СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Международные отношения на политической карте мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Международные отношения на политической карте мира»

Тема урока: Международные отношения на политической карте мира.

Политическая география и геополитика

Народы всех стран объединяйтесь во благо мира!

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений о политической географии и геополитике, сфере их интересов, степени влияния международных отношений на политичес­кую карту мира. формировать умение вести дискуссию для урегулирования неразрешенных проблем на политической карте мира.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:


  1. Обеспечить усвоение обучающимися дидактической единицы, продолжить формирование представлений и знаний о политической карте мира.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей (по стандарту)

  2. Продолжить формировать навыки и умения: находить и применять разнообразные источники географической информации (включая ресурсы Интернета), давать правильную оценку важнейшим событиям международной жизни, геополитической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития. (ПО СТАНДАРТУ)

  3. Формирование коммуникативной и познавательной культуры учащихся.

  4. Воспитательные:

  1. Способствовать формированию эмоционально - ценностного отношения к миру

  2. Способствовать воспитанию интернациональных чувств, толерантности, уважения к другим народам и культурам;

  3. Воспитывать ответственность, организованность, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: политическая карта мира, презентация к уроку, материалы газет и журналов, атласы, учебник.

Тип урока: урок-диалог в ходе деловой игры с использованием опережающих заданий

III.      Беседа с учащимися

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент..

Учитель.

Добрый день, дорогие друзья, и уважаемые учителя!

Наша планета огромна и всей жизни не хватит, чтобы объездить все страны. В них живут люди разных национальностей, они отличаются по цвету кожи, но всех их объединяет то, желание жить в мире. Сегодня мы встретились здесь для того чтобы улучшить международные отношения, чтобы перейти от недоверия к взаимопониманию и сотрудничеству. Народы всех стран объединяйтесь во благо мира! А для этого к нам приехали гости из разных стран мира, Поприветствуем, гостей нашего фестиваля!

Ведущий: Самая развитая страна мира, плавильный котел национальностей – Соединенные Штаты Америки! Встречайте представителя ООН Хорхе Драйзера.

Ведущий: Вы слышите эту музыку? Хотите узнать больше про эту сказочную страну? На могучих индийских слонах к нам приехала загадочная красавица Индии Гита Гапал.

Египет Кто не увлекался историей этого удивительного мира7 Египет – страна солнца, сладостей на побережье теплого Средиземного моря ждет вас! Джезенет Адджо из Египта !

Ведущий: У этой страны, словно у древнего божества, множество лиц. Поджоги машин, беспорядки, забастовки с одной стороны. Надежды, мечты, – с другой. Какова же она на самом деле? Это можно понять, лишь побывав в Сербии. Поприветствуем Сержалинну Драган!

Ведущий: Загадочная страна на окраине мира. Закрытая от всех, самобытная и неповторимая. В культуре Японии столько красоты и изящества! Ваши аплодисменты японским гостям.

Ведущий: Бьют барабаны, слышно рычание льва! Это Африка, Африка! Из африканских пустынь на спине страуса приехала географиня Нигерии Изаура Смит.

Опрос

1.Ребята, перед Вами современная карта мира. Как вы думаете, она всегда выглядела таким же образом.

Политическая карта мира - своеобразное зеркало эпохи. Она находится в постоянном развитии.

2.Какие изменения происходят на ПКМ?

3.Приведите примеры качественных и количественных изменений.

4Какие виды международных отношений могут быть?

.


5 Как вы считаете, изменились ли международные отношения после 1990-х годов. Если да, то докажите это.

Ответы(примерные):

  1. После 1990-х годов международная напряженность пошла на убыль, стало спокойнее и безопаснее.

  2. Окончилась «холодная война», закончилось противостояние.

  3. Свертывание конфликтов между США и СССР.

  4. Произошло затухание целого ряда конфликтов. Путем переговоров были разрешены такие конфликты в Центральной Америке Никарагуа, Сальвадор, В странах СНГ


6.Почему ООН- одна из наиболее влиятельных международных организаций в современном мире?


Благодаря деятельности ООН международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее. Несмотря на эти достижения, многие вопросы международных отношений, находящие отражение на современной политической карте мира, еще ждут своего разрешения.


7.Ребята, Какие же обстоятельства нашего времени отягчают международные политические (геополитические) отношения? Ответы(примерные):

  1. Расширение НАТО на Восток.

