СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы коррекции агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрена методика коррекции агрессивного поведения детй с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Методы коррекции агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями»

Эффективные методы коррекции агрессивности детей с интеллектуальными нарушениями.

Бумаготерапия является достаточно доступным и увлекательным методом, даже для умственно отсталых детей. Плюс ее в том, что с основным материалом – бумагой – можно совершать множество действий: мять, рвать, склеивать, резать и т.д. По мере освоения действий задания усложняются и не перестают заинтересовывать детей.

Изотерапия в работе с агрессивными умственно отсталыми детьми ценна тем, что дает возможность детям выражать в невербальной форме свои эмоции и переживания, что для детей более доступно. Кроме того, рисование позволяет ребенку выплеснуть агрессию на бумагу. Как считает А.И. Захаров, рисование – это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях [1]. Много может сказать так же и характеристика рисунка – сила нажима на карандаш, цветовая гамма.

Метод лепки (из пластилина, глины, соленого теста) очень важен для выплеска эмоционального и физического напряжения. Он способствует повышению уверенности в себе, формированию интереса к исследовательской деятельности и стимулированию познавательной потребности.

Рисование цветным рисом представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка. Этот метод позволяет избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствует снятию напряжения, тревожности и фобий. Цветной рис является необычным, ярким красочным материалом, тем самым привлекая детей к деятельности и проявлению творческих способностей. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии ребенка (рассказ о готовом рисунке, сочинение истории, раскрывающий смысл рисунка). С помощью данного материала мы создавать целые картины на подносе с рисом, а затем и самим рисом, приклеивая его на основу (бумагу).

Данный метод позволяет:

- проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;

- отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;

- изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

- способствует регрессу ребенка к прошлому опыту с целью повторного переживания определенных жизненных ситуаций и освобождения.

Сочинение историй способствует освобождению от многих переживаний и осознанию внутреннего конфликта, побуждает к самоизменению и самореализации. Вербализация внутренних переживаний ребенка во многом ведет к освобождению от этих переживаний. Разумеется, сочинение для ребенка с интеллектуальными нарушениями процесс, представляющий сложность. Еще раз подчеркнём, что состав их неоднороден, и есть ребята, для которых именно такой метод терапии оказалось наиболее эффективным. На начальном этапе работы экспериментатор начинал историю, и также продолжал её, но с помощью детей, затем вклад детей в создание истории увеличивался. На последующих занятиях подразумевается, что дети сами смогут создавать рассказы от начала до конца. Если окончание истории ребенка будет отрицательным, содержащим агрессивные элементы, то следует спросить других детей о том, какой могла бы быть еще данная часть истории, или предлагали свой ответ, содержащий альтернативные решения. Истории предлагалось начинать со слов: «Однажды...», «Давным- давно...», «Когда-то...», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него напряжение.

Так же в качестве дополнительных методов использовались: релаксационные упражнения, которые способствовали уменьшению гиперактивности, внутренней и эмоциональной напряженности, физической разгрузки, как предпосылок агрессивных актов; рефлексия – отработка навыков реакции собственных эмоциональных состояний с целью обучения детей дифференциации, рефлексии, фиксации, контролю и вербализации эмоциональных состояний; психогимнастика способствовала овладению навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, положительному настою на занятия и положительным взаимоотношениям между участниками группы.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

1) Вводная часть (3-5 минут) занятия включает в себя ритуал знакомства, приветствия, создание положительного настроя на занятие, установление эмоционального контакта с детьми и планирование деятельности занятия.

2) Основная часть (25-30 минут) занимает большую часть занятия, отвечает главной цели и выполняет основные коррекционно-развивающие задачи. Она ориентирована на расширение сферы осознания эмоций и переживаний, нахождение конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях и осознание собственных мотивов поведения, развитие творческого воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

3) Заключительная часть (3-5 минут) направлена на подведение итогов, снятие эмоционального и мышечного напряжения, закрепление выработанных в течение занятия знаний и умений, условия для переноса этих знаний и умений в реальные отношения.

Занятия строились на принципах полного безоценочного принятия ребенка, уважительного отношения, установления доброжелательных отношений. В ходе работы часто возникала необходимость многократного проговаривания, повторения инструкций. Из занятия в занятие закрепляли упражнения, разобранные на предыдущих этапах деятельности. Педагогам в процессе обучающего семинара были даны рекомендации использовать примеры из изучаемых терапевтических сказок, в ходе ежедневного воспитательного процесса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!