СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы исследования в биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для 5 класса. С проверочными заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Методы исследования в биологии»

В одной секунде видеть –    вечность, Огромный мир –    в зерне песка, В единой капле –    бесконечность. И небо –      в чашечке цветка.  Уильям Блейк

В одной секунде видеть –

вечность,

Огромный мир –

в зерне песка,

В единой капле –

бесконечность.

И небо –

в чашечке цветка.

Уильям Блейк

 Строение растений изучает наука: анатомия; бактериология; ботаника; зоология. Живую природу изучает наука: геология; биология; математика; история.
  • Строение растений изучает наука:
  • анатомия;
  • бактериология;
  • ботаника;
  • зоология.
  • Живую природу изучает наука:
  • геология;
  • биология;
  • математика;
  • история.
Ботаника Астрономия Физика Физиология Химия Микология
  • Ботаника
  • Астрономия
  • Физика
  • Физиология
  • Химия
  • Микология
 Животных изучает наука - … .  Растения изучает наука - … .  Всё живое изучает наука - … .  Вещества и их превращения изучает наука - ….  Электричество изучает наука - … .  Небесные тела изучает наук - … .
  • Животных изучает наука - … .
  • Растения изучает наука - … .
  • Всё живое изучает наука - … .
  • Вещества и их превращения изучает наука - ….
  • Электричество изучает наука - … .
  • Небесные тела изучает наук - … .
Задачи урока: Познакомиться с основными методами исследования в биологии. Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.

Задачи урока:

  • Познакомиться с основными методами исследования в биологии.
  • Развивать умение самостоятельно изучать природу при помощи различных методов.
«МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ» Метод (от греческого « методос » - способ познания) – путь исследования  Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи

«МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ»

Метод (от греческого « методос » - способ познания) – путь исследования

Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи

Задача Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки клевера? Предложите план своих действий.

Задача

  • Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки клевера?
  • Предложите план своих действий.
Шмель – опылитель клевера

Шмель – опылитель клевера

Методы исследования Наблюдение Измерение Эксперимент Сравнение Описание

Методы исследования

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Сравнение

Описание

Наблюдение восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.

Наблюдение

восприятие природных

объектов или явлений с помощью

органов чувств.

Помогут наблюдению: 1 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная труба

Помогут наблюдению:

1 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная труба

Вопрос    Проснувшись утром, сын сказал маме, что он заболел. Что делает мама, чтобы убедиться в болезни сына?

Вопрос

  • Проснувшись утром, сын сказал маме, что он заболел.
  • Что делает мама, чтобы убедиться в болезни сына?
Измерение   фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов

Измерение

фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов

Помогут измерению:

Помогут измерению:

Задача Перед вами вещества: соль, мука, крахмал, песок речной, глина. Определите: какие из них нерастворимы в воде. Ваши действия.

Задача

Перед вами вещества: соль, мука, крахмал,

песок речной, глина.

Определите: какие из них нерастворимы в воде.

Ваши действия.

Эксперимент наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

Эксперимент

наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.

Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.

Описание Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений

Описание

Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений

Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий

Сравнение

- сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий

Наблюдение Эксперимент Проверенные результаты  Научный факт

Наблюдение Эксперимент

Проверенные результаты

Научный факт

Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы,  Вы вдруг полетели! Теперь в океане  дельфином плывете. Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело!

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы,

Вы вдруг полетели!

Теперь в океане

дельфином плывете.

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Наблюдение за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных. От греческих слов «файно » - являю «логос» - наука

Наблюдение за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных.

От греческих слов «файно » - являю «логос» - наука

Жан Анри Фабр Жан Анри Фабр французский энтомолог и писатель. В 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. В 1871 был отстранен от преподавания и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. Когда Фабру было уже 55 лет, он приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе. Фабр превратил эту землю в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. В 1878 ученый начал публиковать результаты исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики. Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание в научном мире. Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции.

Жан Анри Фабр

Жан Анри Фабр французский энтомолог и писатель. В 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. В 1871 был отстранен от преподавания и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. Когда Фабру было уже 55 лет, он приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе. Фабр превратил эту землю в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. В 1878 ученый начал публиковать результаты исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики. Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание в научном мире. Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции.

Карл Линней Карл Линне́й  — шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений — более десяти тысяч) и большое число видов животных. Член Королевской академии наук Швеции (с 1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (с 1762) и ряда других научных обществ и академий.

Карл Линней

Карл Линне́й  — шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений — более десяти тысяч) и большое число видов животных.

Член Королевской академии наук Швеции (с 1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (с 1762) и ряда других научных обществ и академий.

Чарльз Роберт Дарвин Чарлз Ро́берт Да́рвин (1809—1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

Чарльз Роберт Дарвин

Чарлз Ро́берт Да́рвин (1809—1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

Владимир Иванович Вернадский Вернадский Влади́мир Ива́нович  — выдающийся русский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.

Владимир Иванович Вернадский

Вернадский Влади́мир Ива́нович  — выдающийся русский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.

Лауреат Сталинской премии I степени.

Рефлексия Что нового я узнал (а) на уроке? Понравился ли урок? Захотелось ли изучать природу  доступным вам методами?

Рефлексия

  • Что нового я узнал (а) на уроке?
  • Понравился ли урок?
  • Захотелось ли изучать природу

доступным вам методами?

П. 2. Читать пересказывать.  Рабочая тетрадь. Фенологические наблюдения.

П. 2. Читать пересказывать.

Рабочая тетрадь.

Фенологические наблюдения.

Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика.   ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ 1. Масса 2. Длина 3. Время 4. Скорость 5. Температура ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ А. Сантиметр (см) Б. Час (ч) В. Градус Цельсия ( 0 С) Г. Грамм (г) Д. Километров в час (км/ч)

Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика.

  • ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
  • 1. Масса
  • 2. Длина
  • 3. Время
  • 4. Скорость
  • 5. Температура
  • ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
  • А. Сантиметр (см) Б. Час (ч) В. Градус Цельсия ( 0 С)
  • Г. Грамм (г)
  • Д. Километров в час (км/ч)

Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика   МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Эксперимент Наблюдение Измерение ПРИМЕРЫ определение температуры кипения подсолнечного масла голый слизень (моллюск) медленно ползёт по листу капусты для получения высокого урожая капусты в почву вносят азотные удобрения

Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Эксперимент
  • Наблюдение
  • Измерение

ПРИМЕРЫ

  • определение температуры кипения подсолнечного масла
  • голый слизень (моллюск) медленно ползёт по листу капусты
  • для получения высокого урожая капусты в почву вносят азотные удобрения