СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В школе плоские сечения многогранников строят лишь на основании аксиом и теорем стереометрии. Вместе с тем существуют и другие методы построения плоских сечений многогранников. Наиболее эффективными являются метод следов, метод внутреннего проектирования и комбинированный метод. Очень интересен и перспективен в плане применения к решению различных задач координатный метод. Если многогранник поместить в систему координат, а секущую плоскость задать уравнением, то построение сечения сведется к отысканию координат точек пересечения плоскости с ребрами многогранника.
Методы построения сечений многогранников
Иванова Саргылаана Семеновна
В школе плоские сечения многогранников строят лишь на основании аксиом и теорем стереометрии. Вместе с тем существуют и другие методы построения плоских сечений многогранников. Наиболее эффективными являются метод следов, метод внутреннего проектирования и комбинированный метод. Очень интересен и перспективен в плане применения к решению различных задач координатный метод. Если многогранник поместить в систему координат, а секущую плоскость задать уравнением, то построение сечения сведется к отысканию координат точек пересечения плоскости с ребрами многогранника.
Целью исследования является изучение различных методов построения сечений многогранников. Для этого изучен теоретический материал по данной теме, систематизированы методы решения задач на построение сечений, приведены примеры задач на применение каждого метода, рассмотрены примеры задач единого государственного экзамена на построение сечений и вычисление их элементов.
1) Изучить теоретический материал по данной теме.
2) Систематизировать методы решения задач на построение сечений.
3) Привести примеры задач на применение каждого метода.
4) Рассмотреть примеры задач единого государственного экзамена на построение сечений и вычисление их элементов.
РАЗДЕЛ 1 ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ АКСИОМ СТЕРЕОМЕТРИИ
Определение . Сечением многогранника плоскостью называется геометрическая фигура, представляющая собой множество всех точек пространства, принадлежащих одновременно данным многограннику и плоскости; плоскость при этом называется секущей плоскостью.
Поверхность многогранника состоит из ребер - отрезков и граней - плоских многоугольников. Так как прямая и плоскость пересекаются в точке, а две плоскости - по прямой, то сечением многогранника плоскостью является плоский многоугольник; вершинами этого многоугольника служат точки пересечения секущей плоскости с ребрами многогранника, а сторонами - отрезки, по которым секущая плоскость пересекает его грани. Это означает, что для построения искомого сечения данного многогранника плоскостью α достаточно построить точки ее пересечения с ребрами многогранника. Затем последовательно соединить отрезками эти точки.
Секущая плоскость α может быть задана: тремя точками, не лежащими на одной прямой; прямой и не принадлежащей ей точкой; другими условиями, определяющими ее положение относительно данного многогранника. Например, на рис.1 построено сечение четырехугольной пирамиды РАВСD плоскостью α, заданной точками М, К и Н, принадлежащими ребрам соответственно РС, РD и РВ;
Задача. В параллелепипеде АВСDA 1 B 1 C 1 D 1 постройте сечение плоскостью, проходящей через вершины C и D 1 и точку K отрезка B 1 C 1 (рис.2, а).
а)
Решение. 1.Т.к. С∈DD 1 C 1 , D 1 ∈DD 1 C 1 , то по аксиоме (через две точки, принадлежащие плоскости, проходит прямая, притом только одна) построим след CD 1 в плоскости DD 1 C 1 (рис.2, б). 2. Аналогично в плоскости А 1 В 1 С 1 построим след DK, в плоскости BB 1 C 1 построим след CK. 3. D 1 KC – искомое сечение (рис.2, в)
б )
в)
Задача. Постройте сечение пирамиды РАВС плоскостью α = (МКH), где М, К и Н — внутренние точки соответственно ребер РС, РВ и АВ (рис. 3, а).
Решение. 1-й шаг. Точки М и K лежат в каждой из двух плоскостей α и РВС. Поэтому по аксиоме пересечения двух плоскостей плоскость α пересекает плоскость РВС по прямой МК. Следовательно, отрезок МК — одна из сторон искомого сечения (рис.3, б).
2-й шаг. Аналогично, отрезок КН — другая сторона искомого сечения (рис.3, в).
3-й шаг. Точки М и Н не лежат одновременно ни в одной из граней пирамиды РАВС, поэтому отрезок МН не является стороной сечения этой пирамиды. Прямые КН и РА лежат в плоскости грани АВР и пересекаются. Построим точку T= КН ∩АР (рис. 3, г).
Поскольку прямая КН лежит в плоскости α, то и точка T лежит в плоскости α. Теперь мы видим, что плоскости α и АРС имеют общие точки М и T. Следовательно, по аксиоме пересечения двух плоскостей плоскость α и плоскость АРС пересекаются по прямой МТ, которая, в свою очередь, пересекает ребро АС в точке R (рис. 3, д).
4-й шаг. Теперь так же, как в шаге 1, устанавливаем, что плоскость α пересекает грани АСР и АВС по отрезкам MR и HR соответственно. Следовательно, искомое сечение — четырехугольник MKHR (рис.3,е).
РАЗДЕЛ 2 МЕТОД СЛЕДОВ В ПОСТРОЕНИИ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ
Определение . Прямая, по которой секущая плоскость α пересекает плоскость основания многогранника, называется следом плоскости α в плоскости этого основания.
Из определения следа получаем: в каждой его точке пересекаются прямые, одна из которых лежит в секущей плоскости, другая - в плоскости основания. Именно это свойство следа используют при построении плоских сечений многогранников методом следов. При этом в секущей плоскости удобно использовать такие прямые, которые пересекают ребра многогранника.
Сначала секущую плоскость зададим ее следом в плоскости основания призмы (пирамиды) и точкой, принадлежащей поверхности призмы (пирамиды).
Задача. Построить сечение призмы АВСВЕА 1 В 1 С 1 D 1 Е 1 плоскостью α, которая задана следом l в плоскости АВС основания призмы и точкой М, принадлежащей ребру DD 1 (рис.7,а).
Решение. Анализ. Предположим, что пятиугольник MNPQR — искомое сечение (рис. 6). Для построения этого плоского пятиугольника достаточно построить его вершины N, P, Q, R (точка М дана) — точки пересечения секущей плоскости α с ребрами соответственно СС 1 , ВB 1 , АА 1 , ЕЕ 1 данной призмы.
Для построения точки N = α ∩ СС 1 достаточно построить прямую пересечения секущей плоскости α с плоскостью грани СDD 1 C 1 . Для этого, в свою очередь, достаточно построить в плоскости этой грани еще одну точку, принадлежащую секущей плоскости α. Как построить такую точку?
Так как прямая l лежит в плоскости основания призмы, то она может пересекать плоскость грани СDD 1 C 1 лишь в точке, которая принадлежит прямой CD = (CDD 1 ) ∩ (АВС), т.е. точка X = l ∩ СD = l ∩ (CDD 1 ) принадлежит секущей плоскости α. Таким образом, для построения точки N = α ∩ СС 1 достаточно построить точку X = l ∩ СD. Аналогично, для построения точек Р = α ∩ ВВ 1 , Q = α ∩ АА 1 и R = α ∩ ЕЕ 1 достаточно построить соответственно точки: У = l ∩ ВС, Z = l ∩ АВ и Т = l ∩ АЕ. Отсюда
Построение.
1. X = l ∩ СD (рис. 7, б);
2. N = МХ ∩ СС 1 (рис. 7, б);
3. У = l ∩ ВС (рис. 7, в);
4. Р = NY ∩ ВВ 1 (рис. 7, в);
5. Z = l ∩ АВ (рис. 7, в);
6. Q= РZ ∩ АА 1 (рис. 7, г);
7. T= l ∩ АЕ (рис. 6);
8. R= QT ∩ ЕЕ 1 (рис. 6).
Пятиугольник MNPQR — искомое сечение (рис. 6).
Доказательство . Так как прямая l - след секущей плоскости α, то точки X = l ∩ СD, Y = l ∩ ВС, Z = l ∩ АВ и T= l ∩ АЕ принадлежат этой плоскости.
Поэтому имеем:
М є α , X є α = МХ є α, тогда МХ ∩ СС 1 = N є α , значит, N = α ∩ СС 1 ;
N є α, Y є α = NY є α, тогда NY ∩ ВВ 1 = Р є α, значит, Р = α ∩ ВВ 1 ;
Р є α, Z є α = РZ є α, тогда PZ ∩ AА 1 = Q є α, значит, Q = α ∩ АA 1 ;
Q є α, T є α = QТ є α, тогда QТ ∩ EЕ 1 =R є α, значит, R = α ∩ ЕЕ 1 .
