Просмотр содержимого документа
«Методы научного познания»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»
Выполнила учитель:
Калашко Елена Евгеньевна
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения .
- Различают два уровня научного познания:
- Эмпирического и
- Теоретического
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Эмпирический уровень научного познания характеризуется исследованием реально существующих объектов.
- осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путём измерения, экспериментов .
- Первичная систематизация полученных знаний в виде таблиц, схем, графиков .
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Теоретический уровень научного исследования осуществляется на логической ступени познания.На этом этапе происходит выявление:
- наиболее глубоких, существенных сторон,
- связей,
- закономерностей, присущих изучаемым объектам,
где результатом теоретического познания становятся:
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Эмпирические и теоретические уровни познания и взаимосвязаны между собой .
- К одному и другому методу относятся:
- Обобщение и абстрагирование
- Аналогия, анализ и синтез
- Индукция (умозаключение от менее общего знания к более общему) и дедукция( вывод по правилам логики )
- Исторический и логический методы
- Математические методы
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- В учебном исследовании могут применяться различные методы научного познания, рассмотрим некоторые из них:
- Наблюдение – процесс опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
- Любые наблюдения, результаты опытов должны быть документированы.
- Наблюдения осуществляют по следующему алгоритму:
- 1) определение цели наблюдения
- 2) выбор объекта наблюдения
- 3) выбор способов достижения цели наблюдения
- 4) выбор способа регистрации полученной информации
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения.
Преимущества :
- 1) в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно
- 2) Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях
- 3) повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Измерение представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения.
- Ценность метода заключается в том, что он даёт точные, количественно определённые сведения об окружающем мире.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений –
- органические и неорганические системы,инженерные устройства
разнообразных процессов –
- физических и химических, биологических, социальных и других
- Конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик
- Рационализации способов их построения управления ими и т.п.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Моделирование, примеры :
- 1) Демокрит и Эпикур – модель атома и формы их соединения;
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- 2) Кеплер – геометрическая модель солнечной системы
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Виды моделей:
1)Мысленное (идеальное) моделирование , относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.
2) Физическое моделирование, характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом. Имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу.
3) Символическое (знаковое) моделирование – относятся разнообразные топологические и графические представления в виде графиков, номограмм (графическое представление функции от нескольких переменных), схем, в виде химической символики или соотношение элементов во время химических реакций исследуемых объекто в
4) Численное моделирование на компьютере – основано на ранее созданной математической модели изучаемого объекта.. Применяется в случае больших объёмов вычислений, необходимых для исследования данной модели.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Сравнение – один из наиболее распространённых методов познания.
- Отсюда говорится,
- что «всё познаётся в сравнении».
Метод позволяет:
- установить сходство
- и различие предметов и явлений .
- выявляет общее, повторяющееся в явлениях
Является серьёзным шагом:
- к познанию закономерностей
- и законов окружающего нас мира.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Синтез – играет ведущую роль в исследовании. Позволяет:
- соединить части в целое,
- воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое , взаимодействующее с составными частями.
Анализ – заключается
- в разложении изучаемого на единицы
- и раздельном изучении этих частей, как элементов целого.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Анализ текста – процесс получения информации через интерпретацию текста.
В тексте можно найти :
- слова с тем или иным значением,
- слова разных частей речи,
- повторы, рифмы,
- средства художественной выразительности,
- ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д.
- влияет на наше восприятие и понимание текстов
- даёт возможность сопоставить текст на иностранном языке и его перевод.
Текстом учёные считают не только словесно выраженную информацию. Но и графические изображения и даже музыку .
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Классификация – распределение информации:
- на основе сравнения во взаимосвязанные группы,
- разряды или классы.
Обобщение – способ познания посредством:
- определения общих существенных признаков объектов .
Обобщение базируется :
- на анализе и синтезе , направленных на установление существенных признаков объектов ,
- на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме:
- целенаправленной беседы
- по заранее подготовленному плану с каким либо лицом или группой лиц,
- ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Литература:
- Индивидуальный проект. 10-11 классы : методическое пособие / Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О. В. Маркова, В.М. Стацунова. _ Санкт-Петербург : КАРО, 2023. – 208 с.
- Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы : Учебное пособие / Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О. В. Маркова, В.М. Стацунова. _ Санкт-Петербург : КАРО, 2023. – 104 с.
- Индивидуальный проект. 10-11 классы. Тетрадь- тренажёр / Скворцова Я.В., П.М. Скворцов. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2022. – 112 с.
- Лазарев В.С. Проектная деятельность в 10-11 классах: разработка и защита индивидуального проекта: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Издательский Центр Владос, 2023. – 133 с.
- Индивидуальный проект : 10-11-е классы: учебное пособие/ М.В.Половкова, А.В. Носов, Т. В. Половкова, М.В. Майсак. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.-159 – (Профильная школа)