Доклад на МО учителей математики
МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Учитель математики Рекунова Наталья Владимировна
Методы и приёмы подготовки учащихся 9 классов к ГИА-2022
по математике
Основы математики должен знать каждый, именно поэтому предмет, который изучается с 1 по 11 класс, входит в список обязательных экзаменов. из чего состоит ОГЭ по математике в 2021-2022 учебном году.
Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи государственной итоговой аттестации каждым выпускником. Ведь именно тогда перед ними стоит выбор: продолжить учебу в школе или поступить в колледж. От результатов ОГЭ и будет зависеть успех поступления.
Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.
Основной государственный экзамен уже несколько лет является реальной выпускной аттестацией школьников. Основным инструментом ОГЭ является комплект контрольно - измерительных материалов (КИМов)
В содержание проверки включаются только те вопросы, которые входят в основной документ - минимум содержания основной школы по математике.
Во-первых никогда не надо пугать школьников предстоящим ОГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убедить учащихся в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.
Успех на экзамене может быть обеспечен двумя основными факторами:
- хорошей математической подготовкой;
- достаточной осведомленностью о процедуре экзамена, его целях, особенностях проведения, способе и системе оценивания, о возможностях, обязанностях и правах участника на всех этапах прохождения аттестации.
Основная подготовка к ОГЭ осуществляется на уроках математики. Важно добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, но его глубокого осознанного понимания.
Среди учителей, учащихся и родителей иногда бытует мнение, что для качественной подготовки к ОГЭ нужно решить, как можно больше вариантов предыдущих лет. Но такой путь не всегда оправдан, так как, во - первых варианты не повторяются. Во-вторых, в этом случае у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. Намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению заданий соответствующих типов. В-третьих, такой подход очень быстро формируют у школьников чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много, и они все разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход.
Основным этапом технологии подготовки к ОГЭ является обучение школьника приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует разворачивать перед ним всю картину поиска в трудных заданиях.
Предложив школьникам сложное задание из второй части рекомендовано им несколько раз внимательно прочитать задание, уловить какую-то подсказку-закономерность, после этого раскрыть перед учениками ход своих мыслей - что я имею, какой теоретический материал могу я здесь применить, учить детей смотреть на один шаг вперед, задавая себе такой вопрос: что я буду иметь, если применю такой подход?
В процессе преподавания предмета, а также на уроках итогового повторения, акцентировать внимание учеников на те разделы, которые представлены в тестах ОГЭ.
Экзамен состоит из 25 заданий по алгебре и геометрии и поделена на 2 части. Первая часть работы содержит 19 (14 по алгебре и 5 по геометрии) заданий, каждое из которых требует лишь краткого ответа и оценивается в 1 первичный балл. Вторая часть — 6 заданий повышенной сложности (3 по алгебре и 3 по геометрии), оценивается по 2 первичных балла. В бланк ответов нужно перенести записи полного решения.
Для того чтобы результат экзамена был засчитан, необходимо набрать 8 первичных баллов, минимум 2 из которых — за выполнение задач по геометрии. Максимально возможно набрать 31 балл за правильно решенные и оформленные задания ОГЭ. Первичные баллы переводятся в пятибалльную школьную систему оценивания.
Первое и главное — все ответы записываются в бланке только в десятичных дробях. Поэтому нужно уметь переводить из неправильных дробей, вычислять обычные дроби. Второе: нужно знать и помнить основные свойства степеней и корней (их по 4 штуки). Также необходимо визуально различать графики функций по наименованию и знать, какими формулами они задаются (прямая, парабола, гипербола, кубическая парабола).
Уравнения: уметь раскрывать скобки и верно переносить значения с противоположными знаками (не забывать). Сортировать так: влево - все, что содержит иксы, вправо – все известные числа.
В задаче №12 в условии уже есть нужная формула для решения, достаточно только составить и расписать себе условие и подставить в нее значения (обычно это задачи, связанные с физикой). Задания №13-14 на системы неравенств: если забыли как решать, можно подставить значения из предложенных вариантов.
Если в задаче в качестве основной фигуры дана окружность, там спрятано решение, связанное с теоремой о дуге и центральном угле. Решение всего в 1 строку. В задачах на прямые и стороны геометрических фигур можно пунктиром визуально их продолжить, чтобы сложилась общая картина о пересечениях и фигурах.
На четверку нужно уметь применять теорему Пифагора (поиск одного катета или гипотенузы) в любых задачах, где есть прямой угол в треугольнике (№16, 17, 18).
Для 4 баллов этих знаний будет достаточно. Для наивысшего балла нужно знать формулы для вычисления площадей треугольника, ромба и трапеции через диагонали. И в последних заданиях необходимо знать, как соотносятся стороны (синус, косинус, тангенс и котангенс), причем тангенс и котангенс заранее известны, если найдены синус и косинус (тангенс — это синус деленный на косинус, а котангенс наоборот — косинус на синус).
И последнее: задания №1-5 связаны между собой, и если первое из них решено неверно, это потянет за собой ошибку в оставшихся четырех. Поэтому лучше оставить их напоследок, а сначала размяться с арифметикой в 6-9 заданиях. Заработать хорошие баллы можно, правильно решив сложные задания с 15 до 18.
На мой взгляд, ОГЭ — форма экзамена, одновременно направленная и на тех, кто силен в математике, и на тех, кто нет. В экзамене встречаются задания разного уровня сложности, а балльная система дает возможность улучшить свой итоговый результат в аттестате по предмету или поступить в класс с математическим уклоном. Работу проверяет независимый эксперт, что исключает предвзятое отношение школьного учителя к ученику. Если сравнивать с классической формой аттестации, ОГЭ имеет больше преимуществ.
Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.
Важно правильно сориентировать девятиклассников, на каком уровне они будут изучать материал, каких и сколько заданий им надо уметь решать на этот уровень. Для этого следует изучить рекомендации, адресованные всем учащимся в сборниках по подготовке к ОГЭ. Обязательно следует делать задания на время, чтобы почувствовать, успеваете ли вы или вам нужно больше тренироваться. Кроме того, необходимо развивать в себе упорство, самодисциплину и тренировать внимание. Также немаловажно грамотно распределять свое время и заниматься ежедневной подготовкой к ОГЭ. Не стоит пренебрегать отдыхом в перерывах между учебой, чтобы восстановить свои силы.
Подготовка должна носить системный характер. По каждой теме необходимо дать краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.
Подготовка к экзаменам занимает много времени и сил, но если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведённая работа принесёт желаемый результат.