Методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних классах в условиях реализации ФГОС
Изучение иностранного (английского) языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли иностранного языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует общему речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Требования к специальным условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, отражены в Федеральном государственном стандарте и методических рекомендациях по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ.
АООП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (варианты 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2);
АООП ООО для слепых обучающихся (варианты 3.1, 3.2);
АООП ООО для слабовидящих обучающихся (варианты 4.1, 4.2);
АООП ООО для обучающихся с Тяжелыми Нарушениями Речи (варианты 5.1, 5.2);
АООП ООО для обучающихся с Нарушениями Опорно-Двигательного Аппарата (варианты 6.1, 6.2);
АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7);
АООП ООО для обучающихся с РАС (варианты 8.1, 8.2).
Метод - совокупность педагогических действий учителя и форм деятельности учащихся,
обеспечивающих достижение коммуникативной, воспитательной, образовательной и социокультурной целей
Для обобщения методов работы с детьми, возьмем за основу классификацию И.Л. Бим.
В целях экономии времени, мы рассмотрим отдельные аспекты обучения детей с ОВЗ. Стоит отметить общие для всех групп способы работы: увеличение объема наглядности, уменьшение объема изучаемых единиц и явлений и, конечно, использование игровых технологий.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА
В ходе обучения аудированию необходимо проводить детальный отбор
аудиотекстов. Идеальными можно считать тексты, содержащие простую и
знакомую лексику, короткие по объему и произносимые медленно и четко.
Звучание коротких и простых текстов из нескольких предложений или
аудированием с текстом перед глазами помогут учащимся успешнее
справляться с поставленными учебными задачами.
Говорение является наиболее сложным видом речевой деятельности,
Который не всегда доступен детям без отклонений в здоровье, а
слабослышащие ученики тем более часто сталкиваются с непреодолимыми
трудностями в этой области. Справиться с этими трудностями можно при
помощи комплексного использования пособий и опор.
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Аудирование (listening) является, пожалуй, важнейшим языковым умением для незрячих учащихся. Основной особенностью работы по развитию навыка аудирования будет являться его исключительная важность не только для общения, но и для ориентировки незрячего. Особую ценность в связи с этим представляют аудиотексты, в которых есть фоновые звуки, выполняющие роль иллюстраций и позволяющие сделать выводы о месте и/или времени разговора, действиях и эмоциях персонажей и т.д.
В то же время следует особо отметить, что обучение незрячих иностранному языку только при помощи аудирования крайне нежелательно.
Органическое поражение ЦНС также влияет на память и процессы логического мышления, в связи с чем требуется значительно увеличенное количество повторений. К примеру, при работе с диалогом вначале он должен быть прочитан несколько раз вместе и индивидуально, затем воспроизведён с минимальными изменениями и опорой на текст, и только после этого возможна организация работы в парах с возможностью опоры на образец (frame sentence).
Обучение английскому языку детей с РАС строится на основе следующих базовых положений:
• На всех этапах обучения иностранному языку предусматривается
возможность восприятия материала на полисенсорной основе. Важное
значение имеет обеспечение визуальной поддержки при изучении языкового
материала, в процессе обучения учитываются возможные особенности
восприятия сенсорной информации.
Целесообразно использование ассистивных технологий.
• Уроки строятся по принципу формирования потребности в общении,
однако, в случае необходимости, диалог с одноклассником может быть заменен монологом.
• Учебная деятельность должна быть организована в соответствии четкими
алгоритмами. Всем известно, что в языках существуют различные варианты построения фраз. Для выражения одной мысли могут использоваться разные слова. Дети не улавливают таких различий, поэтому говорите одинаковыми фразами, чтобы не сбивать их с толку.
• Будьте аккуратны с аудированием, не включайте ее слишком громко, это может вызвать страх, слезы, раздражение. Лучше сначала напойте песенку сами, потом включите тихо, потом громче, чтобы ребенок привык.
УЧАЩИЕСЯ С ЗПР
Обучение чтению детей с ЗПР обычно проходит максимально успешно. Тексты для чтения тоже, в основном, строятся на изученной лексике, однако, могут содержать единичные незнакомые слова, которые можно понять по контексту. Тексты необходимо дополнять иллюстрациями. На дотекстовом этапе осуществляются следующие операции: подбор подходящего заголовка, работа с картинками, ответы на вопросы. На этапе активного чтения сначала учитель сам читает текст, дети следят по тексту. Затем дети читают за учителем, и только потом происходит их самостоятельное чтение. На послетекстовом этапе можно предлагать тестовые задания с множественным выбором, определять верные/неверные высказывания, подбирать подходящие по смыслу заголовки для отдельных абзацев текста.
При обучении говорению предлагаются понятные для обучающихся бытовые ситуации из жизни, имеющие практическую значимость. Для облегчения построения высказывания используются карточки-опоры со структурой предложений. При диалогической речи применяется инсценировка, при этом можно использовать сюжетно-ролевые игры с куклами или игрушками (это способствует привыканию обучающихся с ЗПР к социально-бытовым условиям, что очень важно для их социализации).
УЧАЩИЕСЯ С ТНР
Приоритетным видом деятельности являются:
чтение, а также умение пользоваться словарем;
игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;
развитие моторики через интегрированные уроки –
иностранный язык + музыка
иностранный язык + рисование
иностранный язык + труд
Одной из наиболее действенных методик по формированию ИКК на уроках
английского языка у детей с ТНР является использование дуплетных приемов обучения, применение различного рода опор, игровых приемов, слухового, зрительного и фонематического восприятия (выполнение особых действий при назывании определенного звука, выражение мимикой (улыбнуться или нахмуриться) при произнесении подходящих фраз «Smile», «Don’t cry» и т.п.); развития внимания, воображения, эмоциональной сферы (раскрашивание слова в соответствующий цвет («WHITE», «RED», «YELLOW»),