СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, приемы и средства обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы, приемы и средства обучения»

Методы, приемы и средства обучения

Методы, приемы и средства обучения

Не так важно, чему учат в школе, а важно, как учат. Макс Планк

Не так важно, чему учат в школе,

а важно, как учат.

Макс Планк

 Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по  осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).  Признаки метода обучения: направленность на усвоение определенного элемента содержания образования в его конкретном воплощении; организуемый педагогом характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, зависящий от способа усвоения этого элемента содержания.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).

Признаки метода обучения:

  • направленность на усвоение определенного элемента содержания образования в его конкретном воплощении;
  • организуемый педагогом характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, зависящий от способа усвоения этого элемента содержания.
Классификация методов обучения (по Бабанскому) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.) индукция и дедукция репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

Классификация методов

обучения (по Бабанскому)

Методы организации и осуществления

учебно-познавательной деятельности

  • словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа)
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.)
  • практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)
  • индукция и дедукция
  • репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному)
  • методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
познавательные игры учебные дискуссии создание ситуаций успеха в учении разъяснение поощрение и порицание ученика Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познава-тельной деятельности методы устного контроля и самоконтроля в обучении методы письменного контроля лабораторный контроль машинный контроль самоконтроль Методы контро-ля и самоконт-роля за эффек-тивностью учебно-познава-тельной дея-тельности
  • познавательные игры
  • учебные дискуссии
  • создание ситуаций успеха в учении
  • разъяснение
  • поощрение и порицание ученика

Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познава-тельной деятельности

  • методы устного контроля и самоконтроля в обучении
  • методы письменного контроля
  • лабораторный контроль
  • машинный контроль
  • самоконтроль

Методы контро-ля и самоконт-роля за эффек-тивностью учебно-познава-тельной дея-тельности

Выделяют также Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Выделяют также

Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Выделяют также Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Выделяют также

Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

 Выбор методов обучения зависит: От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала. От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности учащихся. От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбор методов обучения зависит:

  • От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
  • От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
  • От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
  • От уровня подготовленности учащихся.
  • От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
  • От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
 Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Приемы ,создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу. Погружение в тему, сказку Музыка,  фрагмент  фильма Эпиграф, стихотворение

Приемы ,создающие эмоциональное отношение

к изучаемому материалу.

Погружение

в тему,

сказку

Музыка,

фрагмент

фильма

Эпиграф,

стихотворение

Приемы мотивации и постановки темы урока. Удивляй!  Кроссворды и ребусы Расшифруй слово, сказку, название темы. Урок без темы

Приемы мотивации и постановки темы урока.

Удивляй!

Кроссворды

и ребусы

Расшифруй

слово, сказку,

название темы.

Урок без темы

 Приемы активизации мыслительной деятельности . Ложная альтернатива Да -нет Целое-часть, Логические задания  часть-целое. Игровая цель

Приемы активизации мыслительной деятельности .

Ложная

альтернатива

Да -нет

Целое-часть,

Логические задания

часть-целое.

Игровая цель

Приёмы актуализации знаний. Лови ошибку Шаг за шагом Верно - неверно

Приёмы актуализации знаний.

Лови ошибку

Шаг за шагом

Верно - неверно

Приемы изучения нового материала Феномен Мозаика Ассоциации Кластер

Приемы изучения нового материала

Феномен

Мозаика

Ассоциации

Кластер

Приемы закрепления изученного материала Лото Добавь следующее Живые буквы

Приемы закрепления

изученного материала

Лото

Добавь

следующее

Живые буквы

Белые пятна Синквейн Приемы обобщения и систематизации знаний

Белые пятна

Синквейн

Приемы обобщения и систематизации знаний

Приемы подведения итогов Корреспондент Мудрый совет Незаконченные предложения

Приемы подведения итогов

Корреспондент

Мудрый

совет

Незаконченные

предложения

Приёмы рефлексии настроения, деятельности и самооценки. Светофор, солнышко Лестница и тучка успеха Райтинг Поляна цветов

Приёмы рефлексии настроения, деятельности и самооценки.

Светофор,

солнышко

Лестница

и тучка

успеха

Райтинг

Поляна

цветов

 Средства обучения  —  это  объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения  —  это  объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

 Выбор средств обучения определяется:   задачами урока или занятия;   содержанием учебного материала;   применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

Выбор средств обучения определяется:  

  • задачами урока или занятия;  
  • содержанием учебного материала;  
  • применяемыми методами обучения;
  • предпочтениями учителя.
Классификация средств обучения  В. Оконя Простые средства: Сложные средства: Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп Словесные: учебники и др. тексты Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, плееры Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

Классификация средств обучения В. Оконя

Простые средства:

Сложные средства:

Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп

Словесные: учебники и др. тексты

Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.

Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, плееры

Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети

Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

 Учителю   надо   иметь   в   виду,   что   перегрузка  урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

Учителю   надо   иметь   в   виду,   что   перегрузка  урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!