Методы и приёмы работы по коррекции дисграфии у младших школьников
1. Что такое дисграфия
2. Основные виды дисграфии и приёмы коррекционной работы
Что такое дисграфия
Нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, Слов; неправильное соединение слов в предложении или неправильное их употребление в речи называется дисграфией.
Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме.
За дисграфию очень часто принимают ошибки на письме, которые ребёнок допускает в начале освоения норм языка, когда ученик еще не знает правил (или ленится их выучить).
При патологическом нарушении, ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся.
Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 80% всех случаев у детей младшего школьного возраста и в 60% – у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушения, или общее недоразвитие речи.
Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основами письменной речи, а именно:
1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез.
2. Развитое восприятие.
3. Сформированность двигательной сферы.
4. Способность к саморегуляции.
5. Сформированность абстрактного мышления.
Существуют 3 группы нарушений письма, которые обусловлены возрастной спецификой:
1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
3. Дисграфия. Многочисленные стойкие, повторяющиеся ошибки на письме. Эти ошибки возникают из-за несформированности или нарушения психических функций (двигательных, сенсорных, речевых), обеспечивающих процесс письма.
Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.
Важно помнить , что всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы исключить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.
Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:
- анализирует письменные работы на типичные ошибки;
- изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
- исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
- оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
- проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.
Самые распространённые виды дисграфии и методы коррекционного воздействия
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить его можно по характерным признакам.
Акустическая
Акустическая дисграфия у детей связана с нарушением фонемного распознавания звуков.
Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:
- гласные (голУби-голОби),
- мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа),
- звонкие и глухие (диктанТ-диктанД),
- шипящие и свистящие (маШина-маСина),
- аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер).
При этом отдельные звуки ребёнок произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.
При исправлении (коррекции) акустической дисграфии используют упражнения, которые должны быть направлены на развитие слухового и зрительного внимания, фонематического анализа и синтеза.
Оптическая
Оптическая дисграфия у школьников связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.
Обычно ребёнок на письме:
- добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
- путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
- отрывает элементы букв;
- пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.
В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.
Для коррекции оптической дисграфии используются приёмы конструирования букв из их элементов, различные загадки о буквах.
Сначала дети учатся различать буквы изолированно, затем – в слогах, словах, в предложениях и текстах.
Эти виды работ привлекают как можно больше различных анализаторов (глаза, слух, тактильные ощущения).
Следует уделять внимание работе над дифференциацией оптических образов букв, которые смешиваются. Для лучшего запоминания образов эти буквы следует соотносить с изображением каких-либо предметов или животных.
Корректурные пробы
Конструирование букв
Лабиринты
Лабиринты
Лабиринты
Дермолексия
Взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознает её с закрытыми глазами. Рисовать букву надо на «ведущей» руке, чтобы стимулировать работу ведущего полушария.
Формирование кинетического образа буквы
Чудо-листок
Использование цветных зрительных опор
Белка – хвост вверх
Дятел – хвост вниз
Аграмматическая
Этот вид дисграфии связан с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи и проявляется в том, что ребёнку трудно:
- подбирать синонимы и антонимы и описывать предметы;
- называть несколько действий одного предмета подряд;
- образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
- подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
- составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
- создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
- подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге» вместо «автобус едет по дороге»;
- строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист».
При коррекции аграмматической дисграфии ставится задача сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о структуре предложения.
1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях .
Дрова рубят топор... Сахар кладут в сахар... Поезд ...съехал к станции .
2. Закончить предложения, изменяя слово вода.
Девочка загорает у … . Мальчик выходит из … . Кораблик плавает у … . Рыбак стоит около … . Чайка летит над … .
3. К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.
Например: стул — два ..., пять ...; карандаш - два..., пять ...
4. Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).
Где живет белка? (В дупле).
5. Подобрать предлог в каждом предложении.
Собака живет … (будка). Таня катается … (горка). Лиса выбежала … норы
Машина стоит … (дом).
Грамотно организованная работа по запоминанию правильного написания словарных слов, поможет:
- детям сократить количество ошибок на письме;
- родителям и педагогам разнообразить занятия с ребёнком и обеспечить максимально возможную самостоятельную деятельность детей.
Рефлексия
содержания и деятельности
Очень часто ученики (и даже их родители!) возмущаются: «Ну, подумаешь, ошибки! И что? Мы же не писатели в конце концов…»
Рефлексия
содержания и деятельности
Очень часто ученики (и даже их родители!) возмущаются: «Ну, подумаешь, ошибки! И, что? Мы же не писатели в конце-то концов…»
Отвечайте: «Не дай Вам бог встретить хирурга, который будет оперировать со словами: «А зачем аккуратно зашивать, я ведь не швея в конце-то концов…»
Рефлексия настроения
Как вам удаётся столько успевать и всегда быть в хорошем настроении?
А я просто никогда ни с кем не спорю.
Но ведь это же невозможно!!!
Ну невозможно, значит невозможно.