Методы решения
логических задач
Алгоритм решения задач методом таблиц:
1 шаг:
Выделить два множества, о которых идет речь в задаче
Пример:
1)Множество фамилий(Иванов, Петров, Сидоров…)
2) Множество профессии(инженер, маляр, учитель…)
2 шаг:
Занести данные о двух множествах в
таблицу, где первое множество находится в
первом столбце, а второе – в первой строке.
Пример:
Иванов
Инженер
Петров
Моляр
Сидоров
Учитель
… .
……
3 шаг:
- Провести анализ условия задачи
- сделать на его основе выводы
- Зафиксировать их в таблице с помощью знаков «+» и «-»
Пример:
Инженер
Иванов
Моляр
Петров
+
Учитель
-
«+» обозначает, что Иванов- инженер
«-» обозначает, что Петров не моляр
Замечание!!!
! В одной строке или одном столбце может быть только один знак «+»
4 ШАГ:
- Заполнить таблицу
- Сделать вывод
- Записать ответ
Пример:
Иванов
Инженер
Моляр
+
Петров
-
-
+
Ответ: Иванов-инженер, Петров- моляр
Задача 1.
Пилот
Потапов
Штурман
Щедрин
Бортмеханик
Семенов
Радист
Коновалов
Синоптик
Самойлов
Задача 1
В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Установите соответствие фамилий и специальностей, если об этих людях известно следующее:
1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.
3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.
4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.
7. Радист боксом не увлекается.
Ответ: пилот-Семенов, синоптик -Самайлов, штурман-
Щедрин, бортмеханик-Коновалов, радист-Потапов
Алгоритм решения задач методом графов:
1 шаг:
Выделить два множества, о которых идет речь в задаче
Пример:
1)Множество имен(Катя, Ира, Даша..)
2) Множество цветов(белый, желтый, черный…)
2 шаг:
- Обозначить элементы множеств
- Изобразить схематически
Пример:
- Обозначим имена: Катя =К, Ира =И Даша =Д, ..)
- Обозначим цвета: желтый-
белый-
черный-
3 шаг:
- Установить взаимосвязь элементов двух множеств с помощью прямых сплошных
и прямых пунктирных
Пример: К И
Обозначает, что Катя в черном платье , а Ира в желтом платье,
Катя не в желтом платье
4 шаг:
- Сделать вывод
- Записать ответ
Задача 2.
I способ.(графом)
К Ч Б
Задача 2
Встретились три подруги — Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было черное платье, на другой — красное, на третьей — белое. Девочка в белом платье сказала Черновой: "Нам троим надо поменяться платьями, а то цвета наших платьев не соответствуют нашим фамилиям».
Ответ: Краснова в белом, Чернова в красном,
Краснова а белом
Задача 2.
II способ(таблицей)
Белое
Белова
Чернова
Черное
Красное
Краснова
Ответ: Краснова в белом, Чернова в красном,
Краснова в белом
Задача 3
Автобус
Алеша
Троллейбус
Боря
Витя
Трамвай
Задача 3
Три друга- Алеша, Боря, Витя- учатся в одном классе. Один из них ездит домой на автобусе, один - на трамвае, один – на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна «Боря, ты забыл в школе тетрадку»! Кто и на чем ездит домой?
Ответ: Леша на трамвае, Боря на автобусе,
Витя на троллейбусе.
Задача 4
Б Ч Р
Задача 4
В кафе встретились три друга : скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии »,- заметил черноволосый. «Ты прав»,- сказал Белов. Какой цвет волос у художника?
Ответ: у художника Рыжова черные волосы
Задача 5
КОСТЮМЫ
медведя
Медведь
лисы
Лиса
волка
Волк
зайца
Заяц
Задача 5
Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерее банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?
Ответ: медведь в костюме волка, лиса- зайца, волк - лисы, заяц- медведя .
Задача 6
I способ
гвоздики винты гайки
Задача 6
У меня в трех коробках лежали гвозди, винты и гайки. На каждой коробке было написано, что в ней лежит. Однажды мой младший брат пересыпал содержимое коробок так, что надпись на каждой коробке перестала соответствовать ее содержимому. Хорошо еще, что он не перепутал их между собой: гвозди остались лежать отдельно от гаек и винтов и т. д. Можно ли, открыв одну из коробок, определить, что лежит в каждой из коробок?
Ответ: гайки в коробке из пол гвоздей, винты – гаек, гвоздики - винтов
Задача 6
II способ
Гвоздики
(коробка1)
Гвоздики
Винты
(коробка2)
Винты
Гайки
( коробка3)
Гайки
Ответ: гайки в коробке из пол гвоздей, винты – гаек, гвоздики - винтов
Спасибо за внимание!