СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы диагностики и коррекции в работе с детьми группы риска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы диагностики и коррекции в работе с детьми группы риска»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО, ДОШКОЛЬНОГО И ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ











РЕФЕРАТ

По дисциплине «Методы диагностики и коррекции развития детей раннего и дошкольного возраста»

на тему: «Методы диагностики и коррекции в работе с детьми группы риска»























Выполнила студентка группы

ПОДЛ(аб)-91

Кудряшова М. А.

Проверил: Гаркуша Н. В.



Оглавление

Введение 3

1. Понятие дети «группы риска» 3

2. Причины попадания в «Группы риска» 4

3. Диагностические методики 4

1. Методика Дембо - Рубинштейн 4

2. Тест Розенвейга 6

3. Тест «Руки». 7

4. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей) 9

5. Шкала тревоги Бека 12

4. Коррекция поведения детей группы риска 14

Заключение 15

Список используемой литературы: 16







Введение

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.  Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

  1. Понятие дети «группы риска»

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка



  1. Причины попадания в «Группы риска»

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • Пьянство одного или более родителей;

  • Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);

  • Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

  • Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

  • Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;

  • Отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;

  • Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

  • Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);

  • Оставление малолетних детей без пищи и воды;

  • Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

  • Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этнологией, т. е. имеет разные социальные корни.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

  1. Диагностические методики

  1. Методика Дембо - Рубинштейн

   Простая в использовании, методика - в соединении с беседой и другими методиками - помогает диагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С. Я. Рубинштейн в 1970 г. 
   В ней использован прием T. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо одной шкалы четыре (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). 

В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. 

Методика отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта длиной 10-20 см, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье (или здоровье/умственное развитие/характер). Сообщается, что верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. 
   Обследуемого просят обозначить на этой линии жирной точкой своё место. Для нанесения точки может использоваться карандаш, ручка или маркер. 
   Далее приступают к беседе с испытуемым, в которой выясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т.д. Таким образом, поставленная точка - это не конец процедуры, а материал для обсуждения с испытуемым. Выясняется, почему испытуемый сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными? 
   Методика предоставляет свободу выбора шкал. В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополучия и служебных достижений. При обследовании больных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настроения, представления о будущем (оптимистического или пессимистического), тревоги, уверенности в себе и т. п. 
   Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Рубинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой "чуть выше середины". У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает "позиционное" отношение к исследующему, играющее, важную роль в определении своего места на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки и реальной жизненной ситуации. 
   Получаемые с помощью этой методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования у данного испытуемого особенностей мышления и эмоционально-волевой сферы. Могут быть выявлены нарушение критичности к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность. 
   Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально-психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем уровне притязаний, степени его адекватности. 
   Методика носит для испытуемого весьма очевидный характер, поэтому её не рекомендуется применять в тех случаях, когда она может явным образом повлиять на судьбу испытуемого (например, при приёме на работу). 
   Методику можно использовать в батареях психологических тестов при проведении исследований на более-менее больших выборках. В качестве исчисляемого показателя может браться расстояние от точки до начала линии, в процентах. Значение "55%" будет соответствовать положению "чуть выше среднего".

  1. Тест Розенвейга

Назначение теста:

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Описание теста

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.

Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.

Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

  1. Тест «Руки».

Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица (подобно пустой карточке в Тематической апперцепции тесте), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

1. агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

2. указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

3. страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

4. привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

5. коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

6. зависимость - рука выражает подчинение другим лицам;

7. эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ;

8. увечность - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

9. активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;

10. пассивная безличность - также проявление «тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

11. описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям. Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм», и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью данной методики, сделал вывод о ее высокой валидности и надежности. На основе теста В. Белшнером (1971) разработан усложненный модифицированный вариант, состоящий из 34 фотографий руки.

Процедура проведения.

Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого.

Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая. Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать.

Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком «х 4», то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

  1. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)

Инструкция: Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

  • 6 – обычно,

  • 5 – частично,

  • 4 – иногда,

  • 3 – случайно,

  • 2 – редко,

  • 1 – никогда.

Тест

  1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.

  2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я.

  3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.

  4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.

  5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.

  6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.

  7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.

  8. Люди часто разочаровывали меня.

  9. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.

  10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.

  11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.

  12. Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.

  13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.

  14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.

  15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.

  16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.

  17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.

  18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.

  19. Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.

  20. Более безопасно некому не верить.

  21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.

  22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.

  23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.

  24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.

  25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.

  26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.

  27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

  • Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22

  • Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27

  • Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25

Варианты ответа

Баллы

1 – обычно
2– часто
3 – иногда
4 – случайно
5 – редко
6 – никогда

6
5
4
3
2
1

Интерпретация результатов для шкалы цинизма:

  • 65 баллов и больше – высокий показатель;

  • 40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;

  • 25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;

  • 25 баллов и меньше – низкий показатель.

Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:

  • 45 баллов и больше – высокий показатель;

  • 30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;

  • 15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;

  • 15 баллов и меньше – низкий показатель.

Интерпретация результатов для шкалы враждебности:

  • 25 баллов и больше – высокий показатель;

  • 18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;

  • 10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;

  • 10 баллов и меньше – низкий показатель.

  1. Шкала тревоги Бека

Шкала тревоги Бека - клиническая тестовая методика, предназначенная для скрининга тревоги и оценки степени её выраженности.

Опросник состоит из 21 пункта, и составлен аналогично BDI. Каждый пункт включает один из типичных симптомов тревоги, телесных или психических. Каждый пункт должен быть оценен респондентом от 0 (симптом не беспокоил) до 3 (симптом беспокоил очень сильно).

Шкала тревоги Бека представляет собой простой, удобный инструмент для предварительной оценки степени выраженности тревожных расстройств у широкого круга лиц: молодых людей от 14 лет, зрелых и пожилых, контингента клиники и при скрининговых исследованиях. Заполнение шкалы занимает не более 10 минут, как правило, это можно доверить самому испытуемому. Лица, получившие высокие баллы по шкале, должны быть направлены на консультацию к специалисту.

Обычно шкалу используют при профессиональных осмотрах, когда необходимо выделить контингент, нуждающийся в более подробном обследовании и консультации специалиста, в клинической практике, когда есть подозрение, что соматическое расстройство коморбидно с тревогой (в том числе взаимообусловлено).

 

0.Совсем

не беспокоил

1.Слегка

Не слишком меня беспокоил

2.Умеренно.

Это было неприятно, но я мог это переносить

3.Очень сильно.

Я с трудом  мог это выносить.

1. Ощущение онемения или покалывания в теле

 

 

 

 

2. Ощущение жара

 

 

 

 

3. Дрожь в ногах

 

 

 

 

 4. Неспособность расслабиться

 

 

 

 

5. Страх, что произойдет самое плохое

 

 

 

 

6.  Головокружение или ощущение легкости в голове


 

 

 

7. Ускоренное сердцебиение

 

 

 

 

8.Неустойчивость

 

 

 

 

9. Ощущение ужаса

 

 

 

 

10. Нервозность

 

 

 

 

11. Дрожь в руках

 

 

 

 

12. Ощущение удушья

 

 

 

 

13. Шаткость походки

 

 

 

 

14. Страх утраты контроля

 

 

 

 

15. Затрудненность дыхания

 

 

 

 

16. Страх смерти

 

 

 

 

17. Испуг

 

 

 

 

18. Желудочно-кишечные расстройства

 

 

 

 

19. Обмороки

 

 

 

 

20. Прилив крови к лицу

 

 

 

 

21. Усиленное потоотделение (не связанное с жарой)

 

 

 

 



Интерпретация.

Подсчёт производится простым суммированием баллов по всем пунктам шкалы.

Значение до 21 балла включительно свидетельствует о незначительном уровне тревоги.

