СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными методами в коррекционной работе с детьми с расстройсвом аутистического спектра являются 2  метода: "Сенсорная интеграция"  и "Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений".

В методе «Сенсорная интеграция»  задействуются все сенсорные системы, что наиболее актуально для детей с РАС. Также этот метод подходит для детей с тяжёлыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями

Эмоционально-волевая сфера детей с РАС отличается и имеет такие особенности, как страхи, неадекватность поведения, уход от общения, в том числе, и с близкими людьми, агрессивность и негативизм. Эти особенности затрудняют формирование у детей с РАС учебного поведения и учебной деятельности.

Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений, наиболее подходит для детей с РАС, так как он может улучшить эмоционально-волевую сферу, а также применим для всех групп детей с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Методы коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра.»

«Методы коррекционной помощи детям с РАС»


Название метода (технологии)

Автор (ы) метода

Возраст детей, группа РАС

Целевое назначение метода

Проблемы

развития, при

которых

может

применяться

(в поведении,

эм.сфере,

коммуникации

и т.д.)

Сущностная характеристика метода (технологии)

Кто из специалистов реализует

Как метод может быть включен в учебный процесс (привести примеры)

Положительные стороны применения метода

Недостатки применения метода

Условия применения метода (технологии)

Сенсорная интеграция

Американским психологом и эрготерапевтом Джин Айрес

Метод сенсорной интеграции предназначен для коррекции поведенческих нарушений и трудностей обучения у детей с легкой и средней степенью тяжести психофизических нарушений. С рождения.

Целью использования метода сенсорной интеграции является предоставление ребенку такого количества сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов и их упорядочивание, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.

Занятия по методу сенсорной интеграции могут решить следующие задачи:


  1. помочь в регуляции состояния ребенка (активизация, если у ребенка сниженный общий тонус, либо снижение возбудимости, если ребенок склонен к чрезмерному общему возбуждению);

  2. стимулировать речевое развитие (благодаря активизирующему влиянию вестибулярной системы на речевые зоны);

  3. развить крупную и мелкую моторику, координацию, баланс;

  4. преодолеть некоторые страхи;

  5. усилить произвольную регуляцию деятельности и внимания (способность планировать свои действия и последовательно реализовывать задуманное).

Дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра — в виде сенсорных защит или в виде сенсорной аутостимуляции. Поняв, с какими поведенческими проявлениями и их причинами мы имеем дело, мы выбираем конкретные инструменты сенсорной интеграции.

Логопеды, дефектологи нейропсихологи, психологи, эрготерапевты.

Тактильная интеграция. Использование материалов с текстурой, таких как алфавитные карточки с покрытием, письмо букв пальцами по песку, создание алфавитных предметов с использованием пластилина или других тактильных материалов. Это помогает развить тактильную чувствительность и связать движения пальцев с формой и текстурой букв. 


Вестибулярная интеграция. Создание изображения руками в форме букв, игровые активности, где дети должны двигаться и находить буквы в пространстве. Это помогает связать движение с формой букв, что усиливает знания об алфавите.

  • 1.Улучшение развития в области крупной и мелкой моторики. 

  • 2.Развитие внимания и концентрации. 

  • 3.Улучшение зрительных и слуховых способностей. 

  • 4.Повышение самосознания и самооценки. 

5.Уменьшение стресса и тревожности у ребёнка.

6. Помощь в регуляции состояния ребенка.

7.Стимулирует речевое развитие.

8. Развивает крупную и мелкую моторику, координацию, баланс.

9. Преодолевает некоторые страхи.

10. Усиливает произвольную регуляцию деятельности и внимания (способность планировать свои действия и последовательно реализовывать задуманное).

  • 1.Перегрузка мозга слишком большим количеством чувственной информации. Это может проявляться как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного и тактильного контактов, боязнь запахов, высоты.

  • 2.Снижение чувствительности к сенсорным раздражителям.

  • При дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью у ребёнка может наблюдаться особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве.

  • 3.Атипичные поведенческие проявления.


1. Хорошо организованное пространство. 

2. Наличие оборудования, обеспечивающего сенсорные ощущения.

3. Индивидуальный подход. Отсутствие принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него.


Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений.

