СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы научного познания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать ппри подготовке к оформлению и защите учебного индивидуального проекта

Просмотр содержимого документа
«Методы научного познания»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  Тема: «МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»  Выполнила учитель: Калашко Елена Евгеньевна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

Выполнила учитель:

Калашко Елена Евгеньевна

 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ   Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения . Различают два уровня научного познания: Эмпирического и Теоретического

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения .
  • Различают два уровня научного познания:
  • Эмпирического и
  • Теоретического
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ   Эмпирический уровень научного познания характеризуется исследованием реально существующих объектов. осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путём измерения, экспериментов . Первичная систематизация полученных знаний в виде таблиц, схем, графиков .

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Эмпирический уровень научного познания характеризуется исследованием реально существующих объектов.
  • осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах путём измерения, экспериментов .
  • Первичная систематизация полученных знаний в виде таблиц, схем, графиков .
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ   Теоретический уровень научного исследования осуществляется на логической ступени познания.На этом этапе происходит выявление:  наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, где результатом теоретического познания становятся: гипотезы, теории, законы

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Теоретический уровень научного исследования осуществляется на логической ступени познания.На этом этапе происходит выявление:
  • наиболее глубоких, существенных сторон,
  • связей,
  • закономерностей, присущих изучаемым объектам,

где результатом теоретического познания становятся:

  • гипотезы,
  • теории,
  • законы
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ   Эмпирические и теоретические уровни познания и взаимосвязаны между собой . К одному и другому методу относятся: Обобщение и абстрагирование Аналогия, анализ и синтез Индукция (умозаключение от менее общего знания к более общему) и дедукция( вывод по правилам логики ) Исторический и логический методы Математические методы

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Эмпирические и теоретические уровни познания и взаимосвязаны между собой .
  • К одному и другому методу относятся:
  • Обобщение и абстрагирование
  • Аналогия, анализ и синтез
  • Индукция (умозаключение от менее общего знания к более общему) и дедукция( вывод по правилам логики )
  • Исторический и логический методы
  • Математические методы
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В учебном исследовании могут применяться различные методы научного познания, рассмотрим некоторые из них: Наблюдение – процесс опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Любые наблюдения, результаты опытов должны быть документированы. Наблюдения осуществляют  по следующему алгоритму: 1) определение цели наблюдения 2) выбор объекта наблюдения 3) выбор способов достижения цели наблюдения 4) выбор способа регистрации полученной информации

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • В учебном исследовании могут применяться различные методы научного познания, рассмотрим некоторые из них:
  • Наблюдение – процесс опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
  • Любые наблюдения, результаты опытов должны быть документированы.
  • Наблюдения осуществляют по следующему алгоритму:
  • 1) определение цели наблюдения
  • 2) выбор объекта наблюдения
  • 3) выбор способов достижения цели наблюдения
  • 4) выбор способа регистрации полученной информации
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения. Преимущества : 1) в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно 2) Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях 3) повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения.

Преимущества :

  • 1) в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно
  • 2) Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях
  • 3) повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Измерение представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность метода заключается в том, что он даёт точные, количественно определённые сведения об окружающем мире.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Измерение представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения.
  • Ценность метода заключается в том, что он даёт точные, количественно определённые сведения об окружающем мире.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений –  органические и неорганические системы,инженерные устройства разнообразных процессов – физических и химических, биологических, социальных и других Конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик Рационализации способов их построения управления ими и т.п.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений
  • органические и неорганические системы,инженерные устройства

разнообразных процессов –

  • физических и химических, биологических, социальных и других
  • Конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик
  • Рационализации способов их построения управления ими и т.п.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Моделирование, примеры : 1) Демокрит и Эпикур – модель атома и формы их соединения;

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Моделирование, примеры :
  • 1) Демокрит и Эпикур – модель атома и формы их соединения;
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2) Кеплер – геометрическая модель солнечной системы

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • 2) Кеплер – геометрическая модель солнечной системы
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Виды моделей: 1)Мысленное (идеальное) моделирование , относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. 2) Физическое моделирование, характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом. Имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. 3) Символическое (знаковое) моделирование – относятся разнообразные топологические и графические представления в виде графиков, номограмм (графическое представление функции от нескольких переменных), схем, в виде химической символики или соотношение элементов во время химических реакций исследуемых объекто в 4) Численное моделирование на компьютере – основано на ранее созданной математической модели изучаемого объекта.. Применяется в случае больших объёмов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Виды моделей:

1)Мысленное (идеальное) моделирование , относятся различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.

2) Физическое моделирование, характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом. Имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу.

