Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Ошский государственный университет
Факультет математики и информационных технологий
Кафедра ТОМИиОМ
«Утверждено»
на заседании кафедры ТОМИиОМ
от «___»_____________ 2019 г.
Зав. каф.________Аттокурова А.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ
(Syllabus)
По дисциплине
«Межпредметные связи в физико-математическом образовании»
Магистерская программа: 550200 - Физико-математическое образование.
Профиль “Математика и информатика”
форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий
Всего 4 кредит/часа
Курс 2
Семестр 3
Лекций 24 часов
Семинарских 24 часов
Количество рубежных контролей (РК) 2
СРС 72 часа,
Экзамен 1 семестр
Всего аудиторных часов 48
Всего внеаудиторных часов 72
Общая трудоемкость 120 часов
Силлабус составлен на основании:
1. ГОС ВПО по направлению 550200 - Физико-математическое образование, профиль “Математика и информатика” академическая степень: магистр, для магистрантов, обучающихся на очном отделении с применением дистанционных технологий.
2. Бюллетень №19 Ошского государственного университета. Положение об учебно-методическом комплексе (УМК). – ОшГУ, 2017.
Лектор-преподаватель: к.п.н., доцент Келдибекова А.О.
Составитель рабочей программы: к.п.н., и.о. доцента Култаева Д.Ч.
Ош-2019
Содержание
1. Аннотация 3
2. Цели и задачи дисциплины 3
3. Политика курса 3
4. Пререквизиты курса 4
5. Постреквизиты курса 4
6. Требования к уровню освоения дисциплины 4
7. Образовательные технологии 5
8. Технологическая карта 5
9. Тематический план лекционного занятия 6
10. Тематический план лабораторных занятий 6
11. Задания для СРМ 7
12. Учебно-методическое обеспечение 9
13. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену 9
14. Критерии оценки знаний магистрантов 11
Аннотация
История формирования межпредметных связей. Функции межпредметных связей. Классификация межпредметных связей. Межпредметные связи как важнейший фактор оптимизации процесса обучения и новейший его результативности. Методы и формы организации межпредметных уроков. Принципы реализации межпредметных связей физики с математикой.
2. Цели дисциплины: Сформировать в процессе изучения методики реализации межпредметных связей дисциплин физико-математического цикла готовность и способность магистрантов использовать интегративные методики и технологии в процессе обучения старшеклассников физике во взаимосвязи с математикой. 3. Политика курса: Учебный процесс осуществляется с применением модульно–рейтинговой системы оценивания успеваемости магистрантов с помощью информационной системы AVN.
Магистрантам предъявляются требования и правила поведения на занятиях:
а). Обязательное посещение занятий;
б). Активность во время занятий;
в). Подготовка к занятиям, к выполнению домашнего задания и СРС.
Недопустимо:
Опоздание и уход с занятий;
Пользование сотовыми телефонами во время занятий;
Обман и плагиат;
Несвоевременная сдача заданий.
4. Пререквизиты курса 5. Постреквизиты курса 6. Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к результатам освоения образовательной программы магистратуры в области педагогической деятельности: обучающийся должен освоить следующие профессиональные компетенции: способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4); готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий (в том числе проектных) и приемов обучения к анализу результатов процесса их использования в организациях осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11)
7. Образовательные технологии
Применяемые информационные технологии: лекции в форме презентаций, обучающие и тестирующие программы, электронные учебники.
Формой рубежного (промежуточного) контроля знаний и умений магистрантов по курсу являются модули.
Формой итогового контроля знаний и умений магистрантов по курсу является экзамен.
Текущий и рубежный контроль. Магистранты, после выполнения соответствующих (первому или второму модулю) лабораторных работ допускаются к текущему контролю. Текущий контроль осуществляется на платформе ИС AVN ОшГУ в виде компьютерного тестирования. Каждый из двух рубежных контролей (модулей) оценивается по 30 балльной шкале.
Итоговый контроль. Итоговый контроль реализуется в форме защиты собственно созданных программ (в виде компьютерного тестирования) и оценивается по 40 балльной шкале.
Правила оценивания рубежного и итогового контроля.
