СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы, формы и средства, применяемые для организации деятельности учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы обучения»

Методы, формы и средства, применяемые

для организации деятельности учащихся

Метод обучения - это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принята классификация предложенная Бабанским Ю.К., которую все применяют в своей деятельности:

Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные    дискуссии, создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроря

В своей работе я стараюсь эффективно содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной, познавательной и творческой реализации своих возможностей. С первого урока стремлюсь развивать у детей познавательный интерес. Побуждаю детей к рассуждению, учу умению отстаивать свою точку зрения, самим добывать знания. В этом мне помогают активные методы обучения — это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Например:

а) Нетрадиционное начало урока — эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений. «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями».

б) Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

И применяются такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка».

в) Организации релаксации и подведения итогов. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, физкультминутках, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Смещение акцентов со «знаниевого» на компетентностный подход привело к поиску новых подходов и методов обучения учащихся, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Поэтому в основе моих уроков лежит практико-ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности обучающихся, предполагающий создание образовательной ситуации.

Структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Создаю ситуации, не только в которых ученику рекомендуют применить знания и умения, но и в которых ученик сам принимает решение о применении конкретных знаний и умений для выполнения задания.

В процессе достижения предметных результатов у учащегося формируются личностные и метапредметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Так же использую на уроке учебную ситуацию, как структурную единицу учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

а) Коммуникативные методы обучения: диспут, диалог, жужжащие группы, снежный ком, метод проектов, презентации и другие

б) Проблемное изложение изучаемого материала - метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ, постановка проблемы, ее решение, рефлексия оптимальности найденного решения, а также способов мышления.

в) Исследовательский метод - метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

г) Частично-поисковый, или эвристический метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, современные технологии отечественных учёных и педагогов, а так же достижения зарубежных педагогов и успешно применяю их в своей педагогической практике. Индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.

Все средства можно разделить на вербальные: учебники, рабочие тетради печатной основой, тесты, тетради контрольных и проверочных работ, атласы, контурные карты и т. д.

Наглядные: картины; портреты; схемы; таблицы; электронные образовательные ресурсы: видео, слайды, мультимедиа, презентации; опыты, натуральные объекты; плакаты; карты настенные; иллюстрации; магнитные доски; картинки предметные, ситуативные, для устного счета; средства обратной связи: сигнальные карточки, веер с цифрами, карточки с гласными и согласными буквами, книжка падежей и др. Многие пособия изготавливают сами учащиеся на уроках труда.


Формы организации учебной деятельности:

- Фронтальная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся.

- Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

- Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При

коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

Работа в парах. Одна из часто применяемых формах организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

- Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.

- Нестандартные уроки: ролевые игры, игры деловые, урок – игра, «Клуб знатоков», урок взаимообучения, урок самооценивания, урок - соревнование, урок - КВН, урок - викторина, урок - аукцион знания, урок – зачет, урок - состязание, урок – диалог, урок - путешествие, урок – сказка, интегрированные уроки и другие

- Композиция «урок + внеклассное мероприятие» (Эта форма организации занятия позволяет включить каждого ученика в учебную деятельность в соответствии с его психологическими особенностями, способностями и желаниями, дает возможность школьнику выбирать в изучении материала либо уровень обязательных результатов, либо продвинутый).

Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения цели своей работы стараюсь использовать современные технологии обучения.

Технологии развивающего обучения по образовательной системе "Школа России" – создаются условия для творчества, развития логического мышления; учащиеся сами додумываются до решения основной проблемы, стоящей на уроке и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Основными вопросами па уроках с использованием технологий развивающего обучения являются: зачем? для чего? почему? Например: на уроках математики в первом классе при изучении сложения и вычитания чисел в пределах двадцати с переходом через десяток дети сначала пытаются объяснить, зачем они изучали состав числа десяти и как приобретенные знания помогают им в решении примеров нового вида.

Игровые технологии – помогают формировать у учащихся интерес к учебной деятельности через нетрадиционные уроки, игровую ситуацию, устный счет. Это способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности, заинтересованности в учебном процессе. Например: на уроках русского языка в 4 классе при повторении склонения имени существительного (или спряжение глагола), дети определяют склонение (спряжение), заданных учителем слов и показывают склонение (спряжение) пальчиками или абаком, положив голову на парту и закрыв глаза, повторение учебного материала происходит на основе соединения игровых и здоровьесберегающих технологий.

Технология проектной деятельности – формирует познавательный мотив, реальное применение знаний, расширение кругозора, учит ребят навыкам создания проектов, даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Огромное поле деятельности для этого на уроках окружающего мира, краеведения, технологии, изобразительного искусства, так например: создавая проект "История моего города – моя история" на уроке краеведения в третьем классе, дети работают в группах. Это по своей сути интегрированный урок, объединяющий в себе такие предметы, как изобразительное искусство, трудовое обучение, окружающий мир, русский язык, чтение. Очень часто технология проектов используется для создания коллективных работ па уроках технологии, например: при создании коллективной работы - панно "Цветочная клумба для моей школы" ко Дню учителя, «Новогодняя елка» к подготовке к Новогоднему празднику и другие.

Технология проблемного обучения - создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся для поиска решения. Учащимся не даются готовые знания, а на уроке создается проблемная ситуация, при решении которой ученики самостоятельно добывают новые знания. В результате поиска решения проблемы происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности учащихся.

Групповые технологии – это развитие коллективизма, умения договариваться, решать общие проблемы, обеспечение активности учебного процесса, взаимное обучение детьми друг друга, выступая попеременно то в роли учителя, то в роли ученика, так называемая пара учитель – ученик. Например: на уроках русского языка в первом классе при словарной работе, при выполнении заданий на перенос слов, на деление слов на слоги. Дети попеременно объясняют друг другу, как разделить слова на слоги, работая в паре. Или групповая работа на уроках математики при решении логических задач. Лучше всего групповая работа проходит на уроках технологии и окружающего мира. Работа по этим технологиям особенно нравится детям и обеспечивает формирование коммуникативных УУД.

Технология применения УДЕ – это развитие памяти, при анализе наглядностей, опорных схем лучшее усвоение темы. Применяю в основном на уроках русского языка, математики, по составленным таблицам Эрдниева П.М. и дети по аналогии тоже составляют свои УДЕ, схемы, таблицы.

Технология сотрудничества – развивает умение работать в коллективе, приходить к единому мнению, решению задач, это одна из технологий личностно – ориентированного обучения. Существует несколько вариантов технологии, например «Учимся вместе» - группы разноуровневые, у каждой свое задание для усвоения материала, награда всей команде. Вариант «пила» - учебный материал разбивается на блоки и каждый член группы находит материал по своей части, после происходит «встреча экспертов» по одному вопросу, но из разных команд, идет обмен мнениями, существуют и другие варианты обучения в команде.

В рамках проекта «Наша новая школа» особое внимание уделяется здоровьесбережению. Здоровьесберегающие образовательные технологии особенно важны в наши дни, так как уровень здоровья детей постоянно снижается – создание комфортной образовательной среды, реальных условий для максимальной творческой самореализации, оптимизация учебной нагрузки, использование различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с минутами отдыха, смена видов деятельности, активность, обеспечение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, эмоциональная разрядка, создание психологического климата на уроке, физкультминутки провожу разные: оздоровительно-гигиенические, двигательно-речевые, подражательные, физкультурно-спортивные, танцевально-ритмические. Очень часто использую на уроках игровые технологии, в ходе которых детям необходимо показать свой ответ движениями, например: при проверке ответов - верный ответ (дети хлопают), неверный (топают), или при изучении темы "Части речи", если слышат имя существительное – дети тянутся, имя прилагательное – руки на пояс, глагол – присесть.. Всё это позволяет двигаться во время урока, что снимает усталость и напряжение у учащихся.

Технологии уровневой дифференциации – создание на уроке ситуации успеха, каждый ребёнок обучается на уровне его возможностей и способностей. Это может быть работа по группам с разноуровневыми заданиями, карточки разного цвета для индивидуальной работы, часто предлагаю задания разного уровня для самостоятельного выбора. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, например: при решении задач дети сами выбирают себе задачу, с которой, как им кажется, они могут справиться.

Домашнее задание стараюсь задавать в разной форме: кроме традиционных заданий, решить разными способами, составить кроссворд, ребус, схемы, таблицы, синквейн, лингвистическую сказку, словарный или арифметический диктант, составить диалог, инсценировка, разные виды пересказа, создать презентацию, конспект, реферат, проект, моделирование, конструирование, создать графическую работу, выполнить дополнительное задание по желанию и другие. Очень часто при выполнении домашних заданий дети имеют несколько вариантов и выбирают посильный вариант для себя. Проверку домашней работы так же провожу в разной форме: фронтальный, групповой, индивидуальный опрос, взаимопроверка, тесты, контрольная, диктанты различного вида, защита своих творческих работ, собеседование, викторина и т.д. В Стандартах второго поколения при разработке достижения планируемых результатов, этому вопросу уделяется особое внимание. Разрабатываются задания проверяющие знания, умения и применение на практике (трехчастное), после анализа выполнения работ делю детей на 4 группы и формулирую рекомендации по организации индивидуальной образовательной траектории для каждой группы.

Технологии развития критического мышления - развивает мыслительную деятельность, умение думать, решать трудные задачи, делать открытия, изобретения. Урок строится по схеме: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Я применяю в практике такие приемы, как маркировка текста, таблица «Знаю. Умею. Хочу», синквейн, эссэ, составление кластера, перепутанные логические цепочки, чтение с остановками.

Сегодня главной задачей  образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа, оценки информации. Особое место в этом занимают информационные технологии (ИКТ) - информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе. Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают различные презентации, видеоматериалы, анимированные карты. Я использую па уроках информацию, полученную из Интернета, применяю компьютер, мультимедийное устройство, разрабатываю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, видеоуроки, использую презентации приготовленные учащимися.

Особое значение придаю использованию приёмов рефлексии. Эмоциональный настрой очень важен на уроке, ведь учитель в первую очередь налаживает контакт с детьми, настраивает их на учебную деятельность. Рефлексия деятельности дает учителю возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом. Применяю такие приёмы: создание текста, записки, СМС, указ, донос и т.д. на заданную тему или по выбору, дома можно откорректировать, исправить ошибки на оценку. Это составление синквей, показ карточек со смайликами, цветовое изображение настроения, самооценка предметами из счетного материала (например: все понятно – магнитом крепится пчелка веселая или яблоко красное, не все понятно – пчелка серьезная или зеленое яблоко, ничего не понятно – пчелка грустная или желтое яблоко и другие). В конце урока предлагаю закончить фразы:

На уроке я узнал…

Я научился….

Мне сегодня понравилось…

Хочу спросить, добавить… (это уже домашняя работа для меня) и другие.

К оцениванию знаний привлекаю ребят. При подведении итогов урока, рефлексии они дают самооценку себе, ставят задачи на будущее, оценивают результаты учебной деятельности одноклассников, объясняют своё мнение. Отметки, выставленные в журнал и дневники школьников, обязательно комментирую. Никогда не сравниваю детей друг с другом, но отмечаю индивидуальные достижения учащихся. В 4 классе в контрольных работах я не исправляю ошибки, а только отмечаю их на полях. В работе над ошибками учащимся необходимо самим найти ошибка и исправить их с доказательством. Работают с огромным интересом, активно, собираются в группы. Дети, написавшие без ошибок, идут помогать товарищам (хотя они могут выбрать и другое дополнительное задание). Словарные диктанты пишем на листках, выкладываем на последних партах, можно проверить любую работу, исправить ошибки, пользуясь словарём.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!