ТЕМА: Методы устного изложения
Основные методы устного изложения:
1) объяснение;
2) рассказ;
3) лекция (школьная).
Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении
нового материала.
Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных
пособий, а также слов и терминов. Например, к объяснению прибегает учитель, принесший на урок
какое-либо незнакомое наглядное пособие, значение которого надо объяснить для дальнейшего
изложения нового материала. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления,
особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным. Сегодня этот
метод устного изложения становится наиболее часто используемым. Это связано с тем, что в учебном
процессе главенствующее значение приобретает самостоятельная форма работы учащихся.
Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из
важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу
учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным,
если фразы будут построены точно и понятно (т. е. в доступной форме изложения). Важна и
эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и
привлекает учеников к изучению этого вопроса.
Существуют определенные требования к рассказу:
1) он не должен содержать фактических ошибок;
2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов,
доказывающих правильность выдвигаемых положений;
3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;
4) излагаться простым и доступным языком;
5) быть эмоциональным по форме и содержанию;
6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.
Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью
изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной
программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном
виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает
конспектирование ее учащимися. Такой метод применяется лишь в старших классах. Это связано с тем,
что при подготовке к лекции учитель привлекает дополнительную литературу, не включенную в
школьный курс. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является
составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать
реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и
приемы демонстрации:
1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;
2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются
наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;
- демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы
привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач,
которые поставил перед собой учитель.
|