СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее эффективные методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике

Просмотр содержимого документа
«Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике»








Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике





























В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков по применению изучаемого материала на практике. И значительный объем этих умений и навыков формируется именно на предметах естественного цикла: физике, химии. Биологии и т.д.

Одним из методов является метод упражнений сущность которого состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. упражняются в применении усвоенного материала на практике. И таким путем углубляют знания и развивают свое мышление, а также и творческие способности. Следовательно, упражнения должны: 1) носить сознательный характер и проводиться, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; 2) способствовать дальнейшему углублению знаний; 3) содействовать развитию творческих способностей.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние и характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. Это могут быть: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) практические работы с проведением измерительных работ, с выработкой умения обращения с механизмами и инструментами, с наблюдением за явлениями природы или живыми объектами.

Существенное значение имеют и приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. Можно выделить 4 приема( этапа): 1) учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей теоретической деятельности; 2) учитель демонстрирует как нужно выполнять то или иное упражнение; 3) первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике; 4) последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков. И хотя эти этапы не всегда выступают с достаточной четкостью, подобная схема в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.

При подборе упражнений важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся, размышление, поиск собственных путей и решений той или иной задачи. К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезны, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Запков указывал, что если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений лежит лишь воспроизводящая деятельность, тогда их мышление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьников. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь запомнить знания и способы их применения на практике.

Тренировочная деятельность учащихся сопряжена с некоторыми трудностями. Упражнения связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, т.е. применять в других условиях. Усвоив на основе конкретного примера и факта то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно использовать в новой, ранее не встречавшейся ситуации или с его помощью объяснять новые факты и явления. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно не трудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правило и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. Это положение обуславливает определенную логику и порядок учебной работы по закреплению изложенного материала. Первые тренировочные упражнения по применению новых знаний на практике должны начинаться с показа учителя. Затем учащиеся повторяют его деятельность при выполнении похожих заданий. По мере закрепления изложенного материала учебная работа учащихся все более усложняется и приобретает самостоятельно – творческий характер.

Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значением имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но придавать упражнениям развивающий характер можно лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, догадки, умственной самостоятельности.

4