, голуби. | У белки бельчонок. |
[т] | | Тапки, петух, букет. | У Толи букет. |
[т’] | | Телефон, котенок, сеть. | У Тины утюг. |
[д] | | Дуб, подосиновик, помидор. | У Дани и Даши домик. |
[д’] | | Диван, желуди, смородина. | Дина у дивана. |
[н] | | Носки, малина, каштан. | Носок на стуле. |
[н’] | | Нитки, вишня, окунь. | Ника и Нина едут на пикник. |
[в] | | Волк, слива, кровать. | Вовочку купают в ванне. |
[в’] | | Ведро, винт, телевизор. | У Вики и Вити вишни. |
[ф] | | Футболист, телефон, шарф. | У Марфы муфта. |
[ф’] | | Фиалка, кефир, кофе. | Федя пил кефир. |
[к] | | Кот, стакан, мак. | У кошки котенок. |
[к’] | | Кит, ракета, носки. | Никита надевает носки. |
[г] | | Груша, гусь, попугай. | Галя и Гоша гусей стерегут. |
[г’] | | Гиря, гитара, сапоги. | У Гены гитара. |
[х] | | Хвост, сахарница, горох. | Под дубом мох. |
[х’] | | Хек, петухи, лопухи. | Петухи боятся хитрой лисы. |
[й] | | Яблоко, майка, сарай. | Яша играет на балалайке. |
[с] | | Самолет, лиса, ананас. | Киска ест «Вискас». |
[с’] | | Синица, персик, гусь. | Сема и Сеня тянут сети. |
[з] | | Зайка, мимоза, динозавр. | За забором коза и козлята. |
[з’] | | Земляника, корзина, паровозик. | У обезьяны зеленый бантик. |
[ш] | | Шапка, груша, мышь. | Лягушка в мышином горошке. |
[ж] | | Желудь, баклажан, ножи. | У Жанны и Жени желуди. |
[ч] | | Чайник, кабачок, мяч. | У Ванечки булочки с черемухой. |
[щ] | | Щегол, овощи, плащ. | В ящике три щенка. |
[р] | | Ромашки, торт, помидор. | В траве корзина. |
[р’] | | Редис, перец, букварь. | У Риммы репа и редиска. |
[л] | | Лодка, кукла, стол. | Володя и Мила в лодке. |
[л’] | | Лимон, коляска, медаль. | Лебеди летят над по |
Оценка
3 балла (высокий уровень) – безукоризненно произносит звуки в любых речевых ситуациях
2 балла (средний уровень) – изолированно отраженно произносит, иногда подвергает звук замене или искажено.
1 балл (низкий уровень) – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован.
0 баллов – в любой позиции звука нет, он искажается или заменяется.
2. Диагностика фонетико-фонематических процессов
1 Диагностика фонематического слуха
а) опознание гласного звука среди ряда гласных звуков
Инструкция:
опознание гласного звука «о» среди гласных: а, у, ы, о, у, а, о, ы, и
опознание согласного звука «к» среди согласных: п, н, к, м, т ,к, р
б)различение звуков по противопоставлениям (звонкости – глухости, мягкости – твердости, соноры, шипящие –свистящие)
Инструкция: «Покажи картинку».
папа – баба; шар – жар; коза – коса; уточка – удочка; крыша – крыса; зайка – чайка; мышка – мишка; лук – люк; змея – земля; рожки – ложки.
Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
в) повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».
Ба – па па – ба Са – за за – са Жа – ша ша – жа Са – ша ша – са Ла – ра ра – ла Ща – ся я – а Ма – на – ма на – ма – на Да – та – да та – да – та Га – ка – га ка – га – ка Са – за – са за – са – за Жа – а – жа ша – жа – ша Са – ша – са ша – са – ша Ца – са – ца са – ца – са Ча – тя – ча тя – ча – тя Ра – ла – ра ла – ра – ла
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение. Вначале предъявляется первые член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Оценка:
3 балла – правильный ответ с первой попытки;
2 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность;
1 балла – один правильно угаданный звук с первой попытки;
0 баллов – один правильно угаданный звук со второй попытки или отказ от выполнения.
2 Диагностика фонематического восприятия:
а)Узнавание слова и квазислова
Инструкция: посмотри на картинки, послушай правильное и неправильное название. Хлопни в ладоши, когда картинка будет названа неправильно (логопед произносит слова и их аналоги, сохраняя правильное произношение): гйуфа, груфа, глуса, гйуша, груша, глюса; фапка, хапка, сяпка, шапка, сапка.