Данный подход развивался в работах В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской

Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений можно применять с раннего возраста, в том числе в период с рождения до трёх лет.


Этот метод подходит для разных групп детей с расстройствами аутистического спектра.

Цель использования уровневого подхода к коррекции эмоций — помочь детям достичь максимально возможной гармонии в эмоциональных взаимоотношениях с окружающим миром, отладить систему базальной эмоциональной регуляции так, чтобы она наиболее естественно организовывалась социальными воздействиями.

Подход ориентирован на работу с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями эмоционального развития. Чаще всего используется при занятиях с детьми, с расстройствами аутистического спектра. В то же время метод может быть частично применим и в случае с детьми с множественными нарушениями, у которых отмечаются аффективные расстройства: страхи, агрессия и самоагрессия, эмоциональная пресыщаемость и истощаемость в контактах с внешним миром, отсутствие самих способов этого контакта и замена их аутостимуляторными действиями, эмоциональная дезорганизованность.

Уровневый подход исходит из того, что в основе всей психической деятельности ребенка лежит сложно организованная многоуровневая система регуляции эмоций, которая обеспечивает единый процесс его адаптации и регуляции поведения.


У каждого уровня аффективной регуляции есть своя смысловая задача, свой механизм регуляции, вклад в общую тоническую регуляцию. Они не могут подменять друг друга, а ослабление или усиление функционирования одного из них, выпадение механизмов одного из уровней приводит к трудностям в адаптации.



Работа в уровневом подходе сосредоточена на установлении с ребенком эмоционального контакта за счет привычных для него приятных впечатлений, подбора адекватной аффективной стимуляции и эмоционального взаимодействия с ним на основе доступных ему уровней. Подход предполагает одновременно развитие и базовых механизмов эмоциональной регуляции, и освоение ребенком способов приспособления к окружающему.

Психологи.

  • 1. Создание особой среды.

  • Она помогает ребёнку чувствовать себя комфортно, а психологу — находить возможности для взаимодействия с ним.

  • 2.Наблюдение за особенностями поведения. Учителю нужно понимать, какие стимулы (инструкции, задания, ситуации) могут спровоцировать аффективные вспышки, негативные реакции и реакции отказа от деятельности. 

  • 3.Поддержание единого алгоритма урока.

  • 4.Использование визуального расписания. Оно поможет ребёнку чётко понимать: сколько заданий будет на уроке, какая последовательность заданий, когда перерыв. 


1. Индивидуализация коррекционной работы.

Для каждого ребёнка подбираются свои приёмы.


2. Глубокая проработанность вопросов установления эмоционального контакта. Специалист, наблюдая за деятельностью ребёнка, оценивает его возможности и выбирает соответствующий уровень взаимодействия.

  • 3.Стремление к гармоническому развитию личности. В ходе коррекции снижается уровень тревожности и страхов, активно начинает развиваться творчество. 

4.Элементы эмоционально-уровневого подхода в учебном процессе могут быть включены через использование наглядности. 


При глубокой патологии аффективной сферы использование этого подхода иногда не приносит значительных изменений в общую картину нарушений развития.

  • 1. Наличие специалистов, владеющих методиками работы в рамках подхода. 

  • 2. Объём предполагаемой работы. Например, начинать развёрнутую поведенческую терапию при количестве занятий, меньшем, чем 15–20 часов индивидуальной работы в неделю.

3.Возможность организовать пространственную среду. 

Нужно иметь возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать подходящие материалы и пособия. 



Я считаю, что выбранные мною 2 метода (Сенсорная интеграция и Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений) больше всего эффективны в коррекционной работе детей с РАС.

В методе «Сенсорная интеграция» задействуются все сенсорные системы, что наиболее актуально для детей с РАС. Также этот метод подходит для детей с тяжёлыми когнитивными и нейрофизиологическими отклонениями

Эмоционально-волевая сфера детей с РАС отличается и имеет такие особенности, как страхи, неадекватность поведения, уход от общения, в том числе, и с близкими людьми, агрессивность и негативизм. Эти особенности затрудняют формирование у детей с РАС учебного поведения и учебной деятельности.

Элементы уровневого подхода к коррекции эмоциональных нарушений, наиболее подходит для детей с РАС, так как он может улучшить эмоционально-волевую сферу, а также применим для всех групп детей с РАС.