Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы
Макаровской средней школы
Болотова И.В.
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Роль текста в жизни человека
Текст является основным средством хранения, накопления и передачи информации.
С развитием и увеличением числа средств массовой информации и коммуникации многократно увеличивается количество письменных текстов в жизни любого человека: инструкции, договоры, заявления, правила, резюме, законы, сайты, схемы, диаграммы, графики, объявления, афиши, произведения художественной литературы и др.
Текст в образовательном процессе
ТЕКСТ
география
математика
история
биология
русский язык
Читательские умения
Читательская грамотность
Опора на внетекстовое знание
Опора на текст
Осмыслить и оценить
Применить для решения задач
Найти и извлечь
Интегрировать и интерпретировать
Карьерный рост, финансовое благополучие, успешность
Получение новых знаний, самообразование
Получение профессионального образования
Высокие результаты ОГЭ, ЕГЭ
Успешное усвоение программы
Читательская грамотность
Приемы формирования читательской грамотности при работе с текстом.
«Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…..?
Объясните, почему… ?
Что……?
Почему вы думаете… ?
Когда …….?
Почему вы считаете… ?
Где …………?
В чём различие… ?
Как………?
Предположите, что будет, если… ?
Верно ли……..?
Что, если… ?
Реставрация текста ( «письмо с дырками»)
Задание. Восстановите текст, заполнив пробелы.
Лексика – это …….. ……… языка. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке - …………………. Лексическое значение слова – это то, что слово …………….. . Лексические значения слов разъясняются в ………… словарях. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …………….. . Слова, имеющие несколько лексических значений, называются………………….. .
«Конкурс шпаргалок»
- Конкурс шпаргалок — форма работы с текстом, в процессе которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
- 1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
- 2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
- 3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
В Пензе, на центральной площади, поставлен памятник герою. Это не человек и даже не настоящее животное. Это – герой мультфильма «Ёжик в тумане». На международном фестивале в Токио этот мультфильм был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».
Вопросы к тексту.
1.Проводятся ли международные фестивали мультфильмов ?
А) да В) нет
2.В каком городе стоит памятник ёжику?
А) в Москве В) в Токио С) в Пензе
3. Герою какого мультфильма поставлен памятник?
А) «Ёжик в тумане» В) «Ёжик в Токио»
С) «Ёжик в Пензе»
Ответы
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро