СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы решения логических задач на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методды решения логических задач на математике 

Просмотр содержимого документа
«Методы решения логических задач на уроках математики»

Методы решения логических задач

Методы решения

логических задач

Алгоритм решения задач   методом таблиц:  1 шаг:  Выделить два множества, о которых идет речь в задаче Пример: 1)Множество фамилий(Иванов, Петров, Сидоров…) 2) Множество профессии(инженер, маляр, учитель…)

Алгоритм решения задач методом таблиц:

1 шаг:

Выделить два множества, о которых идет речь в задаче

Пример:

1)Множество фамилий(Иванов, Петров, Сидоров…)

2) Множество профессии(инженер, маляр, учитель…)

2 шаг: Занести данные о двух множествах в таблицу, где первое множество находится в первом столбце, а второе – в первой строке. Пример: Иванов Инженер Петров Моляр Сидоров Учитель … . ……

2 шаг:

Занести данные о двух множествах в

таблицу, где первое множество находится в

первом столбце, а второе – в первой строке.

Пример:

Иванов

Инженер

Петров

Моляр

Сидоров

Учитель

.

……

3 шаг:  Провести анализ условия задачи сделать на его основе выводы Зафиксировать их в таблице с помощью знаков «+» и «-» Пример: Инженер Иванов Моляр Петров + Учитель - «+» обозначает, что Иванов- инженер  «-» обозначает, что Петров не моляр

3 шаг:

  • Провести анализ условия задачи
  • сделать на его основе выводы
  • Зафиксировать их в таблице с помощью знаков «+» и «-»

Пример:

Инженер

Иванов

Моляр

Петров

+

Учитель

-

«+» обозначает, что Иванов- инженер

«-» обозначает, что Петров не моляр

Замечание!!! ! В одной строке или одном столбце может быть только один знак «+»

Замечание!!!

! В одной строке или одном столбце может быть только один знак «+»

4 ШАГ: Заполнить таблицу Сделать вывод Записать ответ Пример: Иванов Инженер Моляр + Петров - - + Ответ: Иванов-инженер, Петров- моляр

4 ШАГ:

  • Заполнить таблицу
  • Сделать вывод
  • Записать ответ

Пример:

Иванов

Инженер

Моляр

+

Петров

-

-

+

Ответ: Иванов-инженер, Петров- моляр

Задача 1.  Пилот Потапов Штурман Щедрин Бортмеханик   Семенов Радист  Коновалов Синоптик Самойлов Задача 1 В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Установите соответствие фамилий и специальностей, если об этих людях известно следующее: 1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом. 2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами. 3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом. 4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика. 5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником. 6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом. 7. Радист боксом не увлекается. Ответ: пилот-Семенов, синоптик -Самайлов, штурман-  Щедрин, бортмеханик-Коновалов, радист-Потапов

Задача 1.

Пилот

Потапов

Штурман

Щедрин

Бортмеханик

Семенов

Радист

Коновалов

Синоптик

Самойлов

Задача 1

В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Установите соответствие фамилий и специальностей, если об этих людях известно следующее:

1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.

2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.

3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.

4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.

5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.

6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.

7. Радист боксом не увлекается.

Ответ: пилот-Семенов, синоптик -Самайлов, штурман-

Щедрин, бортмеханик-Коновалов, радист-Потапов

Алгоритм решения задач   методом графов: 1 шаг:  Выделить два множества, о которых идет речь в задаче Пример: 1)Множество имен(Катя, Ира, Даша..) 2) Множество цветов(белый, желтый, черный…)

Алгоритм решения задач методом графов:

1 шаг:

Выделить два множества, о которых идет речь в задаче

Пример:

1)Множество имен(Катя, Ира, Даша..)

2) Множество цветов(белый, желтый, черный…)

2 шаг: Обозначить элементы множеств Изобразить схематически Пример: Обозначим имена: Катя =К, Ира =И Даша =Д, ..) Обозначим цвета: желтый-  белый-  черный-

2 шаг:

  • Обозначить элементы множеств
  • Изобразить схематически

Пример:

  • Обозначим имена: Катя =К, Ира =И Даша =Д, ..)
  • Обозначим цвета: желтый-

белый-

черный-

3 шаг: Установить взаимосвязь элементов двух множеств с помощью прямых сплошных  и прямых пунктирных Пример: К И Обозначает, что Катя в черном платье , а Ира в желтом платье, Катя не в желтом платье

3 шаг:

  • Установить взаимосвязь элементов двух множеств с помощью прямых сплошных

и прямых пунктирных

Пример: К И

Обозначает, что Катя в черном платье , а Ира в желтом платье,

Катя не в желтом платье

4 шаг: Сделать вывод Записать ответ

4 шаг:

  • Сделать вывод
  • Записать ответ
Задача 2. I способ.(графом)  К Ч Б Задача 2 Встретились три подруги — Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было черное платье, на другой — красное, на третьей — белое. Девочка в белом платье сказала Черновой:

Задача 2.