3) Символическое (знаковое) моделирование – относятся разнообразные топологические и графические представления в виде графиков, номограмм (графическое представление функции от нескольких переменных), схем, в виде химической символики или соотношение элементов во время химических реакций исследуемых объекто в

4) Численное моделирование на компьютере – основано на ранее созданной математической модели изучаемого объекта.. Применяется в случае больших объёмов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Сравнение – один из наиболее распространённых методов познания. Отсюда говорится,  что «всё познаётся в сравнении». Метод позволяет:  установить сходство и различие предметов и явлений . выявляет общее, повторяющееся в явлениях  Является серьёзным шагом:  к познанию закономерностей  и законов окружающего нас мира.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Сравнение – один из наиболее распространённых методов познания.

  • Отсюда говорится,
  • что «всё познаётся в сравнении».

Метод позволяет:

  • установить сходство
  • и различие предметов и явлений .
  • выявляет общее, повторяющееся в явлениях

Является серьёзным шагом:

  • к познанию закономерностей
  • и законов окружающего нас мира.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Синтез – играет ведущую роль в исследовании. Позволяет:  соединить части в целое, воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое , взаимодействующее с составными частями.  Анализ – заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельном изучении этих частей, как элементов целого.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Синтез – играет ведущую роль в исследовании. Позволяет:

  • соединить части в целое,
  • воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое , взаимодействующее с составными частями.

Анализ – заключается

  • в разложении изучаемого на единицы
  • и раздельном изучении этих частей, как элементов целого.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Анализ текста – процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти :  слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы,  средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. влияет на наше восприятие и понимание текстов даёт возможность сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Текстом учёные считают не только словесно выраженную  информацию. Но и графические изображения и даже музыку .

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Анализ текста – процесс получения информации через интерпретацию текста.

В тексте можно найти :

  • слова с тем или иным значением,
  • слова разных частей речи,
  • повторы, рифмы,
  • средства художественной выразительности,
  • ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д.
  • влияет на наше восприятие и понимание текстов
  • даёт возможность сопоставить текст на иностранном языке и его перевод.

Текстом учёные считают не только словесно выраженную информацию. Но и графические изображения и даже музыку .

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Классификация – распределение информации:  на основе сравнения во взаимосвязанные группы, разряды или классы. Обобщение – способ познания посредством: определения общих существенных признаков объектов . Обобщение базируется :  на анализе и синтезе , направленных на установление существенных признаков объектов , на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Классификацияраспределение информации:

  • на основе сравнения во взаимосвязанные группы,
  • разряды или классы.

Обобщение – способ познания посредством:

  • определения общих существенных признаков объектов .

Обобщение базируется :

  • на анализе и синтезе , направленных на установление существенных признаков объектов ,
  • на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме: целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме:
  • целенаправленной беседы
  • по заранее подготовленному плану с каким либо лицом или группой лиц,
  • ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Литература: Индивидуальный проект. 10-11 классы : методическое пособие / Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О. В. Маркова, В.М. Стацунова. _ Санкт-Петербург : КАРО, 2023. – 208 с. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы : Учебное пособие / Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О. В. Маркова, В.М. Стацунова. _ Санкт-Петербург : КАРО, 2023. – 104 с. Индивидуальный проект. 10-11 классы. Тетрадь- тренажёр / Скворцова Я.В., П.М. Скворцов. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2022. – 112 с. Лазарев В.С. Проектная деятельность в 10-11 классах: разработка и защита индивидуального проекта: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Издательский Центр Владос, 2023. – 133 с. Индивидуальный проект : 10-11-е классы: учебное пособие/ М.В.Половкова, А.В. Носов, Т. В. Половкова, М.В. Майсак. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.-159 – (Профильная школа)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Литература:

  • Индивидуальный проект. 10-11 классы : методическое пособие / Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О. В. Маркова, В.М. Стацунова. _ Санкт-Петербург : КАРО, 2023. – 208 с.
  • Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы : Учебное пособие / Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О. В. Маркова, В.М. Стацунова. _ Санкт-Петербург : КАРО, 2023. – 104 с.
  • Индивидуальный проект. 10-11 классы. Тетрадь- тренажёр / Скворцова Я.В., П.М. Скворцов. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2022. – 112 с.
  • Лазарев В.С. Проектная деятельность в 10-11 классах: разработка и защита индивидуального проекта: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Издательский Центр Владос, 2023. – 133 с.
  • Индивидуальный проект : 10-11-е классы: учебное пособие/ М.В.Половкова, А.В. Носов, Т. В. Половкова, М.В. Майсак. – 4-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.-159 – (Профильная школа)