В одной секунде видеть –
вечность,
Огромный мир –
в зерне песка,
В единой капле –
бесконечность.
И небо –
в чашечке цветка.
Уильям Блейк
- Строение растений изучает наука:
- анатомия;
- бактериология;
- ботаника;
- зоология.
- Живую природу изучает наука:
- геология;
- биология;
- математика;
- история.
- Ботаника
- Астрономия
- Физика
- Физиология
- Химия
- Микология
- Животных изучает наука - … .
- Растения изучает наука - … .
- Всё живое изучает наука - … .
- Вещества и их превращения изучает наука - ….
- Электричество изучает наука - … .
- Небесные тела изучает наук - … .
Задачи урока:
- Познакомиться с основными методами исследования в биологии.
- Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
«МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ»
Метод (от греческого « методос » - способ познания) – путь исследования
Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи
Задача
- Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки клевера?
- Предложите план своих действий.
Шмель – опылитель клевера
Методы исследования
Наблюдение
Измерение
Эксперимент
Сравнение
Описание
Наблюдение
восприятие природных
объектов или явлений с помощью
органов чувств.
Помогут наблюдению:
1 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная труба
Вопрос
- Проснувшись утром, сын сказал маме, что он заболел.
- Что делает мама, чтобы убедиться в болезни сына?
Измерение
фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов
Помогут измерению:
Задача
Перед вами вещества: соль, мука, крахмал,
песок речной, глина.
Определите: какие из них нерастворимы в воде.
Ваши действия.
Эксперимент
наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях.
Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.
Описание
Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений
Сравнение
- сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий
Наблюдение Эксперимент
Проверенные результаты
Научный факт
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы,
Вы вдруг полетели!
Теперь в океане
дельфином плывете.
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Наблюдение за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных.
От греческих слов «файно » - являю «логос» - наука
Жан Анри Фабр
Жан Анри Фабр французский энтомолог и писатель. В 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. В 1871 был отстранен от преподавания и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. Когда Фабру было уже 55 лет, он приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе. Фабр превратил эту землю в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. В 1878 ученый начал публиковать результаты исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики. Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание в научном мире. Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции.
Карл Линней
Карл Линне́й — шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений — более десяти тысяч) и большое число видов животных.
Член Королевской академии наук Швеции (с 1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (с 1762) и ряда других научных обществ и академий.
Чарльз Роберт Дарвин
Чарлз Ро́берт Да́рвин (1809—1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.
Владимир Иванович Вернадский
Вернадский Влади́мир Ива́нович — выдающийся русский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.
Лауреат Сталинской премии I степени.
Рефлексия
- Что нового я узнал (а) на уроке?
- Понравился ли урок?
- Захотелось ли изучать природу
доступным вам методами?
П. 2. Читать пересказывать.
Рабочая тетрадь.
Фенологические наблюдения.
Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика.
- ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
- 1. Масса
- 2. Длина
- 3. Время
- 4. Скорость
- 5. Температура
- ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
- А. Сантиметр (см) Б. Час (ч) В. Градус Цельсия ( 0 С)
- Г. Грамм (г)
- Д. Километров в час (км/ч)
Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Эксперимент
- Наблюдение
- Измерение
ПРИМЕРЫ
- определение температуры кипения подсолнечного масла
- голый слизень (моллюск) медленно ползёт по листу капусты
- для получения высокого урожая капусты в почву вносят азотные удобрения