I способ.(графом)

К Ч Б

Задача 2

Встретились три подруги — Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было черное платье, на другой — красное, на третьей — белое. Девочка в белом платье сказала Черновой: "Нам троим надо поменяться платьями, а то цвета наших платьев не соответ­ствуют нашим фамилиям».

Ответ: Краснова в белом, Чернова в красном,

Краснова а белом

Задача 2. II способ(таблицей) Белое Белова Чернова Черное Красное Краснова Ответ: Краснова в белом, Чернова в красном,  Краснова в белом

Задача 2.

II способ(таблицей)

Белое

Белова

Чернова

Черное

Красное

Краснова

Ответ: Краснова в белом, Чернова в красном,

Краснова в белом

Задача 3 Автобус Алеша Троллейбус Боря Витя Трамвай Задача 3   Три друга- Алеша, Боря, Витя- учатся в одном классе. Один из них ездит домой на автобусе, один - на трамвае, один – на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна «Боря, ты забыл в школе тетрадку»! Кто и на чем ездит домой? Ответ: Леша на трамвае, Боря на автобусе,  Витя на троллейбусе.

Задача 3

Автобус

Алеша

Троллейбус

Боря

Витя

Трамвай

Задача 3

Три друга- Алеша, Боря, Витя- учатся в одном классе. Один из них ездит домой на автобусе, один - на трамвае, один – на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна «Боря, ты забыл в школе тетрадку»! Кто и на чем ездит домой?

Ответ: Леша на трамвае, Боря на автобусе,

Витя на троллейбусе.

Задача 4  Б Ч Р Задача 4 В кафе встретились три друга : скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии »,- заметил черноволосый. «Ты прав»,- сказал Белов. Какой цвет волос у художника? Ответ: у художника Рыжова черные волосы

Задача 4

Б Ч Р

Задача 4

В кафе встретились три друга : скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии »,- заметил черноволосый. «Ты прав»,- сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Ответ: у художника Рыжова черные волосы

Задача 5  КОСТЮМЫ медведя Медведь лисы Лиса волка Волк зайца Заяц Задача 5  Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерее банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей? Ответ:  медведь в костюме волка, лиса- зайца, волк - лисы, заяц- медведя .

Задача 5

КОСТЮМЫ

медведя

Медведь

лисы

Лиса

волка

Волк

зайца

Заяц

Задача 5

Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерее банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?

Ответ: медведь в костюме волка, лиса- зайца, волк - лисы, заяц- медведя .

Задача 6 I способ гвоздики винты гайки Задача 6   У меня в трех коробках лежали гвозди, винты и гайки. На каждой коробке было написано, что в ней лежит. Однажды мой младший брат пересыпал содержимое коробок так, что надпись на каждой коробке перестала соответствовать ее содержимому. Хорошо еще, что он не перепутал их между собой: гвозди остались лежать отдельно от гаек и винтов и т. д. Можно ли, открыв одну из коробок, определить, что лежит в каждой из коробок?   Ответ:  гайки в коробке из пол гвоздей, винты – гаек, гвоздики - винтов

Задача 6

I способ

гвоздики винты гайки

Задача 6

У меня в трех коробках лежали гвозди, винты и гайки. На каждой коробке было написано, что в ней лежит. Однажды мой младший брат пересыпал содержимое коробок так, что надпись на каждой коробке перестала соответствовать ее содержимому. Хорошо еще, что он не перепутал их между собой: гвозди остались лежать отдельно от гаек и винтов и т. д. Можно ли, открыв одну из коробок, определить, что лежит в каждой из коробок?

 

Ответ: гайки в коробке из пол гвоздей, винты – гаек, гвоздики - винтов

Задача 6 II способ Гвоздики (коробка1) Гвоздики Винты (коробка2) Винты Гайки ( коробка3) Гайки Ответ:  гайки в коробке из пол гвоздей, винты – гаек, гвоздики - винтов

Задача 6

II способ

Гвоздики

(коробка1)

Гвоздики

Винты

(коробка2)

Винты

Гайки

( коробка3)

Гайки

Ответ: гайки в коробке из пол гвоздей, винты – гаек, гвоздики - винтов

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя