Название метода (технологии) | Автор (ы) метода | Возраст детей, группа РАС | Целевое назначение метода | Проблемы развития, при которых может применяться (в поведении, эм.сфере, коммуникации и т.д.) | Сущностная характеристика метода (технологии) | Кто из специалистов реализует | Как метод может быть включен в учебный процесс (привести примеры) | Положительные стороны применения метода | Недостатки применения метода | Условия применения метода (технологии) |
Сенсорная интеграция | Американским психологом и эрготерапевтом Джин Айрес | Метод сенсорной интеграции предназначен для коррекции поведенческих нарушений и трудностей обучения у детей с легкой и средней степенью тяжести психофизических нарушений. С рождения. | Целью использования метода сенсорной интеграции является предоставление ребенку такого количества сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов и их упорядочивание, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. | Занятия по методу сенсорной интеграции могут решить следующие задачи: помочь в регуляции состояния ребенка (активизация, если у ребенка сниженный общий тонус, либо снижение возбудимости, если ребенок склонен к чрезмерному общему возбуждению); стимулировать речевое развитие (благодаря активизирующему влиянию вестибулярной системы на речевые зоны); развить крупную и мелкую моторику, координацию, баланс; преодолеть некоторые страхи; усилить произвольную регуляцию деятельности и внимания (способность планировать свои действия и последовательно реализовывать задуманное). | Дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра — в виде сенсорных защит или в виде сенсорной аутостимуляции. Поняв, с какими поведенческими проявлениями и их причинами мы имеем дело, мы выбираем конкретные инструменты сенсорной интеграции. | Логопеды, дефектологи нейропсихологи, психологи, эрготерапевты. | Тактильная интеграция. Использование материалов с текстурой, таких как алфавитные карточки с покрытием, письмо букв пальцами по песку, создание алфавитных предметов с использованием пластилина или других тактильных материалов. Это помогает развить тактильную чувствительность и связать движения пальцев с формой и текстурой букв. Вестибулярная интеграция. Создание изображения руками в форме букв, игровые активности, где дети должны двигаться и находить буквы в пространстве. Это помогает связать движение с формой букв, что усиливает знания об алфавите. | 1.Улучшение развития в области крупной и мелкой моторики. 2.Развитие внимания и концентрации. 3.Улучшение зрительных и слуховых способностей. 4.Повышение самосознания и самооценки. 5.Уменьшение стресса и тревожности у ребёнка. 6. Помощь в регуляции состояния ребенка. 7.Стимулирует речевое развитие. 8. Развивает крупную и мелкую моторику, координацию, баланс. 9. Преодолевает некоторые страхи. 10. Усиливает произвольную регуляцию деятельности и внимания (способность планировать свои действия и последовательно реализовывать задуманное). | 1.Перегрузка мозга слишком большим количеством чувственной информации. Это может проявляться как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного и тактильного контактов, боязнь запахов, высоты. 2.Снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. При дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью у ребёнка может наблюдаться особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве. 3.Атипичные поведенческие проявления. | 1. Хорошо организованное пространство. 2. Наличие оборудования, обеспечивающего сенсорные ощущения. 3. Индивидуальный подход. Отсутствие принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него. |
Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений. | Данный подход развивался в работах В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской | Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений можно применять с раннего возраста, в том числе в период с рождения до трёх лет. Этот метод подходит для разных групп детей с расстройствами аутистического спектра. | Цель использования уровневого подхода к коррекции эмоций — помочь детям достичь максимально возможной гармонии в эмоциональных взаимоотношениях с окружающим миром, отладить систему базальной эмоциональной регуляции так, чтобы она наиболее естественно организовывалась социальными воздействиями. | Подход ориентирован на работу с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями эмоционального развития. Чаще всего используется при занятиях с детьми, с расстройствами аутистического спектра. В то же время метод может быть частично применим и в случае с детьми с множественными нарушениями, у которых отмечаются аффективные расстройства: страхи, агрессия и самоагрессия, эмоциональная пресыщаемость и истощаемость в контактах с внешним миром, отсутствие самих способов этого контакта и замена их аутостимуляторными действиями, эмоциональная дезорганизованность. | Уровневый подход исходит из того, что в основе всей психической деятельности ребенка лежит сложно организованная многоуровневая система регуляции эмоций, которая обеспечивает единый процесс его адаптации и регуляции поведения. У каждого уровня аффективной регуляции есть своя смысловая задача, свой механизм регуляции, вклад в общую тоническую регуляцию. Они не могут подменять друг друга, а ослабление или усиление функционирования одного из них, выпадение механизмов одного из уровней приводит к трудностям в адаптации. Работа в уровневом подходе сосредоточена на установлении с ребенком эмоционального контакта за счет привычных для него приятных впечатлений, подбора адекватной аффективной стимуляции и эмоционального взаимодействия с ним на основе доступных ему уровней. Подход предполагает одновременно развитие и базовых механизмов эмоциональной регуляции, и освоение ребенком способов приспособления к окружающему. | Психологи. | 1. Создание особой среды. Она помогает ребёнку чувствовать себя комфортно, а психологу — находить возможности для взаимодействия с ним. 2.Наблюдение за особенностями поведения. Учителю нужно понимать, какие стимулы (инструкции, задания, ситуации) могут спровоцировать аффективные вспышки, негативные реакции и реакции отказа от деятельности. 3.Поддержание единого алгоритма урока. 4.Использование визуального расписания. Оно поможет ребёнку чётко понимать: сколько заданий будет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. | 1. Индивидуализация коррекционной работы. Для каждого ребёнка подбираются свои приёмы. 2. Глубокая проработанность вопросов установления эмоционального контакта. Специалист, наблюдая за деятельностью ребёнка, оценивает его возможности и выбирает соответствующий уровень взаимодействия. 3.Стремление к гармоническому развитию личности. В ходе коррекции снижается уровень тревожности и страхов, активно начинает развиваться творчество. 4.Элементы эмоционально-уровневого подхода в учебном процессе могут быть включены через использование наглядности. | При глубокой патологии аффективной сферы использование этого подхода иногда не приносит значительных изменений в общую картину нарушений развития. | 1. Наличие специалистов, владеющих методиками работы в рамках подхода. 2. Объём предполагаемой работы. Например, начинать развёрнутую поведенческую терапию при количестве занятий, меньшем, чем 15–20 часов индивидуальной работы в неделю. 3.Возможность организовать пространственную среду. Нужно иметь возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать подходящие материалы и пособия. |