СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы формирования читательской грамотности при работе с текстом

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации ррассказала некоторых приемах формирования читательской грамотности при работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Методы формирования читательской грамотности при работе с текстом»

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Макаровской средней школы Болотова И.В.

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Макаровской средней школы

Болотова И.В.

Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Роль текста в жизни человека  Текст является основным средством хранения, накопления и передачи информации.  С развитием и увеличением числа средств массовой информации и коммуникации многократно увеличивается количество письменных текстов в жизни любого человека: инструкции, договоры, заявления, правила, резюме, законы, сайты, схемы, диаграммы, графики, объявления, афиши, произведения художественной литературы и др.

Роль текста в жизни человека

Текст является основным средством хранения, накопления и передачи информации.

С развитием и увеличением числа средств массовой информации и коммуникации многократно увеличивается количество письменных текстов в жизни любого человека: инструкции, договоры, заявления, правила, резюме, законы, сайты, схемы, диаграммы, графики, объявления, афиши, произведения художественной литературы и др.

Текст в образовательном процессе

Текст в образовательном процессе

ТЕКСТ география математика история биология русский язык

ТЕКСТ

география

математика

история

биология

русский язык

Читательские умения Читательская грамотность Опора на внетекстовое знание Опора на текст Осмыслить и оценить Применить для решения задач Найти и извлечь Интегрировать и интерпретировать

Читательские умения

Читательская грамотность

Опора на внетекстовое знание

Опора на текст

Осмыслить и оценить

Применить для решения задач

Найти и извлечь

Интегрировать и интерпретировать

Карьерный рост, финансовое благополучие, успешность Получение новых знаний, самообразование Получение профессионального образования Высокие результаты ОГЭ, ЕГЭ Успешное усвоение программы Читательская грамотность

Карьерный рост, финансовое благополучие, успешность

Получение новых знаний, самообразование

Получение профессионального образования

Высокие результаты ОГЭ, ЕГЭ

Успешное усвоение программы

Читательская грамотность

Приемы формирования читательской грамотности при работе с текстом.

Приемы формирования читательской грамотности при работе с текстом.

«Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту. «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…..? Объясните, почему… ? Что……? Почему вы думаете… ? Когда …….? Почему вы считаете… ? Где …………? В чём различие… ? Как………? Предположите, что будет, если… ? Верно ли……..? Что, если… ?

«Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…..?

Объясните, почему… ?

Что……?

Почему вы думаете… ?

Когда …….?

Почему вы считаете… ?

Где …………?

В чём различие… ?

Как………?

Предположите, что будет, если… ?

Верно ли……..?

Что, если… ?

Реставрация текста  ( «письмо с дырками») Задание. Восстановите текст, заполнив пробелы. Лексика – это …….. ……… языка. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке - …………………. Лексическое значение слова – это то, что слово …………….. . Лексические значения слов разъясняются в ………… словарях. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …………….. . Слова, имеющие несколько лексических значений, называются………………….. .

Реставрация текста ( «письмо с дырками»)

Задание. Восстановите текст, заполнив пробелы.

Лексика – это …….. ……… языка. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке - …………………. Лексическое значение слова – это то, что слово …………….. . Лексические значения слов разъясняются в ………… словарях. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …………….. . Слова, имеющие несколько лексических значений, называются………………….. .

«Конкурс шпаргалок» Конкурс шпаргалок — форма работы с текстом, в процессе которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

«Конкурс шпаргалок»

  • Конкурс шпаргалок — форма работы с текстом, в процессе которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
  • 1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
  • 2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
  • 3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
 В Пензе, на центральной площади, поставлен памятник герою. Это не человек и даже не настоящее животное. Это – герой мультфильма «Ёжик в тумане». На международном фестивале в Токио этот мультфильм был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

В Пензе, на центральной площади, поставлен памятник герою. Это не человек и даже не настоящее животное. Это – герой мультфильма «Ёжик в тумане». На международном фестивале в Токио этот мультфильм был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

 Вопросы к тексту. 1.Проводятся ли международные фестивали мультфильмов ?      А)  да                 В) нет   2.В каком городе стоит памятник ёжику?    А) в Москве   В) в Токио   С) в Пензе   3. Герою какого мультфильма поставлен памятник?    А) «Ёжик в тумане»          В) «Ёжик в Токио»  С) «Ёжик в Пензе»

Вопросы к тексту.

1.Проводятся ли международные фестивали мультфильмов ?   

  А)  да                 В) нет

  2.В каком городе стоит памятник ёжику?   

А) в Москве   В) в Токио   С) в Пензе

 

3. Герою какого мультфильма поставлен памятник?

   А) «Ёжик в тумане»          В) «Ёжик в Токио»

С) «Ёжик в Пензе»

Ответы 1а 2в 3а  «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».  Д.Дидро

Ответы

  • 1а 2в 3а

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Д.Дидро