Методы, приемы и средства обучения
Не так важно, чему учат в школе,
а важно, как учат.
Макс Планк
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).
Признаки метода обучения:
- направленность на усвоение определенного элемента содержания образования в его конкретном воплощении;
- организуемый педагогом характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, зависящий от способа усвоения этого элемента содержания.
Классификация методов
обучения (по Бабанскому)
Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности
- словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа)
- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.)
- практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)
- индукция и дедукция
- репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному)
- методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
- познавательные игры
- учебные дискуссии
- создание ситуаций успеха в учении
- разъяснение
- поощрение и порицание ученика
Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познава-тельной деятельности
- методы устного контроля и самоконтроля в обучении
- методы письменного контроля
- лабораторный контроль
- машинный контроль
- самоконтроль
Методы контро-ля и самоконт-роля за эффек-тивностью учебно-познава-тельной дея-тельности
Выделяют также
Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Выделяют также
Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Выбор методов обучения зависит:
- От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
- От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
- От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
- От уровня подготовленности учащихся.
- От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
- От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Приемы ,создающие эмоциональное отношение
к изучаемому материалу.
Погружение
в тему,
сказку
Музыка,
фрагмент
фильма
Эпиграф,
стихотворение
Приемы мотивации и постановки темы урока.
Удивляй!
Кроссворды
и ребусы
Расшифруй
слово, сказку,
название темы.
Урок без темы
Приемы активизации мыслительной деятельности .
Ложная
альтернатива
Да -нет
Целое-часть,
Логические задания
часть-целое.
Игровая цель
Приёмы актуализации знаний.
Лови ошибку
Шаг за шагом
Верно - неверно
Приемы изучения нового материала
Феномен
Мозаика
Ассоциации
Кластер
Приемы закрепления
изученного материала
Лото
Добавь
следующее
Живые буквы
Белые пятна
Синквейн
Приемы обобщения и систематизации знаний
Приемы подведения итогов
Корреспондент
Мудрый
совет
Незаконченные
предложения
Приёмы рефлексии настроения, деятельности и самооценки.
Светофор,
солнышко
Лестница
и тучка
успеха
Райтинг
Поляна
цветов
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Выбор средств обучения определяется:
- задачами урока или занятия;
- содержанием учебного материала;
- применяемыми методами обучения;
- предпочтениями учителя.
Классификация средств обучения В. Оконя
Простые средства:
Сложные средства:
Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп
Словесные: учебники и др. тексты
Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, плееры
Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети
Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.
Спасибо
за внимание!