СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся начальной школы»

Методы и приёмы формирования читательской грамотности

обучающихся начальной школы


В современном мире приоритетной задачей школы является воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к грамотному решению практических задач, иначе говоря, функционально грамотной личности. Функциональная грамотность позволяет человеку вступать и поддерживать успешные отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и действовать в ней. Основу функциональной грамотности составляет читательская грамотность. Именно она позволяет человеку успешно ориентироваться в мире информации, интерпретировать и анализировать, применять её в практических ситуациях.

Азы читательской грамотности формируются уже на этапе обучения грамоте в начальной школе. В этот период учитель активно проводит работу над формированием навыка чтения, поскольку у детей, испытывающих трудности в чтении, возникают проблемы с пониманием текста. Для достижения данной цели эффективны следующие приёмы: чтение строчек наоборот, восполнение пропусков букв в словах, чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов и т.д. Эти приёмы помогают формировать у обучающихся навыки чтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его.

Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приёма жужжащего чтения и обязательные читательские пятиминутки на каждом уроке. Можно использовать такие приёмы, как чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, чтение фраз с разной смысловой интонацией, чтение в парах, работа со скороговорками.

Уже в первом классе необходимо работать над формированием начитанности обучающихся. Для этого на уроках организуем выставки прочитанных книг, используем прием «Реклама интересной книги», когда дети делятся мнением о прочитанном и рекомендуют книгу своим одноклассникам. С завершением периода обучения грамоте дети начинают вести читательский дневник, участвуют в конкурсах на лучшего чтеца.

Позднее, во втором классе, дети обучаются и практикуются в разнообразных способах работы с текстом. Они учатся пересказывать, делить текст на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

В третьем и четвёртом классе учитель обучает детей давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, приём «Кубик Блума», составление синквейнов). Для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам, создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности обучающихся. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у ребят хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Можно использовать такие игровые приемы, как «Мим-театр», когда обучающемуся необходимо изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения.

При работе в группах можно использовать приём «Зигзаг», который предполагает работу в четвёрке. Каждому из четвёрки присваивается номер от 1-го до 4-го. Учитель раздаёт тексты, над которыми предстоит работать, объясняет, что к концу работы каждый должен разобраться в тексте, понять его целиком. Но в тексте четыре части. Значит, каждый из четырёх человек должен очень хорошо разобраться со своей частью, а остальные помогут ему понять другие части. Здесь важно не только освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить его ясно, но и услышать и другую точку зрения на текст и уметь при необходимости отстоять свое мнение, приводя аргументы и доводы.

Приём «Крестики-нолики» предполагает работу в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).

Прием «Корзина идей» - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе узнают об изучаемой теме. После прочтения научного текста полезно использовать приём «Создание кластера» - систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. Систематическая, целенаправленная работа учителя над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения, использование разнообразных приёмов работы с текстом позволяет успешно формировать личность читающего ученика.