СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики обучения информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методики обучения информатики»

Методики обучения информатики

В период появления в школе предмета «Информатика» началось развитие такой области в педагогической науке как «Методики обучения информатики» [27]. Это исследование процесса обучения информатике на всех ступенях образования. Она в себя включает два раздела: общая методики (общие основы методики преподавания информатики с основными программно-техническими средствами) и частная методика (методы изучения определенных тем информатики на всех этапах обучения) [39]. В сферу исследования методики обучения информатики входит разработка технического, программного, организационного, учебного и методического обеспечения в учебном процессе и использование современных информационно-коммуникационных технологий. Структура состоит из четырех разделов:

  • Техническое обеспечение (оборудование стандартных кабинетов информатики и экономическое обоснование рационального выбора технического оборудования для проведения учебно-воспитательного процесса);

  • Программное обеспечение (средства для организации и проектирования информационной, управляющей, обучающей и воспитательной системы обучения);

  • Организационное обеспечение (вопросы введения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, разработка программных средств, подготовка и переподготовка кадров в современных условиях информатизации общества);

  • Учебное и методическое обеспечение (содержит вопросы создания методических пособий, учебников для обучающихся по информатики и обучающих программ).

Методическая система обучения – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, анализа, контроль и планирования образовательного процесса [1]. Она имеет иерархическую структуру. Принципиальную роль в ней играют средства обучения. Они же и определяют содержание форм и методов обучения информатики. А на организацию учебного процесса влияет оснащенность учебного заведения техникой, программных средств и наличие сети Интернет. В последнее время наблюдается рост значения методов обучения и их ценность в организации учебного процесса [32]. Содержание системы определяет цели обучения, а благодаря анализу содержания делается выбор наилучшего сочетания методов, которые определяют использование средств обучения. Содержание курса любого учебного предмета, обязано отвечать социальному заказу общества. В наше время обществу необходимо поколение, у которого сформирована информационная компетентность. К ней можно отнести следующие составляющие: социальную, когнитивную, технологическую и мотивационную. При составлении курса информатики следует опираться на то, что информатика способна сформировать у обучающихся эти составляющие [17]. Так же следует помнить, что молодые люди, окончившие учебное заведение в наше время должны обладать навыками использования современных информационных технологий. В связи с этим требуется дальнейшие исследования и обобщение педагогической деятельности. В содержании курса информатики выделяют несколько самостоятельных частей:

  • Совокупность фундаментальных знаний, понятий и представлений;

  • Совокупность прикладных навыков и умений;

  • Система основных положений информатики в соответствии с ее местом и ролью в современной системе наук;

  • Совокупность знаний, необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной техники информационно-коммуникационных систем.

Основные компоненты методики обучения информатики и ИКТ:

  • Цели обучения;

  • Содержание;

  • Методы;

  • Организационные формы;

  • Средства обучения.

Важнейшей целью обучения и одновременно основой средств обучения является освоение программно-аппаратного обеспечения ИКТ. Можно выделить два типа целей обучения:

  1. Связанные с развитием конкретных умений, знаний и навыков;

  2. Связанные с формированием мышления, внимания и мотивации на основе содержания и средств обучения информатики.

В современном образовании предпочтение отдают целям второго типа [28]. К изменению целей обучения информатики привело развитие информационных технологий, предметной области, изменение социального контекста образования и удовлетворение личностных запросов обучающихся.

В школе во время изучения информатики и ИКТ ставятся следующие цели [25]:

  • В основной школе – усвоение знаний об информационных системах, процессах, моделях и технологиях; умение работать с информацией при помощи компьютера; организация деятельности обучающегося и анализ ее результатов; формирование интеллектуальных и творческих способностей, развитие познавательного интереса; и навыков применения средств ИКТ для создания различных проектов.

  • В старшей школе (базовый уровень) – закрепление базовых знаний по информатике и изучение роли информационных процессов в обществе; формирование умений анализировать и работать с информационными моделями, так же при изучении других школьных предметов; получение опыта в использование информационных технологий учебной и проектной деятельности.

  • В старшей школе (профильный уровень) – систематизация полученных знаний; научиться работать с объектами и процессами, которые можно моделировать на компьютере; умение строить математические объекты; знание языка программирования и способность создания на нем программ; формирование мышления; развитие чувства ответственности за свой труд; формирование благоприятной социальной обстановки в классе.

Они обуславливаются ролью и местом информатики в системе наук. Для школы характерны развивающие и образовательные цели. Они заключаются в приобретении обучающимся фундаментальных знаний по информатике; раскрытии значения информационных процессов и технологий в развитии современной научной картины мира. Что же касаемо всего образования, то можно выделить еще две цели: воспитательную и практическую. Воспитательная цель курса информатики реализуется в основном через представление обучающимся возможностей и роли средств информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества. Помимо этого при изучении курса информатики основанного на воспитательной цели обучающиеся приобретают такие умения как планирование и разумное выполнение работы, соотношения плана работы с самим процессом ее выполнения [30]. В практическую цель курса входит технологическая и трудовая подготовка обучающихся. Она заключается в формировании умений и навыков, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности, а так же в быту и повседневной жизни. Это означает, что курс обучения информатики должен быть ориентирован [26]:

  • На обогащение внутреннего мира ребенка;

  • На обучение практическому использованию компьютера и средств информационных технологий;

  • На подготовку обучающихся к грамотному использованию компьютера и средств информационных технологий;

  • На знакомство с профессиями связанными с информатикой и работой на компьютере;

  • На изучение разнообразных приложений.

Все вышеперечисленные цели обучения не могут быть реализованы по отдельности, так как они взаимосвязаны. Например, воспитательный эффект не будет достигнут, если обучающийся не получит основного общего образования и не будет учитываться прикладное и практическое содержание обучения. Следовательно, при проектировании основных целей необходимо учитывать фундаментальные основы науки, роль и положение среди других наук, а так же в обществе. В соответствии с основными целями обучения методика преподавания информатики ставит следующие задачи [31]:

  1. Определить конкретные цели изучения предмета;

  2. Определить содержание предмета;

  3. Определить его место в учебном плане образовательного учреждения;

  4. Разработать рациональные методы преподавания;

  5. Разработать формы обучения предмету;

  6. Разработать рекомендации по использованию средств обучения.

Поставленные цели и задачи напрямую оказывают влияние на содержание обучения предмету. Которое делиться на три компонента: развитие, обучение и воспитание. Главным компонентом выступает обучение. Информатика в содержании обучения представляется как отдельный предмет, так и с помощью информатизации всего образования. При выборе содержания курса учитываются основные факторы: научность и практичность; доступность и общеобразовательность. Одной из сложных задач при составлении курса информатики является сочетание противоречивых требований. Он должен быть современным и при этом элементарным для изучения.

Метод обучения – организация совместной деятельности преподавателя и обучающегося по достижению целей обучения. Все методы обучения основываются на сочетании определенных методических приемах [34]. Методический прием – это составная часть метода обучения. Методы, применяемые при обучении информатики почти такие же, как и при изучении других дисциплин. Оптимальных методов обучения не существует, каждый метод предназначен для решения определенной задачи обучения и может не подойти для решения других задач, следовательно, на уроках необходимо использовать различные методы. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: обучающую, развивающую, мотивационную, воспитательную, организационную. Все эти функции взаимосвязаны между собой. При выборе метода обучения необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Содержание обучения;

  2. Дидактические приемы;

  3. Уровень развития и сформированность навыков у обучающегося;

  4. Опыт и уровень подготовки преподавателя.

Основной организационной формой обучения информатики является урок. Так же существуют и другие формы, такие как: экскурсии, факультативы, кружки, олимпиады и др. Их называют внеклассной или внеурочной формой. Они дополняют и служат составной частью основной организационной формы учебной работы, расширяют возможности обучающихся и удовлетворяют их разнообразным запросам. Эти формы проходят в более непринужденной обстановке и не имеют строгой регламентации в сравнении с уроком. Однако преподаватели и методисты продолжают поиск новых более результативных организационных форм учебного процесса основанных на информационно-коммуникационных технологиях [24].

Средствами обучения информатики в учебных заведениях являются:

  • Методические материалы;

  • Учебники;

  • Учебные пособия;

  • Классные доски;

  • Демонстрационные экраны и оборудование;

  • Компьютеры;

  • Программное обеспечение;

  • Компьютерные сети и т.п.