Современные формы и методы оценивания достижений обучающихся
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков, жесткой конкурентности.
Задача преподавателя в образовательном учреждении – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Теперь урок строится не на преподавателе как ключевой фигуре, а на студенте. Он – главная фигура, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.
Чтобы научить студента анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений обучающихся.
Слово «контроль» мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности обучающихся.
Что же такое отметка (оценка)?
«Отме́тка (оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений обучающихся в цифрах, буквах или иным образом».
«Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятор его учебной деятельности и социальных отношений в жизни обучающегося».
Заглянем в историю нашего образования. Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России еще в начале XIX века.
Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г.).
Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре — когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока.
Очень важно! Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.
Несмотря на многочисленные попытки реформирования этой системы, из которых наиболее значительная была предпринята при Луначарском, эта система сохранилась и в СССР.
В настоящее время согласно Закону, об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации учащихся» (2) (то есть любой, кроме выпускного тестирования). В большинстве случаев в школах современной России продолжают использовать цифровые отметки, чем выше — тем больше цифра (пятибалльная система, унаследованная от СССР).
Конкретные требования к выставлению отметок могут быть закреплены «Положением о нормах оценок по предметам», которое принимается на уровне учебного заведения и может содержать как общие критерии оценивания, так и конкретные количественные показатели работы или устного ответа, за которые выставляется та или иная отметка.
По предмету «Безопасность жизнедеятельности» тоже разработаны достаточно четкие критерии оценивания всех видов речевой деятельности.
Текущая успеваемость в течение обучения в колледже, до экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.
На практике получается, что мы работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная)система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся.
В этом я хочу поделиться своими мыслями и опытом по вопросу, какими формами, методами, инструментарием мы пользуемся для оценивания достижений, учащихся в данный, по сути, переходный момент, когда действует «старая» пятибалльная система оценок и активно вводится «новая», можно назвать ее «тестово-балльная».
В связи с этим впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки.
Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности студентов.
На уроках я использую все методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике» рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания, обучающегося в течение определенного периода обучения». (5)
Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.
Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:
- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый студент был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: составление вопросов, высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов студента может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3балла;
- на каждом уроке я использую раздаточный материал: задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;
Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.
Необходимо отметить, что УМК по БЖ содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все выше перечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради.
Учебник предусматривает текущий, промежуточный, предварительный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.
Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие.
Структура УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного (так как учащиеся чаще всего оценивают свои достижения сами) определения уровня владения учебным материалом.
Я использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:
- объективность (отсутствует субъективные мнение педагога);
- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;
- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;
- экономит время преподавателя;
- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;
Есть, конечно, и недостатки:
- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;
- некоторым удается списать.
Я считаю совсем неприемлемым то, что учащийся должен говорить в микрофон. Это создает дискомфорт и неблагоприятно влияет на психологическое состояние учащихся.
Перевод баллов в оценки достаточно относительный: иногда не хватает одного балла до «4» или «5». Это отрицательно влияет на психологическое состояние учащихся, которые привыкли к «пятибалльной» системе оценок и не отражает в точной мере знания и умения испытуемых.
В заключение хочется отметить, что у преподавателя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но, по моему мнению, их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на экзамене.
Самое главное преподаватель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: студент должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.