Значение от 22 до35 баллов означает среднюю выраженность тревоги

Значение выше 36 баллов (при максимуме в 63 балла) свидетельствует об очень высокой тревоге.

  1. Коррекция поведения детей группы риска

Игра – одно из самых лучших средств коррекции дошкольников. В ходе игры можно определить умения детей работать в коллективе, сильные и слабые стороны, выявить агрессию и т.д. Приведем примеры на основе одной исследовательской программе.

  1. Проводить игры, разделив детей на команды. Такие игры позволяют определить, как дети умеют работать в команде. Наблюдения за детьми в процессе игры и обобщение фактов наблюдений позволили выявить типичное некоторых детей: кто-то – если у него что-то не получалось, он начинал кричать и обзывать детей; кто-то- в играх больше кричал и никого не слушался.



  1. На следующем этапе провести игру «Воробьиные драки», а также использовать для коррекции поведения детей ролевую гимнастику. Цель этих игр снятие физической агрессии.

После проведения этих игр и упражнений можно было наблюдать, что дети в меньшей степени разрешали возникшие конфликты с помощью драки, оскорбления детей. Однако вербальная агрессия очень часто встречалась в поведении детей.



  1. Все дети любят шалости, а у детей группы риска шалости бывают жестокими. Для коррекции шалостей игра «Минута шалости».

Содержание игры: ведущий по сигналу предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал через 1 – 3 минуты - объявляется конец шалостям.

Эту игру использовали тогда, когда видели, чтобы внимание детей рассеивается, нет у детей сосредоточенности на выполнении заданий.



  1. Чтобы снять агрессивные чувства детей и развить навыки совестной деятельности, используют игру «Лепим сказку».

Содержание игры: детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. Например, «Три медведя», так как в ней много героев, и каждый ребенок может лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, соотносят друг с другом свои замыслы. Работая с пластилином, ребенок направляет на него свою энергию, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства.

Подобные игры мы использовали на уроках чтения, на уроках труда.



  1. В коррекционной работе с детьми группы риска используют сказкотерапию. Часто предлагают детям задание: «рисуем сказочных героев». Детям предлагали нарисовать различных сказочных героев: добрых и злых, сильных и слабых, умных и глупых, хороших и плохих. После рисования обращали внимание детей на особенности рисунка:

- каким цветом, какие герои нарисованы, в какой они позе, какое у них выражение лица; можно спросить детей, какие герои им больше нравятся и почему;

- на каких героев они хотели быть похожи; что нужно сделать сказочному герою, чтобы стать таким, какой нравится ребенку.



Заключение

И так проведенные исследования позволяют сделать вывод: в работе с детьми «группы риска» целесообразно проводить диагностику эмоционально волевой сферы, школьной и личностной тревожности, самооценки психических состояний т.к. полученные результаты позволяют составить коррекционные программы с учетом индивидуальных запросов. На начальном этапе самым продуктивным методом работы с детьми «группы риска» оказался индивидуальный метод или работа в малых группах.

На следующем этапе, когда дети получили информацию, как безболезненно выстраивать свои отношения с окружающими, участвовали в ряде коррекционных мероприятий возникает необходимость ввода малых групп в более широкие. Формируя группы для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности (гиперактивность и пассивность), характер трудностей, возникших у ребенка.

В работе с детьми «группы риска» необходимо следовать принципам системности и последовательности, это позволяет детям с отклоняющимся поведением привыкнуть к правилам и нормам, принятым в обществе. Всё это должно осуществляться в тесном контакте учителей родителей и психолога. 















Список используемой литературы:


  1. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. — 2003. — № 1. — С.70–72.

  2. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 160с.

  3. Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. — 2002. — № 7. — С. 21- 28.

  4. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. — 2005. — № 1. — С. 81–83.

  5. Макаренко С. Профилактика полоролевых нарушений у подростков группы риска//Социальная педагогика. — 2005. — № 2. — С. 79–82.

  6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.