б) Выделение звуков на фоне слова
Поднять руку, если в слове имеется звук «р:» рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор.
Повторение слогов с оппозиционными звуками: ба – па, па – ба; га – ка, ка – га; та – да, да – та; ма – ба, ба – ма; ва – ка, ка – ва; ня – на, на – ня
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешанных в произношении (показать картинки): стол – стул, трава – дрова, уточка – удочка
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки): коса – коза, кочка – кошка, миска – мишка, малина – Марина
Оценка:
3 балла – неправильное произнесение слов узнает самостоятельно, пропускает 1 – 2 слова; точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);
1 балл – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
3 Диагностика фонематического анализа и синтеза.
а) Показать собачку, услышав звук [р] в словах: дом, рак, вода, рыба, банка, труба.
б) Определение звукового состава слова. Соединить картинки, которые звучат похоже: (мышка, мишка, дом, ком, бинт, винт).
Оценка:
3 балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует слова и квазислова оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в словах.
2 балла. Ребенок дифференцирует слова и квазислова оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.
1 балл. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
3. Диагностика развития словаря (Е.С. Зaйцева, В.К. Шептyнoва)
1. Диагностика номинативного словаря в импрессивной речи.
Инструкция: «Послушай и покажи картинки, на которых изображено...» (по 6 картинок):
Предметы: кукла, мяч, пирамидка, тарелка, чашка, вилка, кресло, стул, шкаф, автобус, троллейбус, вишня, клубника, лимон, огурец, лук, свекла и т.п.
Действия: покажи, где мальчик из дома выходит? В дом входит? Дорогу переходит? Машина из гаража выехала, въехала, к гаражу подъехала и т.п.
Признаки: покажи где мяч синий, красный, оранжевый, розовый? Покажи стул большой, маленький? Покажи посуду узкую? Широкую? И т.п.
Оценка:
3 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подбирает 2 – 4 слова по теме;
2 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подобрать слова не может;
1 балла – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;
0 баллов – допущено 2 и более ошибок или затрудняется на звать более 2 картинок.
2. Диагностика использования обобщающих понятий
Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом». Показываются изображения:
Рубашка, костюм, перчатки, платье
Сапоги, туфли, тапки, валенки
Миска, стакан, чашка, блюдце
Морковь, капуста, свекла, лук
Оценка:
3 балла – названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;
2 балла – названы с ошибкой 1 – 2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1 – 2 понятия ;
1 балла – названы с ошибкой 3 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3 понятия;
0 баллов – названы с ошибкой 4 обобщающих понятий или затрудняется назвать 4 обобщающих понятий.
3. Диагностика навыков использования слов, обозначающих части предметов.
Инструкция: «Расскажи Буратино, какие части есть у предметов»
Предлагаются иллюстрации:
Части тела: локоть, ладонь, пальцы, ноготь, висок, нос, рот, шея, живот, рука, нога, грудь, веко, запястье
Части одежды: манжета, петля.
Части машины: фары, мотор.
Части окна: рама, подоконник, стекло.
Чайник: донышко, крышка, носик
Стул: спинка, сиденье, ножки, ручка
Оценка:
3 балла – правильно названы части всех предметов;
2 балла – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 1 – 2 их части или затрудняется назвать 1 – 2 части;
1 балл – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 3 – 4 их части или затрудняется назвать 3 – 4 части;
0 баллов – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 5 и более их частей или затрудняется назвать 5 и более их частей;
4. Диагностика сформированности предикативного словаря
Инструкция: Инструкция: «Я буду называть животных, а ты постарайся ответить на вопрос: «Кто какие звуки издаёт?»« Ребёнок выполняет задание. Затем логопед предлагает следующее задание: «Посмотри на картинки. Здесь нарисованы люди разных профессий. Ответь: «Кто что делает?»«.
Кукушка, волк, лошадь, корова, овца, мышь.
Кто что делает? Повар, продавец, летчик, почтальон, учитель.
Кто водит машину? Кто шьет? Кто рисует картины?
Оценка:
3 балла – правильно выполнено первое и второе задание;
2 балла – при выполнении двух заданий допущена 1 ошибка;
1 балл – при выполнении двух заданий допущено 2 ошибки;
0 баллов – при выполнении двух заданий допущено 3 и более ошибок.
