Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
В ФГОСи в ФОП дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Поэтому, передо мной, как воспитателя ДОУ стала задача – выбрать методы, формы организации работы с детьми, средства (инновационные технологии), которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Методы и приемы организации обучения
Процесс обучения детей в детском саду строится на игре, как ведущем виде деятельности дошкольника, опирается на наглядность в обучении, практику в деятельности, подкрепляется словесно, а специальная организация среда способствует расширению и углублению представлений детей. В своей профессиональной деятельности я использую наглядные, игровые, практические методы в сочетании со словесными методами.
В соответствии с таким подходом выделяют:
а) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия):
- наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);
- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;
- рассматривание игрушек, предметов.
-демонстрация опытов, презентаций, видеофильмов, кинофильмов и др.
б) игровой метод (предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию):
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация в развёрнутом виде;
-сюрпризный момент;
- роль и др.
в) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово):
- беседа;
-объяснение;
- рассказы воспитателей, детей;
- чтение художественной литературы.
г) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
-упражнения;
- элементарные опыты;
- моделирование.
-продуктивная деятельность.
Методы обучения дошкольников:
1. Проблемно-поисковый метод. На занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет значима для ребенка. Именно это помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;
2. Исследовательский метод. Этот метод способствует высокому качеству усвоения нового материала. Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «проб и ошибок»;
3. Метод экспериментирования. Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
4. Интегрированный метод. Этот метод помогает развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
Обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:
побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность, проблемные и игровые обучающие ситуации;
проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. (оценка, рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);В результате использования метода у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
5. Информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
6. Репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
7. Метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
8. Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети.
9. Исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
10. Метод «проектов». Метод проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие видов проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог со взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.
Проект «День Победы»
1
.Акция «Бессмертный полк»
«Окна Победы»
3.Участие в Зарнице (организация детей)
Формы организации деятельности воспитанников
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). Организованная образовательная деятельность организуется и проводится мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня моей группы определяется время проведения ООД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Работа ведется по следующим направления:
-Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Физическое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие.
В своей работе я использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Подгрупповая форма организации обучения Образовательная деятельность осуществляется чётко по расписанию. Детей в группе делим на подгруппы. Одна подгруппа остаётся в группе с воспитателем, вторая подгруппа уходит со специалистом(учитель бурятского языка, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, хореограф и др.). на другое занятие. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность индивидуального подхода к детям.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.
Очень часто на таких занятиях использую информационно-коммуникационных технологий. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, возможность взаимодействия детей, недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
На протяжении дня имею возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
- экскурсии;
игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
дежурство детей по столовой, на занятиях:
- труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
Формы:
Непосредственно образовательная деятельность (традиционные, интегрированные, тематические занятия). Нестандартные формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие – викторина, занятие - квест, занятие в лаборатории, экскурсия, целевая прогулка, использование игровых обучающих ситуаций, проблемных ситуаций, эвристические беседы.
Игровая деятельность (включает все виды игр).
Продуктивная деятельность (творческие мастерские, изготовление панно, коллажей, выставки, конкурсы творческих работ, оформление группы творческими работами детей).
Проектная деятельность (исследовательская работа, творческие проекты, ролевое – игровое проектирование, информационные проекты, практико – ориентированные проекты).
Коммуникативная деятельность (беседы, ситуативный разговор, анализ конкретных ситуаций, театрализованные игры, представления, видеофильмы о правилах этикета).
Исследовательская деятельность (наблюдение, опыты и экспериментирование, решение проблемных ситуаций, моделирование, проекты)
Двигательная деятельность: подвижные игры, игровые упражнения, спортивные соревнования, динамические паузы, физкультурные праздники, досуги, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность).
Досуговая деятельность (праздники, развлечения, вечера-досуги, показ кукольного театра, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах).
Средства
(Современные педагогические технологии)
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу современные (инновационные) педагогические технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача для меня, как воспитателя дошкольного выбрать и внедрять в свою работу такие современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности дошкольника. Принципиально важной стороной в современных педагогических технологиях является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны меня, как педагога.. В общении с детьми я придерживаюсь принципа «Личностно-ориентированного подхода к ребёнку»: «Не рядом, не над ним, а вместе!» («Глаза в глаза», «Рука к руке»), который направлен на содействие в становлении ребенка как личности.
В своей профессиональной деятельности использую следующие современные педагогические технологии.
Педагогическая Технология | Уровень использования |
Технология «Сценирование образовательной деятельности» (инновационная авторская технология коллектива ДОУ) Включает в себя технологии: игровую технологию, технологию проблемного обучения, технологию сотрудничества, технологию развивающего обучения. | Непосредственно-образовательная деятельность |
Игровая технология | Игры, непосредственно-образовательная деятельность |
Технология проблемного обучения | Создание проблемных ситуаций в результате чего ребенок получает знания |
Здоровьесберегающаие технология | Сказкотерапия, занятия по ОБЖ (серия «Здоровье»), релаксация, пальчиковые игры, подвижные игры, физминутки, закаливание, точечный массаж |
Технология исследовательской деятельности | эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия и др. |
Технология проектной деятельности | Проекты, использование метода проектов – недельное тематическое планирование |
Технология «Информационно-коммуникационных технологий» | Использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности |
Технология «индивидуальный подход» | Мониторинг, индивидуальная работа |
«Информационно-коммуникационные технологии
в педагогической деятельности воспитателя детского сада»
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Мы живём в 21 веке, веке информатизации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью нашей культуры. Соответственно система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
В нашем учреждении МАОУ «СОШ № 32 г. Улан-Удэ» («Ступень дошкольного образования») имеется хорошая материальная база по применению информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Я работаю в группе № 5 «Фиксики». В группе имеется стационарный компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.
Это позволяет мне:
предъявлять информацию на экране проектора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;
Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на НОД. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности,
Я создаю цикл интересных презентаций по разным образовательным областям Дети с нетерпению ждут , когда я включу «Волшебный экран». Это позволяет мне приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.
Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.
Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Изучаем звуки и буквы», «Цвета»», «Путешествия по сказкам», «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике».
Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Возможность и желание использовать ИКТ в своей работе помогает мне овладевать новыми формами работы с детьми.
Кроме презентаций, использовала в работе следующие виды ИКТ:
Сказки (с отсканированными иллюстрациями к сказке)
Видео сказки
Обучающие мультфильмы
Развивающие видео с интерактивными заданиями
Детские песенки
Развивающие песенки («Умные песенки»)
Пальчиковые игры (видео, с музыкой)
Физминутки (видео)
Музыкальные игры.
В своей работе я систематически использую ИКТ, которые в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме помогают мне достигнуть нового качества образования детей, информированности родителей, моего профессионального мастерства.
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, образовательные программы, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.
Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к НОД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
Использую компьютер для создания различных баз данных, создания электронной почты, написания статей на сайта ОУ, на сайты в сети Интернет.
Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, , конкурсах.
Занимаюсь самообразованием, овладеваю компьютерными программами.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.
При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами).
Также у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей.
Таким образом ИКТ позволяют мне оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы с детьми; и осуществлять работу с родителями.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ:
Способствует повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизирует меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, даёт стимул к проявлению моих творческих способностей.
Повышает интерес детей к обучению и усвоению программного материала, активизирует познавательную деятельность детей.
Поднимает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, повышает интерес к событиям в детском саду.
Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повышают качество дошкольного образования.