СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы оценивания в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Формирующее оценивание  - один из  эффективных способов повышения образовательных достижений каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы оценивания в начальной школе»

Методы и приемы оценивания в начальной школе


Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Внедрение новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Формирующее оценивание - один из эффективных способов повышения образовательных достижений каждого ученика.

Инструменты формирующего оценивания позволяют акцент в обучении перенести на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.

Конечной целью формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику, является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Она даёт следующие характеристики формирующему оцениванию:

Центрированность на ученике. Такое оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учебной деятельности ученика, даёт им информацию, как корректировать процесс учения.

Направляемость учителем. Такое оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.

Разносторонняя результативность. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. У них развиваются навыки самооценивания и рефлексии, благодаря чему растёт учебная мотивация.

Учителя работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

 М.А. Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

  • критериальное самооценивание;

  • критериальное взаимооценивание;

  • карта понятий;

  • составление тестов.

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.

Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.

Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

Это лишь часть методик и инструментов формирующего оценивания.

Элементы формирующего оценивания в начальной школе. С этой технологией мы только начали знакомиться.

Введение новых элементов в практику оценивания целесообразно начать с более простых и понятных, например метод неоконченных предложений.

Метод неоконченных предложений

Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе целесообразно предложить учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне было трудно….

  • Я не понял….

Далее можно применять технику «Светофор» или  «Сигналы рукой». Большой палец руки направлен вверх – Я понимаю; большой палец направлен в сторону – я все еще не понимаю; помахать рукой – Я не совсем уверен. Посмотрев на сигналы, я предлагаю высказаться учащимся. Задаю вопрос: «Что именно вам не понятно?» Слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа; слово предоставляется тем, кто все понял.

Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности можно использовать такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.

Например

Актуализация знаний.

Выполните задание.
Найдите значения выражений.
В конце работы вы должны будете оценить себя по критериям:
Если вы выполнили

  • все 5 примеров правильно – отлично;

  • если выполнили только 4 и правильно – хорошо;

  • 3 – неудовлетворительно.

  • 2 - плохо

На полях поставьте свою оценку.
3907 . 7 = 27349
5429 . 8 = 43432
2078 . 7 = 14547
1976 . 4 = 7904
8105 . 8 = 64840

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 Следующим этапом введения оценочных методик «Волшебные линеечки». Дети чертят их в тетради, оценивают свою работу на уроке, при выполнении домашних и классных работ. В начале урока договариваются, по каким критериям будут оценивать результат учебной деятельности: аккуратность, точность (правильность), самостоятельность, активность и т.п.

Еще один метод оценивания на уроке, который я использую Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащийся вместе родителями особое внимание уделяют не сформированным навыкам учебной деятельности. Лист самооценки разрабатывается в течение изучения темы, в конце раздела.

Пример. Лист самооценки на уроке окружающего мира

ФИО учащегося

 

Я все понял(а)

Я понял(а), но не совсем. Затрудняюсь, не могу объяснить.

Я не понял(а)
Мне трудно

Сутки

Что такое сутки?

 

 

 

Почему день сменяется ночью?

 

 

 

Почему мы не замечаем вращения Земли?

 

 

 

Год

Что такое год?

 

 

 

Високосный год.

 

 

 

Чем определяется смена сезонов на Земле.

 

 

 

Месяц

Что такое месяц?

 

 

 

За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли?

 

 

 



Информация заносится в таблицу, которая помогает корректировать работу на следующих уроках. Таблица наглядно показывает, какие предметные умения и с кем я должна отработать индивидуально, а какие умения вызывают затруднения у большинства в классе. Эта информация помогает спланировать учебную деятельность на обобщающих уроках, задать детям индивидуальные домашние задания.

Сводная таблица

ФИ Учащегося

Что такое сутки?

Почему день сменяется ночью?

Почему мы не замечаем вращения земли?

Что такое год?

Високосный год

Чем определяется смена сезонов на Земле?

Что такое месяц?

За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли?












Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.