СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы работы с обучающимися по общеобразовательной программе и с детьми ОВЗ на уроках литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГС с детьми, которые учатся по общеобращовательной программме совместно с обучающимеся ОВЗ. 

Учитель: Организовать урок с учетом двух тем.

Обучающиеся по общеобразоват программе:Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.

Обучаюшиеся ОВЗ:Развивать активную и репродуктивную речь учащихся, умение мыслить; совершенствование навыков выразительной речи; формирование читательской компетентности. Коррекция связной устной речи обучающихся с помощью построения собственных высказываний

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.

  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.

  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.

Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна,

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”. Ответить на вопросы на карточке. (Всему классу)

  2. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.

  3. Пословицы значение

  4. “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.

  5. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).

  6. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).  

  7. Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).

I. Мотивационно-установочный этап

1.   Слово учителя.

а)Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я смотрю на вас и вижу любознательные, умные, пытливые, искрящиеся глаза. А ведь недаром говорят, глаза – зеркало души.  Я рада, что у моих учеников такой  проницательный взгляд.

б)Эмоциональный настрой.

Просмотрите видеооткрытку.

Совсем недавно прошли рождественские праздники, и каждый ребёнок был окружён заботой, получил чудесный сказочный, незабываемый подарок от своих родителей. Какие чувства вы испытываете накануне Рождества?(Чувство радости, ожидание чуда)

  • А вашей жизни происходили чудеса? Какие?

  • А какая профессия способна творить самые великие чудеса?(Врач, доктор)

  • Почему?

  • Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? Какая тема урока?

2. Тема и цели урока.

а)  Ребята сами называют тему урока.  Рассказ И.А Куприна «Чудесный доктор». Сегодня мы станем свидетелями ещё одной рождественской истории. Это время, когда происходят необычные события, сбываются мечты, свершаются судьбы.

б) Совместное целеполагание. 

  • Попробуйте сформулировать цели урока.

Формулирование целей урока для обучающихся:

-Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

-Оценить поступки героев;

-Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;

-Развивать устную речь;

-Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;

-Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Проверка домашнего задания. Что вам было задано на сегодня?( Работа со слайдом 1) Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя. Почему автор называет талант Куприна добрым? (пока дети работают со слайдом, начинается работа с ОВЗ 1)Организац. момент, проверка д/з, задаю вопросы, после даю индивид задание –письменно ответить на вопросы)

Кто готов ответить на вопросы? Есть ли отсутствующие на уроке?

II. Организационно-деятельностный этап

1.Слово учителя.

  • Запишите в тетради тему нашего урока (2 слайд)

  • Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь  этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Трагедия в их семье была настолько сильна, что сам  хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо.

2. Вопрос к классу:

  • Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?(Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

  • С чего начинается рассказ? Давайте перенесемся в семью Мерцаловых, представим, как трудно им приходилось, какие чувства испытывали главные герои. (4 слайд, каморка, плач младенца)

Театральная постановка.  

  • Какие чувства вызвала у вас эта сцена? Смогли ребята передать сложность ситуации? Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали. (…закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).

  • Как  вы думаете, почему семья попала в беду?

  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.

  • “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?

(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).

  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?

(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).

  • Что его остановило?

(Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).

  • Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?

  • Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного? ( Пока дети ищут эпитеты 2) Работа с ОВЗ, выборочное чтение)

(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).

  • Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).

  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).

  • Что последовало за этим?

(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).

  • Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

  • Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

  • Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

  • Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

(Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).

  • Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).

  • Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?

(Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

IV. Рефлексивно-оценочный этап:

1. Что означает слово “милосердие”?(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Нужно ли быть милосердным и почему? Какие выводы вы сделали сегодня на уроке? Да, великие личности вершат  великие дела. И знайте, человека запоминают по его делам. И важно, чтобы в вашем сердце разгорались яркие искры любви и сострадания. Тогда каждый из вас станет личностью.

Итоговая творческая работа (домашнее задание). ( на слайде) работа с ОВЗ заключительный этап-задаю вопросы, д/з)

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?

  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?

  3. В какие чудеса следует верить людям?

V. Подвожу итоги, озвучиваю отметки








Передаем слово самому Николаю Ивановичу Пирогову:

« Меня зовут Николай Иванович Пирогов…Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа , все случай…Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин…О. это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824г., стал студентом Московского университета. Нелегким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог : а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.



Пословицы

За доброго человека сто рук.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Доброе дело питает и душу, и тело.

Делай другим добро, будешь сам без обиды.

Доброе слово лечит, злое-калечит.

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.

























Тема: Сказка Х.-К.Андерсена «Снежная королева»

Цель: Изучить сказку Х.-К. Андерсена «Снежная королева», привлечь внимание к проблеме ценности крепкой дружбы и самоотверженной любви, силе, победить которую не сможет даже волшебство.

Задачи:

Познакомить учащихся с главой сказки «Кай и Герда».

Развивать активную и репродуктивную речь учащихся, умение мыслить; совершенствование навыков выразительной речи; формирование читательской компетентности. Коррекция связной устной речи обучающихся с помощью построения собственных высказываний, составления рассказа на заданную тему; коррекция и развитие воображения, слуховых и зрительных восприятий, мыслительной деятельности через умение анализировать и оценивать поведение героев.

Воспитывать силу воли, силу духа, решительность, умение оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

Ход урока.

1.Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Проверка домашнего задания

- Фронтальная беседа по вопросам:

-Ребята, мы прочитали I и II главу сказки “ Снежная королева», давайте

ответим на вопросы.

1. Каким свойством обладало зеркало, сделанное злым троллем? ( Все

прекрасное уменьшалось, а все безобразное увеличивалось).

2. Что случалось с людьми, к которым в глаз или сердце попадал осколок

волшебного зеркала? ( Человек с таким осколком в глазу начинал видеть все

навыворот и замечать в каждой вещи лишь одно плохое).

3. Расскажите о том, как дружили Кай и Герда? (Мальчик и девочка ходили

друг к другу в гости по крыше, сидели на скамеечке под розами, весело

играли).

4. Что рассказала детям бабушка о Снежной королеве? (Снежинки окружают

ее густым роем, но она больше их всех и никогда не остается на земле –

всегда носится на черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским

улицам и заглядывает в окошки; вот оттого-то они и покрываются ледяными

узорами, словно цветами ).

5. Как произошла встреча Кая с прекрасной ледяной женщиной? ( Глаза ее

сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. Она кивнула

мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула;

мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу ).

Какие душевные (внутренние) качества отразились в облике Снежной королевы?

Ответ: равнодушие, жестокость, властолюбие.

- Как мы покажем, что снежная королева была высокомерной особой?

Ответ: она жила над миром людей, смотрела на них свысока

Вторичное восприятие текста

1.Выборочное чтение:

-Эпизод о том…..

“Чтение с остановками”

(способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить варианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию).

- Составление плана главы

3. Заключительный этап

- Вывод

- Ребята, с какой сказкой мы сегодня начали знакомство? ( Со сказкой

«Снежная королева».

- Ребята, кто автор этой сказки? ( Х.-К. Андерсен.)

- Ребята, как звали главных героев сказки? ( Кай и Герда).

- Домашнее задание

-Ребята, к следующему уроку прочитайте 3 главу сказки.

-Оценка работы учащихся

- Ребята, вы сегодня на уроке хорошо поработали, молодцы!

Выставить оценки детям. Д/з –написать мини отзыв «Кто из героев сказки вам понравился больше всего?»


Просмотр содержимого презентации
«prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_2 (1)»

Знакомимся с писателем «Добрый талант…» Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети. При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы. Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор». Михайлов О. М.

Знакомимся с писателем

«Добрый талант…»

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети.

При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».

Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы.

Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».

Михайлов О. М.

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Рассказ А. И. Куприна

«Чудесный доктор»

Мерцалов умышленно отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки… В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас …передал свою историю…

Мерцалов умышленно отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки…

В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас …передал свою историю…

И.Е. Репин. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов  с сыновьями. 1850 г.

И.Е. Репин.

Портрет хирурга Н.И. Пирогова.

Николай Иванович Пирогов

с сыновьями. 1850 г.

Домашнее задание: Напишите сочинение на одну из тем:

Домашнее задание:

Напишите сочинение на одну из тем:

  • Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
  • Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?
  • В какие чудеса следует верить людям?