СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы взаимодействия школы с семьей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать взаимодействие школы и семьи, чтобы процесс обучения и воспитания стал общим делом учителей и родителей, а родители хотели посещать школу???

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы взаимодействия школы с семьей»

Тема выступления: Взаимодействие семьи и школы как условие повышения качества образования в школах, функционирующих в сложных социальных условиях.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что

Наша школа находится в ряде школ, функционирующих в сложных социальных условиях, а именно (специфический контингент учащихся: большое кол - во - дети – на подвозе - 95, высокая доля учащихся из семей с низким социальным статусом , где где один (единственный) или оба родителя являются безработными  (40 %), дети из неполных семей – 36 % . Соответственно с таким числом неблагополучных семей, уровень достижений снижается, так как социально-экономическое положение и образование родителей определяют дальнейшую образовательную и жизненную траекторию достижения обучающегося

В связи с этим, одно из моих условий в классе -  тесное взаимодействие, сотрудничество с родителями, а также открытость.  

Качество образования – это соотношение цели и результата образовательной деятельности Качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть улучшено.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Считаю, что за это время мы с родителями постепенно стали союзниками и единомышленниками, за этот год, кто не интересовался школьными делами своего ребенка, теперь согласовано решают проблемы образования и воспитания.

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы процесс обучения и воспитания стал общим делом учителя и родителей, а родители хотели посещать школу ?

Как учитель начальных классов я поставила перед собой задачу, не просто работать с учащимися, а современными формамиметодами взаимодействовать с родителями в образовательной и воспитательной работе.

Мне хочется поделиться своим опытом работы с родителями моих обучающихся.

Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, в самом начале работы с родителями изучаю социальный статус семьи. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования. Сейчас можно найти много готовых анкет или составить самой. только потом планирую работу с родительским коллективом.

1. Ссновная форма работы учителя и родителей - родительское собрание. Но на этой форме мы остановимся в последнюю очередь.

2) посещение семьи: что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка, а также проследить, как ребенок общается и ведет себя в семье. Это форма применяется по необходимости. если ребенок хорошо учится, нет вопросов никаких.

3) Консультации: я    провожу их во внеурочное время (после занятий), можно в каникулярное. чтобы не было жестко ограничения во времени и мы могли свободно общаться. Обычно по договоренности с родителями, когда удобно им. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого обучающегося.

4) Одной из форм взаимодействия семьи и школы телефонный разговор:  если нет возможности личной встречи, я родителям даю зеленый свет, всегда мне можно позвонить или на оборот. Почти у 40 % родителей нет возможности к такому виду общения, поэтому применяется письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются отметки, делается запись об опозданиях на уроки и т.д. - дневник ученика. 

5) Также, у каждого классного руководителя есть группа наиболее опытных, инициативных родителей -  классный родительский комитет. В основном способствует установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует  совместные досуговые мероприятия, помогают в подготовке к праздникам, различным делам, в организации экскурсий. Большинство родителей помогают в ремонте и оформлении кабинетов.

6)Главным направлением взаимодействия семьи и учителя начальных классов должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.

Родители моих учеников — частые гости на классных мероприятиях. Это концерты, праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, концерты художественной самодеятельности, конкурсы, соревнования. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. 

Например, можно интересно провести вечер - встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

А теперь вернемся к основной форме – родительские собрания

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от учителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, презентации, видеофильм). Поэтому, родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах:

- во первых, всегда стараемся сделать заранее красочные именные пригласительные. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

- во вторых, кроме обязательных компонентов: (Анализа учебных достижений обучающихся, знакомства родителей с состоянием эмоционального климата в классе (методика цветописи), обсуждения организационных вопросов), в соответствии с темой, обязательно включаю интересные упражнения, тренинги, использую презентации, анкеты, памятки и буклеты, мастер классы и конечно же рефлексию.

Каждую встречу с родителями я стараюсь начинать с какого - то по теме изречения, сказки, притчи или интересного упражнения

Примеры некоторых упражнений:

Упражнение «Стаканы»

  • Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

  • Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

  • Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

  • В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

  • Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть  СЕКРЕТА воспитания.



  • Беседа с родителями

  • - Душа ребенка – это полная чаша Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

  • У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.

  • - Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

  • - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

  • - Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

  • - Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

  • Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

  • Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)

Давайте подведем итог нашей встречи.

Также, в начале собрания интересно проводить тренинги.  Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.. От этого эффективность тренинга возрастает. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать. Родительский тренинг, как правило, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства»,

Практикую такие нетрадиционные формы:


Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы»,

«Круглые столы», нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов: «Поговорим? Поговорим!», «Что делать, если ребёнок говорит «Не хочу!»,. Что стоит за ними», «Детская агрессия», «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», «О разумной родительской любви», « Сила родительского слова»;

Перед круглым столом я прошу детей ответить на вопрос«Что вам запрещают делать родители И результаты читаю на родительском собрании. Как правило прошу родителей подумать и вычеркнуть из этого списка лишнее. Они могут совещаться друг с другом, обсуждать вместе, а только потом отвечать.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. В этот день проводятся уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности,

Педагогическая дискуссия (диспут) . Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

«Идеальные родители – миф или реальность или Родительские ринги – дискуссионная форма общения родителей, которая помогает им задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Темы рингов: «За» и «против» школьной формы», «Плохие привычки – наследственность или влияние общества?», «Поощрение и наказание»,

Родительские ринги– одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Родительские чтения. Они дают возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении: «Как научить ребенка быть самостоятельным?» – по материалам книги М.Коляды «Шпаргалка для родителей», «Мудрость родителей. В чем ее сущность?» – по материалам книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «Тридцать две беседы по семейному воспитанию в школе».

Тематические игры – это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую я практикую в своей работе. Главным направлением сотрудничества является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр. Например: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», «Интеллектуальная игра «Что?, Где?, Когда?», «Сто к одному», различные викторины где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. То, что знает один родитель, другой может не знать

«Душевный разговор» – собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). С родителями проводится анкетирование, устанавливаются причины. Проблема обсуждается со всех сторон с приглашением специалистов. Родителям даются рекомендации

К концу собрания  родителям раздаю листочки. Прошу на

листочках написать мероприятие, которое они хотели бы провести или поучаствовать в нём, или просто посмотреть, пожелания и рекомендации самих родителей,   далее эти листочки скидываются в наш специальный ящик. Данные мероприятия я учитываю во внеклассной работе.

По окончании встречи с родителями в любой форме провожу рефлексию

«Жест дня»

Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

«Рисунок дня»

Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.

«Работа в круге»

Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные ведущим. Это может быть свободная форма высказывания или

выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.


В течение всего времени обучения в классе сохраняется традиция поощрения наиболее активных родителей. Формы поощрения самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, сувениры, изготовленные самими обучающимис

Есть еще интересные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, которые я планирую использовать в дальнейшей работе:


1) совместное создание предметно-развивающей среды;

2) вечера вопросов и ответов: , «Как преодолеть застенчивость и не уверенность ребенка?», «Семья в кризисной ситуации: уйти или остаться?», «Почему учиться трудно?», «Что значит учить ребенка   Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное

3)Совместные собрания вместе с детьми

Я стараюсь проводить собрания живо, интересно, чтобы уходя с родительских собраний, дружеских встреч, бесед родители всегда имели искорку надежды и им хотелось взаимодействовать со школой.

Такая продуманная с родителями работа даёт хорошие результаты. Свое выступление хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского: «Какими бы прекрасными ни были наши школьные учителя, самыми главными « мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются отец и мать. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».