СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы устного изложения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Методы устного изложения

Основные методы устного изложения:

1) объяснение;

2) рассказ;

3) лекция (школьная).

Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении

нового материала.

Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных

пособий, а также слов и терминов. Например, к объяснению прибегает учитель, принесший на урок

какое-либо незнакомое наглядное пособие, значение которого надо объяснить для дальнейшего

изложения нового материала. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления,

особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным. Сегодня этот

метод устного изложения становится наиболее часто используемым. Это связано с тем, что в учебном

процессе главенствующее значение приобретает самостоятельная форма работы учащихся.

Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из

важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу

учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным,

если фразы будут построены точно и понятно (т. е. в доступной форме изложения). Важна и

эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и

привлекает учеников к изучению этого вопроса.

Существуют определенные требования к рассказу:

1) он не должен содержать фактических ошибок;

2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов,

доказывающих правильность выдвигаемых положений;

3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;

4) излагаться простым и доступным языком;

5) быть эмоциональным по форме и содержанию;

6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.

Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью

изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной

программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном

виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает

конспектирование ее учащимися. Такой метод применяется лишь в старших классах. Это связано с тем,

что при подготовке к лекции учитель привлекает дополнительную литературу, не включенную в

школьный курс. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является

составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать

реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и

приемы демонстрации:

1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;

2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются

наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;

  1. демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы

привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач,

которые поставил перед собой учитель.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методы устного изложения»

ТЕМА: Методы устного изложения

Основные методы устного изложения:

1) объяснение;

2) рассказ;

3) лекция (школьная).

Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении

нового материала.

Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных

пособий, а также слов и терминов. Например, к объяснению прибегает учитель, принесший на урок

какое-либо незнакомое наглядное пособие, значение которого надо объяснить для дальнейшего

изложения нового материала. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления,

особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным. Сегодня этот

метод устного изложения становится наиболее часто используемым. Это связано с тем, что в учебном

процессе главенствующее значение приобретает самостоятельная форма работы учащихся.

Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из

важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу

учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным,

если фразы будут построены точно и понятно (т. е. в доступной форме изложения). Важна и

эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и

привлекает учеников к изучению этого вопроса.

Существуют определенные требования к рассказу:

1) он не должен содержать фактических ошибок;

2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов,

доказывающих правильность выдвигаемых положений;

3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;

4) излагаться простым и доступным языком;

5) быть эмоциональным по форме и содержанию;

6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.

Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью

изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной

программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном

виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает

конспектирование ее учащимися. Такой метод применяется лишь в старших классах. Это связано с тем,

что при подготовке к лекции учитель привлекает дополнительную литературу, не включенную в

школьный курс. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является

составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать

реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и

приемы демонстрации:

1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;

2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются

наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;

  1. демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы

привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач,

которые поставил перед собой учитель.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!