Рубежный контроль (М1, М2) | Итоговый контроль (ИК) |
Количество правильных ответов | Вставляемые баллы | Количество правильных ответов | Вставляемые баллы |
K, K=1,2,…,30 | K, K=1,2,…,30 | N, N=1,2,…,40 | N, N=1,2,…,40 |
8. Технологическая карта
Всего | Ауд. часы | СРМ | 1-модуль (30 с., 30 б.) | 2-модуль (30 с., 30 б.) | Итоговый контроль (40 б.) | Всего |
Ауд. ч. | СРМ | Рубежный контроль(РК-1) 1. (РК-1) | Ауд. ч. | СРМ | Рубежный контроль 2 (РК-2) | Лекция | Лаборатория | СРМ | Итоговый контроль (ИК) | |
Лекция | Лаборато-рия | Лекция | Лаборато-рия | |
120 | 60 | 60 | 16 с. | 14 с. | 30 с. | 14 с. | 16 с. | 30 с. | |
Баллы | 16 | 10 | 4 | 30 б. | 16 | 10 | 4 | 30 б. | 20 | 12 | 8 | 40 б | |
Итоги модулей | К1=16+10+4=30 б. | К2=16+10+4=30 б. | К3=20+12+8=40 б. | 100 |
9. Тематический план лекционного занятия
№ | Наименование разделов, модулей, темы и учебных вопросов | К-во часов |
1 | Межпредметная связь и её значение | 1 |
2 | История формирования межпредметных связей. | 1 |
3 | Понятие и классификация межпредметных связей. | 1 |
4 | Виды межпредметных связей в содержании обучения математики. | 1 |
5 | Функции межпредметных связей | 1 |
6 | Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования | 1 |
7 | Роль межпредметных связей в обучении математике. | 1 |
8 | Межпредметность – современный принцип обучения | 1 |
9 | Изучение всех предметов естественнонаучного цикла связано с математикой. | 1 |
10 | Межпредметная связь с другими предметами | 1 |
11 | Деятельность учащихся при использовании межпредметных связей | 2 |
12 | Реализации связей математика-физика | 2 |
13 | Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы | 2 |
14 | Использование межпредметных связей на уроках математики | 2 |
15 | Роль межпредметных связей развития физико-математического цикла | 1 |
16 | Использование межпредметных связей при изучении курса физики в школе | 1 |
17 | Межпредметные связи при решении задач по физике с использованием математического аппарата и применение информатики | 2 |
18 | Межпредметные связи в обучении информатике на примере математики. | 1 |
19 | Межпредметные связи между курсом информатики и другими школьными предметами | 1 |
10. Тематический план семинарских занятий
№ | Наименование разделов, модулей, темы и учебных вопросов | К-во часов |
1 | Межпредметные связи в системе обучения в средней школе | 2 |
2 | Межпредметные связи как важнейший фактор оптимизации процесса обучения и повышения его результативности | 2 |
3 | Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения | 2 |
4 | Проблемы межпредметных связей в практике школьного обучения | 2 |
5 | Роль учителя в организации межпредметных связей | 2 |
6 | Использование межпредметных связей на уроках | 2 |
7 | Роль математики в развитии физики | 2 |
8 | Интегрированный урок по геометрии | 2 |
9 | Возможные пути и приёмы реализации межпредметных связей на уроках технологии с другими школьными предметами | 2 |
10 | Роль межпредметных связей развития познавательной и предметной деятельности учителя физико-математического цикла | 2 |
11 | Практические примеры межпредметных связей информатики и математики. | |
12 | Применение информационных технологий для повышения эффективности в обучении математики | 2 |
13 | Использование межпредметных связей на уроках информатики. | 2 |
11. Задания для СРМ
№ | Наименование разделов, модулей, темы и учебных вопросов | К-во часов |
1 | Межпредметные связи как ядро в содержательном направлении интеграции образования | 6 |
2 | Реализация межпредметных связей дисциплин на основе фундаментализации образования | 4 |
3 | Реализация межпредметных связей дисциплин на основе компетентностного подхода | 4 |
4 | Методологический анализ межпредметных связей | 2 |
5 | Технологии осуществления межпредметных связей физики с математикой на основе метода математической статистики | 6 |
6 | Преемтсвенность в формировании общих понятий, закономерностей, изучаемых в физике и математике | 4 |
7 | Связь физики с информатикой | 2 |
8 | Связь информатики с математикой | 2 |
9 | Изучение тем курса физики на основе геометрических моделей | 4 |
10 | Общие подходы к формированию универсальных учебных действий и обобщенных умений учебного труда, преемтсвенность в их реализации | 6 |
11 | Роль математики в описании механического движения в условиях межпредметных связей | 4 |
12 | Методология конструирования проектов по реализации межпредметных связей физики с математикой в средней школе | 6 |
13 | Осуществить поиск литературы по проблеме МПС физики с математикой (монографии, учебные пособия, методические рекомендации, профессиональные журналы-Физика в школе, математика в школе, наука и школа, педагогика, технологии обучения и др. (год издания 2014-2017)) | 6 |
14 | Осуществить проектирование методики реализации межпредметных связей физики с математикой при изучении темы, Закон сохранения в механике по другому направлению (выбор направления осуществить самостоятельно). | 4 |
12. Учебно-методическое обеспечение
12.1. Основная литература
1. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1986. 174с.
2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения – М.: Просвещение, 1984 – 143 с.
4. Межпредметные связи курса физики в средней школе / под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева и др. М.: Просвещение, 1987 г. – 191 с.
5. Перышкин А.В., Физика. 8 кл.; учебник для общеобразовательных учреждений. стереотип. издание, М.:Дрофа, 2008.
12.2. Дополнительная литература
1. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1989. 191 с.
2. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986. 174с.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения – М.: Просвещение, 1984 – 143 с.
4. Межпредметные связи курса физики в средней школе / под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева и др.– М.: Просвещение, 1987 г. – 191 с.
5. В.А. Коробов. «Опыт применения математики в преподавании физики» / Физика в школе № 4, 1991 г.
6. А.М. Цацурян. «Повторение курса физики с привлечением знаний учащихся по математики» / Физика в школе № 4, 1990 г.
7. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
8. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Наука, 1985.
9. Кривошеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения. Информационные технологии. – 2010. – №2. – С. 32 – 36.
13. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Межпредметная связь и её значение.
2. Понятие и классификация межпредметных связей
3. Хронологические межпредметные связи
4. Содержательные межпредметные связи
5. Виды межпредметных связей в содержании обучения математики
6. Методические приемы осуществления межпредметных связей
7. Формы проведения межпредметных уроков
8. Функции межпредметных связей
9. Методические приемы осуществления межпредметных связей
10. Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения
11. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования
12. Примеры реализации межпредметных связей
13. Методы реализации межпредметной интеграции
14. Роль межпредметных связей в обучении математике
15. Проблемы межпредметных связей в практике школьного обучения
16. Связь науки с реальной жизнью
17. Межпредметность – современный принцип обучения
18. Изучение всех предметов естественнонаучного цикла связано с математикой
19. Использование межпредметных связей на уроках
20. Межпредметная связь с другими предметами
21. Деятельность учащихся при использовании межпредметных связей
22. Принципы осуществления связи физики и химии
23. Возможные пути и приёмы реализации межпредметных связей на уроках технологии с другими школьными предметами
24. Реализации связей «математика-физика»
25. Роль математики в развитии физики
26. Координация работ
27. Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы
28. Роль межпредметных связей развития физико-математического цикла
29. Использование межпредметных связей при изучении курса физики в школе
30. Межпредметные связи при решении задач по физике с использованием математического аппарата и применение информатики.
31. Использование межпредметных связей на уроках информатики.
32. Межпредметные связи в обучении информатике на примере математики.
33. Методика обучения учащихся использованию межпредметных связей
34. Межпредметные связи в обучении информатике на примере математики.
35. планирования межпредметных связей
36. Применение информационных технологий для повышения эффективности в обучении математики
37. Межпредметные связи между курсом информатики и другими школьными предметами
38. Результаты использования межпредметных связей:
39. Межпредметные связи информатики с другими общеобразовательными предметами
40. Ряд функций межпредметных связей в обучении информатики
14. Критерии оценки знаний магистрантов
Оценка знаний (академической успеваемости) магистранту осуществляется по 100 балльной системе (шкале) следующим образом:
Рейтинг (баллы) | Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент оценки по GPA | Оценка по традиционной системе |
87 – 100 | А | 4,0 | Отлично |
80 – 86 | В | 3,33 | Хорошо |
74 – 79 | С | 3,0 |
68 - 73 | Д | 2,33 | Удовлетворительно |
61 – 67 | Е | 2,0 |
31 - 60 | FX | 0 | Неудовлетворительно |
0 - 30 | F | 0 |