5. Диагностика сформированности атрибутивного словаря
Инструкция: «Посмотри на «волшебный цветок». У него все лепестки разного цвета. Назови и покажи цвета, которые ты знаешь»: Белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый. Если ребёнок не понял инструкцию, логопед показывает на каждый лепесток и спрашивает: «Какого цвета этот лепесток?»
Оценка:
3 балла – названы и показаны цвета без ошибок;
2 балла – допущена 1 ошибка;
1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;
0 баллов – допущено более 3 ошибок.
4. Методика диагностики грамматического строя речи (И.Д. Коненкова).
1. Оценка общего уровня грамматической компетенции
1. Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я».
Предлагаемый материал | Ответы ребенка |
Дети, ложитесь спать! | |
В саду росло много яблонь. | |
Белка перепрыгивала с ветки на ветку. | |
Ваня сказал маме, что не пойдет гулять. | |
Оценка:
3 балла – точное воспроизведение всех предложений;
2 балла – большинство предложений воспроизведено точно. Допускается одна ошибка, которая самостоятельно исправляется; некоторые предложения воспроизведены точно, в большинстве предложений отмечаются пропуски отдельных слов, замены слов без искажения смысла предложения, ошибки исправляются после уточняющих вопросов взрослого, иногда – повторного воспроизведения задания, темп выполнения замедлен;
1 балл – отмечаются многочисленные нарушения структуры предложения, искажения смысла, замены слов, требуется повторное воспроизведение задания;
0 баллов – неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».
Предлагаемый материал | Ответы ребенка |
Я люблю мама. | |
Малыши построили много домов из песков. | |
У кошки родились котенки. | |
Оценка:
3 балла – ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки;
2 балла – ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть – с незначительной помощью;
2 балла – ребенок ошибки заметил (иногда после повторного воспроизведения материала), но исправил после уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
1 балл – часть ошибок замечена, но для исправления требуется значительная помощь, некоторые ошибки незамечены даже после повторного воспроизведения материала;
0 баллов – задание не выполнено, неадекватные ответы.
2. Проверка умения конструировать предложения.
Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение».
Предлагаемый материал | Ответы ребенка |
Ребята, гулять, лес; | |
Мама, сливы, купить, дочка; | |
Малыш, бабушка, коляска, укладывать. | |
Оценка:
3 балла – все предложения составлены самостоятельно и верно;
2 балла – в основном все предложения составлены самостоятельно и верно, иногда требуется стимулирующая или уточняющая помощь;
2 балл – задания выполняются в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов;
1 балл – требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных ребенком предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла;
0 баллов – невыполнение, помощь не использует.
3. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: «Один – мяч, а если много, то скажем, что это – мячи».
Предлагаемый материал | Ответы ребенка |
Одна лодка, а если их много, то это – | |
Один заяц, а если их много, то это – | |
Один зонт, а если их много, то это – | |
Один цыпленок, а если их много, то это – | |
У мальчика стул, а у мальчиков... | |
Один лист, а много... | |
Один стол, а много.. | |
Оценка:
3 балла – самостоятельно дан правильный ответ;
2 балла – большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, 1 – 2 задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией;
2 балла – задания выполняются в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются;
1 балл – большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна;
0 баллов – невыполнение, помощь не использует.
4. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Серия «А».
Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синяя кастрюля (при произнесении слова «синяя» артикуляция четкая). А теперь ты смотри на картинки и называй».
Предлагаемый материал | Ответы ребенка |
Синий автобус | |
Синяя слива | |
Желтое солнце | |
Желтый мяч | |
Красный флажок | |
Красное кресло | |
Серия «Б». Инструкция: «Поиграем в игру «Чего не стало». Послушай, как я скажу: «Не стало синей кастрюли (четкая артикуляция)». А теперь ты: «Не стало…».
Предлагаемый материал | Ответы ребенка |
Синего автобуса | |
Синей сливы | |
Желтого солнца | |
Желтого мяча | |
красных флажков | |
Красного кресла | |
Оценка для заданий №5 «А», «Б», «В»:
3 балла – все задания выполнены самостоятельно и верно;
2 балла – большинство заданий выполнено верно, единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;
2 балла – большинство заданий выполняется с помощью взрослого в виде уточняющих вопросов, иногда с контекстной подсказкой;
1 балл – при выполнении требуется значительная помощь (подсказки), часть заданий недоступна;
0 баллов – невыполнение, помощь не использует.