  2. Распространение ядерного оружия.

  3. Возникновение региональных конфликтов.

  4. Терроризм



Изложение нового материала

Молодцы ребята, я вижу, что к нам приехали лучшие представители своих стран, и они помогут нам разрешить эти проблемы, найти корень зла. О США мы многое слышали, но будет лучше узнать о ней от самого американца. Встречайте представителя ООН Хорхе Драйзера.

Соединённые Шта́ты Аме́рики,  государство в Северной Америке, занимающая всю его среднюю часть Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, где разрешен свободный въезд. На юге Рио-Гранде является единственным рубежом между США и Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада ис Атлантическим с востока.

ЭГП замечательное и оно конечно же сказалось на уровне экономического развития.

Несмотря на, то что наша страна, хорошо обеспечена минеральными ресурсами мы являемся большими экспортерами. Мы считаем зачем продавать богатства природы, когда можно продать товары, которые мы сделали своими руками, ведь эти ресурсы невозобновимы.

Учитель

А теперь поприветствуем индийскую красавицу Гита Гапал. Это правда, что вы приехали на слонах?

Ученик

Да, но мой маленький слон весит 8 тонн и не полез через двери школы.

По численности населения это вторая страна после Китая., перешагнувший рубеж 1млрд жителей. Миллиардный гражданин это была девочка, которую назвали Аста, что значит вера появилась на свет в 2000 году. Индия самая многонациональная страна мира.

Учитель. Возможно у участников фестиваля есть к вам вопросы?

Участник фестиваля

Как известно на индийский образ религия индуизм оказывает очень большое значение. Один из важнейших догматов индуизма- деление общества на касты был отменен. Сохраняется ли кастовая принадлежность в настоящее время?

ЗАДАНИЕ. Вы видите политическую кату на слайде, нанесите на нее «горячие точки» и на карты атласа используя информацию о региональных конфликтах, которую вы нашли в разных источниках.

Ученик

Несмотря на официальную отмену принадлежность к касте сохраняется, особенно в деревнях. Наряду с этим сложный этнический и религиозный состав населения нередко приводит к обострению межнациональных и кастовых противоречий, к возникновению сепаратистких движений.

Основное население штата Пенджаб составляют индийцы сикхи, представляющих одну из сект индуизма, превратившуюся в самостоятельную религию. Сначала 8 0-гг сикхи ведут борьбу за образование своего независимого государства Халистан, и это уже не раз приводило к вооруженным столкновениям.

Также территориальный спор из-за штата Джамму и Кашмир длится уже полвека. Это- единственный штат Индии, где преобладают мусульмане, выступающие за независимость штата от индии или присоединение его к Пакистану

Учитель

Учитель Египет


Это страна имеет уникальное географическое положение и является одним из

культурных и политических центров Арабского Востока, где расположено одно из семи чудес света

Выигрышное положение привлекают сюда туристов всего мира.

Ученик

Цивилизация Древнего Египта считается одной из самых загадочных м притягательных

в истории мировой культуры. Уникальность Египта прежде всего в его долговечности.

Ни одна страна, ни одна культура, ни до ни после не существовали такое продолжительное

время-более четырех тысячелетий, причем практически в неизменном виде.



Учитель.

Политическая карта мира- своеобразное зеркало эпохи, где отражаются все события. Одни страны стремятся к объединению, другие же наоборот к созданию своего суверенного государства. Например, Югославия на ее территории образовалось 5 стран: Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцоговина. Есть древняя притча о важности единства, о так называемых прутиках, которые по одному сломать легко, а в вязанке — практически невозможно. Отчасти она применима и к ситуации, сложившейся в государствах, входивших в состав единой Югославии.

Вот только прутики-страны оказались разной толщины и упругости. Экономика одних активно развивается, других — все еще испытывает последствия гражданской вой­ны середины 90-х гг. прошлого века.

- Какая же обстановка сегодня в Сербии? Послушаем, Сержалинну Драган!



В1998-1999 гг. Сербия вновь оказалась в изоляции и стала мишенью воздушных ударов стран НАТО. США и страны Евросоюза возобновили сотрудничество в Сербией только после свержения президента Слободана Милошевича и прихода к власти Воислава Коштуницы, отношения Сербии с большинством стран Запада нормализовались

- Сербия переживает тяжелые времена. Более 20% трудоспособного населения сейчас не имеет работы – это самая большая проблема страны. Духовный кризис, производство и наука в упадке, идеалов нет.

Нынче в Сербии больше людей умирает, чем рождается. Правда, три года назад государство приняло программу стимулирования рождаемости - но она не исполняется, а правительство говорит, что у государства нет денег…

Учитель


В этих странах живут носороги, бегемоты, страусы. Ребята, какая же это страна? Встречайте, гостью из Нигерии - Изауру Смит.


Ученица из Нигерии

Наша страна имеет блестящее ЭГП, имеет выход в Гвинейский залив. Нигерия хорошо обеспечена природными ресурсами, но эти ресурсы практически разворовываются. Нигерия-это зеркало, где отражаются все африканские проблемы. У нас на одну женщину в среднем приходится семеро детей и не каждый имеет возможность учиться в школе. У нас крысы с размером больше кошки. По количеству аварий 1 место в мире. В полиции практически любому человеку выдаются водительские права.


Ученик.


- Основная причина бед Африки это малообразованность свое и без того нелегкое положение они усложняют и межнациональной рознью. Сколько здесь горячих точек! Может вы устроите свою жизнь в нашей стране.


- Спасибо за предложение, но я верю в будущее своего народа, и я надеюсь улучшить положение своей страны.

Учитель


Когда человек теряет веру в свою страну то пропадает стержень, единство общества,А при отсутствии веры не будет и никакой экономики. Благодаря вере и выдержке процветает Япония.

Мы все с душевной болью восприняли сообщение о сильнейшем землетрясении и цунами, повлекшим за собой взрыв на Фукусиме ,которые унесли человеческие жизни и привели к значительным разрушениям. Какова же обстановка в Японии сегодня?

Ученица- Аноке Катони, вам слово.

Японии предстоит длинный и трудный путь: от спасения человеческих жизней, до восстановления пострадавших районов Россия оказалась одной из первых стран, предложивших Японии помощь в борьбе с последствиями стихийного бедствия, не смотря на территориальный спор из-за Курильских островов. От имени своего народа я выражаю вам благодарность.



Учитель.

Уважаемые гостьи наш корреспондент из журнала «Гео» хочет взять у вас интервью если вы позволите.

Ученик.

Все мы слышали о землетрясении в Японии, которое явилось причиной разрушения атомной станции Фукусима. Мировая общественность была озабочена проблемами экологии, ведь от радиации, распространяемой воздушными и водными потоками, могла пострадать не только Япония, но и жители близлежащих государств.

До сих пор не заживают раны Чернобыльской земли….

С чего же началась череда этих чудовищных трагедий?

Ученик.

Началась она в 1945 году, когда человечество заставило атом работать на себя. Произошло это в далеком 1945 году, в том году, когда в Европе окончилась Вторая Мировая война….

6- го августа 1945, ровно в 8.15 утра, атомная бомба с урановой начинкой взорвалась на высоте 580 метров над городом Хиросима. Европа победила фашизм, но Америка, которой всегда хотелось быть впереди всей планеты, решила показать всему миру, что у нее есть мощное оружие, которого мир должен бояться – атомное оружие, последствия применения которого будут очень страшны.

Для того, чтобы продемонстрировать всю мощь этого оружия была выбрана Япония .

На одну миллионную долю секунды над землей вспыхнуло ослепительным светом еще одно солнце. Оно было во 100 крат ярче небесного светила. Огненный шар обрушил на город Хиросима жар в миллион градусов.

Все часы, найденные в зоне бедствия,

остановились на отметке 8:15 утра, времени взрыва.



В 1 секунду они сожгли заживо 86100 человек.

В эту секунду 72000 получили ранения.

В эту секунду 6820 домов стали пеплом.


За несколько секунд 400-летний город был буквально превращен в пепел.

Женщины, мужчины и дети, застигнутые взрывом врасплох во время обыкновенного рабочего дня, были умерщвлены страшным образом. Их внутренние органы моментально сварились, кости от страшной жары превратились в твердый уголь.

Это был атомный ад.

Рядом с эпицентром взрыва температура была такой силы, что большая часть людей, животных, растений была моментально превращена в пар. От людей остались только тени, которые, отпечатались на камня.

Очевидцы трагедии, оставшиеся в живых, после рассказывали:

"После взрыва большинство зданий были разрушены. Куски древесины и другие обломки были раскиданы по земле, и в некоторых местах они были свалены в кучу. Все, кто были на улице, — погибли. Люди, погребённые под завалами, умоляли о помощи. Те же, кто чудом выжили, в ужасе убегали прочь. Город погрузился во тьму. Когда видимость начала улучшаться, разрушенные дома уже полыхали. Город превратился в море стонов, дыма, огня и криков о помощи".

В это утро в Хиросиме погибло более 240 тысяч человек.

Ученик.

Но Америке этого было мало. 9 августа 1945 года в 11 часов 2 минуты американцы сбросили вторую атомную бомбу – на японский город Нагасаки.

Трагедия повторилась. В Нагасаки погибло около 80 тысяч человек.

Атомный ад. Ослепительный, девятый, самый страшный его круг назывался эпицентром. Те, кто оказался там, были сожжены заживо. В других адовых кругах люди, умирая, терпели страшные страдания.

Еще тысячи и тысячи людей умерли после взрывов от лучевой болезни. Кто-то раньше, кто-то-через несколько лет.

Лучевая болезнь – стала приговором для их детей, а затем и внуков.

Учитель

Весь мир потрясла история японской девочки из Хиросимы Садако Сасаки, умершей в 1955 году от последствий облучения (лейкемии). Уже находясь в больнице, Садако узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится.

Мечтая выздороветь, Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.

Садако успела сложить только 644 журавлика …



 Люди со всех концов земли собрали деньги на памятник девочке – еще одной жертве той войны.

Стоит в Парке Мира Хиросимы памятник: на острие символической атомной бомбы фигурка Садако. В поднятых к небу руках она держит золотистого журавля. У основания монумента надпись: «Это наш крик и наша молитва о мире во всём мире».  

Ученик.

Насторожитесь! Колокол бьет.

И видеть повсюду должны мы

Журавлика, выпущенного в полет

Девочкою Хиросимы.



Бумажный журавлик в небе плыви!

Взрыв атомный не убывает.

Живым с надеждой в глаза посмотри

Девочка из Хиросимы. (Расул Гамзатов)

СЛАЙД ЗАДАНИЕ. - Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.

- Какие страны мира обладают ядерным оружием?

- Какая страна лидирует по количеству боеголовок?

- Возможна ли в XXI веке третья мировая война?



Учитель

Прошли десятилетия, а у мирового сообщества появился новый враг номер один. Он силен и опасен, жесток и коварен. Имя ему международный терроризм.

Ученик

Мы уже почувствовали дыхание терроризма. Оно рядом, оно уже вошло в наши двери……

Гибнут ни в чем не повинные люди. Об этом нельзя молчат.

Теракты, военные конфликты- почему это стало реальностью нашего времени? Чего не хватает всем людям сегодня? Отчего происходит зло в мире? Кто повинен в этом?

Учитель.

Современную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма. Разве не размах терроризма Бесланская трагедия? Давайте вспомним 1 сентября 2004 года.

Ученик

Кто не помнит этой даты?1 сентября- самый чистый, яркий праздник, особенно для первоклашек. Содрогнулся от горя, плача и от боли. Они вошли в школу с цветами, пошли на праздник и не вернулись оттуда. Они мечтали о счастье, о любви, как и все мы, но… один миг … и х нет. Когда читаешь материал, слезы текут. Страшно … Но историю надо знать! В руках боевиков оказалось более 1200 человек. В основном это были дети и женщины. Три дня их держали в нечеловечески х условиях, практически не давая воды и еды.

Учитель

3 сентября спецназ был вынужден пойти на штурм,в ходе которого свыше 300 человек погибли и около 600 получили ранения.

Страшная трагедия стала новой точкой отсчета в 10000 летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней.

У входа на новое бесланское кладбище кто- то оставил плюшевого тигра. Наверное, чтобы охранял покой тех, кто остался навеки. Здесь молчат или плачут, слова уже давно иссякли. И только белое полотно на «Древе скорби» развевается на ветру.

Ученик

Сентябрь в гости постучался,
День знаний наступил.
Открыла школа детям двери,
А террорист закрыл.

Спортзал увешанный взрывчаткой,
Обвалы крыши, взрывы, дым...
И этот день пожаром ярким
Мы - люди в памяти храним.

Оборвались ребячьи жизни
И жизни их учителей
О, люди! Вы должны служить отчизне,
А не губить ее детей!

Зачем стрелять ребенку в спину?
Ведь он еще не начал жить...

Учитель

Число терактов неуклонно растет с каждым годом. Растет жестокость, растет число жертв, растет подготовленность и организованность террористов. Каждый последующий теракт страшнее предыдущего.

Давайте вспомним терракты, совершенные в Дагестане.

Ученик(примерные ответы)

Летом в 1999 году в Цумаде, Ботлих, Мехельта в общем под лозунгами «ваххабизма» проникли бандиты без роду и без племени. Погибли около 200 человек.

«28 августа 2012 года в дом шейха Саида Афанди Чиркейского– самого влиятельного суфийского шейха на Кавказе, устаза Накшбандийского и Шазалийского тарикатов вошла женщина. Она была молодой, и беременной, поэтому охрана не стала ее обыскивать. Войдя внутрь, она села напротив шейха.

- Я русская, хочу принять ислам, - спокойно сказала женщина.

- Что ж, очень хорошо, - ответил шейх. В этот момент прогремел взрыв.

Модное, но скромное платье скрывало не будущего ребёнка, а пояс шахидки. Погибли 7 человек: сам 75-летний шейх, ученики, в числе убитых 12-летний мальчик, который пришел в дом священнослужителя со своими родителями.


«Эта трагедия потрясла Дагестан, наложила отпечаток на нашу деятельность, вызвала боль и возмущение дагестанского общества. Шейх Саид-Афанди Чиркейский на протяжении долгих лет служил Дагестану, миру и согласию в нашем обществе. Открыто выступал против экстремизма и терроризма. Твердо стоял на позициях добра и милосердия. Учил молодежь твердо следовать нравственным ценностям ислама, гуманистическим традициям наших народов.

Он был настоящим учителем, наставником в высочайшем смысле этого слова. За его советом шли тысячи людей. И для каждого он находил муд­рое наставление, многим помогал.

Это зло не останется безнаказанным. Органами власти республики, правоохранительными структурами предпринимаются все необходимые меры, чтобы преступники получили заслуженное наказание.

 Уверен, что идеи, которым Саид-Афанди посвятил свою жизнь, будут жить и дальше в добрых делах его многочисленных учеников и последователей, а также простых дагестанцев», - подчеркнул глава Дагестана.


Учитель.


Величайшие враги Аллаха - это люди которые называют себя верующими а творят дела неправедные и дерзновенно проливают кровь людей. Этот скорбный список продолжается до сих пор. Мы должны просить прощения у тех, кто потерял родных и близких, выразить сочувствие и соболезнование тем, кто пе­режил эту страшную беду.

Объявляется минута молчания.

Сколько горя и жертв приносит нам терроризм. Сколько сыновей осталось без отцов, сколько жен осталось без мужей, а сколько матерей надели черный траур.


Послушаем диалог дочери с матерью.( стихотворение Р.Гамзатова Черный платок)


Учитель

Терроризм-это слово для людей стало настолько привычным, что мы застываем в страхе, и спокойно продолжаем жить и смотреть на то, что творится в мире. Говорят, время лечит. Боль отступает, но не уходит… У нас нет возможности исправить прошлое. Мы можем только бороться за наше будущее. Нам необходимо объединится для борьбы с этим мировым злом.» Злое зерно не прорастет там, где нет для этого благодатной почвы. Так давайте же не создадим благодатную почву для террористов.

На политической карте мира 230 стран. Главное не сколько стран на Земле, а чтобы во всех странах земли был мир. Мы дети разных народов, мы мечтою о мире живем. Свои мечты они отражают в рисунках.

Дети рисуют мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен нам!

Звучит детская песня « Мир, который нужен мне».

Учитель А гостям фестиваля я предлагаю написать пожелания на крыльях голубей и приклеить на доску.

Пусть все дети растут в мире!

Пусть все дети будут счастливы!

Пусть все дети ходят в школу!

Пусть все дети будут всегда сытыми, обутыми и одетыми!

Пусть у каждого будут свои книжки и игрушки!

Пусть у всех детей всегда будет крыша над головой!

Пусть каждому ребенку вовремя будет оказана медицинская помощь!

Пусть у всех будут друзья на всей планете!


III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание.

V. Рефлексия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!