Следовательно, MNPQR - искомое сечение.
а)
б)
в)
г)
Исследование . След l секущей плоскости α не пересекает основание призмы, а точка М секущей плоскости принадлежит боковому ребру DD 1 призмы. Поэтому секущая плоскость α не параллельна боковым ребрам. Следовательно, точки N, Р, Q и R пересечения этой плоскости с боковыми ребрами призмы (или продолжениями этих ребер) всегда существуют. А поскольку, кроме того, точка М не принадлежит следу l , то определяемая ими плоскость α единственна. Это означает, что задача имеет единственное решение.
Задача. Построить сечение пятиугольной пирамиды PABCDE плоскостью, которая задана следом l и внутренней точкой К ребра РЕ.
Решение. Схематически построение искомого сечения можно изобразить так (рис.8): T 1 → Q → Т 2 → R → Т 3 → М → Т 4 → N.
Пятиугольник MNKQR — искомое сечение.
«Цепочка» последовательности построения вершин сечения такова:
1. Т 1 = l ∩ АЕ; 2. Q = Т 1 К ∩ РА;
3. Т 2 = l ∩ АВ; 4. R = Т 2 Q ∩ РВ;
5. Т 3 = l ∩ ВС; 6. М = T 3 R ∩ РС;
7. Т 4 = l ∩ СD; 8. N = Т 4 М ∩ РD.
Секущая плоскость часто задается тремя точками, принадлежащими многограннику. В таком случае для построения искомого сечения методом следов сначала строят след секущей плоскости в плоскости основания данного многогранника.
РАЗДЕЛ 3 МЕТОД ВНУТРЕННЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ
Метод внутреннего проектирования называют еще методом соответствий, или методом диагональных сечений.
При применении этого метода каждая заданная точка проектируется на плоскость основания. Существует два возможных вида проектирования: центральное и параллельное. Центральное проектирование, как правило, используется при построении сечений пирамид, вершина пирамиды при этом является центром проекции. Параллельное проектирование используется при построении сечений призм.
Задача . Постройте сечение призмы АВСDEА 1 В 1 С 1 D 1 Е 1 , плоскостью α, заданной точками М є ВВ 1 , Р є DD 1 , Q є ЕЕ 1 (рис.10).
Решение. Обозначим: β — плоскость нижнего основания призмы. Для построения искомого сечения построим точки пересечения плоскости α = (МРQ) с ребрами призмы.
Построим точку пересечения плоскости α с ребром АА 1 .
Плоскости А 1 АD и ВЕЕ 1 пересекают плоскость β по прямым соответственно АD и ВЕ, которые пересекаются в некоторой точке К. Так как плоскости А 1 АD и ВЕЕ 1 проходят через параллельные ребра АА 1 и ВВ 1 призмы и имеют общую точку К, то прямая КК 1 их пересечения проходит через точку К и параллельна ребру ВВ 1 . Точку пересечения этой прямой с прямой QМ обозначим: К 1 = КК 1 ∩ QМ, КК 1 ║ ВВ 1 . Так как QM є α, то К 1 є α.
Е 1
Получили: Р є α , К 1 є α = прямая РК 1 є α, при этом РК 1 ∩ АА 1 = R. Точка R служит точкой пересечения плоскости α и ребра АА 1 (R = α ∩ АА 1 ), поэтому является вершиной искомого сечения. Аналогично строим точку N = α ∩ СС 1 .
Таким образом, последовательность «шагов» построения искомого сечения такова:
1. К = АD ∩ ВЕ; 2. К 1 = КК 1 ∩ MQ, КК 1 || ВВ 1 ;
3. R = РК 1 ∩ АА 1 ; 4. Н = ЕС ∩АD;
5. H 1 – HH 1 ∩ РR, НН 1 || СС 1 ; 6. N = QН 1 ∩ СС 1 .
Пятиугольник MNPQR— искомое сечение.
РАЗДЕЛ 4 КОМБИНИРОВАННЫЙ МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ
Сущность комбинированного метода построения сечений многогранников состоит в следующем. На некоторых этапах построения сечения применяется или метод следов, или метод внутреннего проектирования, а на других этапах построения этого же сечения используются изученные теоремы о параллельности, перпендикулярности прямых и плоскостей.
Задача . Построить сечение параллелепипеда АВСDА 1 В 1 С 1 D 1 плоскостью α, заданной точками Р, Q и R, если точка Р лежит на диагонали А 1 C 1 , точка Q - на ребре ВВ 1 и точка R - на ребре DD 1 (рис. 11).
Решение. а) Решим эту задачу с применением метода следов и теорем о параллельности прямых и плоскостей.
Построим след секущей плоскости α = (РQR) на плоскости АВС Для этого строим точки Т 1 = РQ ∩ Р 1 В, где PP 1 ║AA 1 , P 1 є AC, и T 2 = RQ ∩ ВD. Построив след Т 1 Т 2 , замечаем, что точка Р лежит в плоскости А 1 B 1 C 1 , которая параллельна плоскости АВС. Это означает, что плоскость α пересекает плоскость А 1 B 1 C 1 по прямой, проходящей через точку Р и параллельной прямой Т 1 Т 2 . Проведем эту прямую и обозначим через М и Е точки ее пересечения с ребрами соответственно А 1 B 1 и А 1 D 1 . Получаем: М = α ∩ А 1 B 1 , Е =α∩ А 1 D 1 . Тогда отрезки ЕR и QМ являются сторонами искомого сечения.
Далее, так как плоскость ВСС 1 параллельна плоскости грани ADD 1 A 1 , то плоскость α пересекает грань ВСC 1 B 1 по от резку QF (F= α ∩ СС 1 ), параллельному прямой ЕR. Таким образом, пятиугольник ERFQM - искомое сечение. Точку F можно получить, проведя RF║ MQ.
б) Решим эту задачу, применяя метод внутреннего проектирования и теоремы о параллельности прямых и плоскостей.
Пусть Н=АС ∩ ВD (рис. 12). Проведя прямую НН 1 параллельно ребру ВВ 1 (Н 1 є RQ), построим точку F: F=РН 1 ∩ CC 1 .Tочка F является точкой пересечения плоскости α с ребром СС 1 , так как РН 1 є α. Тогда отрезки RF и QF, по которым плоскость α пересекает соответственно грани CС 1 D 1 D и ВСС 1 В 1 данного параллелепипеда, являются сторонами его искомого сечения.
Так как плоскость АВВ 1 параллельна плоскости CDD 1 , то пересечением плоскости α и грани АВВ 1 А 1 является отрезок QМ (М є А 1 В 1 ), параллельный отрезку FR; отрезок QМ - сторона сечения. Далее, точка Е = МР ∩ А 1 D 1 является точкой пересечения плоскости α и ребра А 1 D 1 , так как МР є α. Поэтому точка Е - еще одна вершина искомого сечения. Таким образом, пятиугольник ERFQM - искомое сечение. Точку Е можно построить, проведя прямую RЕ ║ FQ. Тогда М = РЕ ∩ А 1 B 1 .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В школе плоские сечения многогранников строят лишь на основании аксиом и теорем стереометрии. Вместе с тем существуют и другие методы построения плоских сечений многогранников. Наиболее эффективными являются метод следов, комбинированный метод. Очень интересен и перспективен в плане применения к решению различных задач координатный метод. Если многогранник поместить в систему координат, а секущую плоскость задать уравнением, то построение сечения сведется к отысканию координат точек пересечения плоскости с ребрами многогранника.
Целью исследования было изучение различных методов построения сечений многогранников. Для этого изучен теоретический материал по данной теме, систематизированы методы решения задач на построение сечений, приведены примеры задач на применение каждого метода, рассмотрены примеры задач единого государственного экзамена на построение сечений и вычисление их элементов.
Спасибо за внимание!
Алгебра 10 класс ФГОС
Наглядная геометрия 5-6 классы ФГОС
Электронная тетрадь по геометрии 8...
Электронная тетрадь по математике 5...
Алгебра 11 класc
Геометрия 11 класс ФГОС
Алгебра 7 класс
Математика и игры в средней школе
© 2018, Иванова Саргылана Семеновна 9790 63
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы