СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи в общеобразовательном учреждении.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены формы межпредметных связей и их значение для общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи в общеобразовательном учреждении.»

Межпредметные связи в общеобразовательном учреждении

"Большую роль играют межпредметные связи при обучении любому предмету. Они, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний."

Онищук В. А.



Сейчас современное поколение находится в безграничном пространстве информации и для того, чтобы хорошо в нём ориентироваться у обучающихся должен быть высокий уровень знаний в различных областях науки и в жизни общества. Поэтому основная задача общеобразовательного учреждения на современном этапе - это формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию обучающихся.

За последнее время в средней общеобразовательной школе произошли значительные и очень важные изменения - это утверждение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает :

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно - познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. (5)

Другими словами, ФГОС основного общего образования ориентирован на результат - развитие личности ребёнка в процессе образовательной деятельности.

Реализация данной программы образования предполагает широкое использование межпредметных связей, т. к. каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, а также формирует его мировоззрение.

К сожалению, предметные программы в общеобразовательных школах составлены так, что учащиеся получают разрозненные знания по разным предметам и им сложно ориентироваться в многообразии поступающей информации. Чтобы исправить этот недостаток возникла необходимость внедрения в школьную программу системы интегрированных уроков - уроков с использованием межпредметных связей, т. к. один учебный предмет служит инструментом для решения задач, стоящих перед другими учебными предметами.

Как показывает практика, на интегрированных уроках учащиеся работают с интересом и легко усваивают обширный по объёму материал. Здесь важно и то, что знания, приобретённые на таких уроках, учащиеся могут применить на практике, развивая свои творческие и интеллектуальные способности.

Интегрированные уроки развивают интерес к учению, расширяют кругозор учащихся, повышают их интеллектуальный уровень. И что, самое важное, учат добывать знания самостоятельно, развивая потенциальные возможности школьника.

Проблема межпредметных связей интересовала педагогов ещё в далёком прошлом. Такие педагоги, как Я. А. Коменский и К. Д. Ушинский говорили о необходимости взаимосвязей между учебными предметами для правильного миропонимания и создания истинной системы знаний у учащихся.

Крупнейший немецкий педагог - демократ середины ХIХ века А. Дистервег в своём труде "Руководству к образованию немецких учителей" утверждал, что взаимосвязанное обучение, "при котором пройденное и усвоенное дополняло и освещало бы то, что проходится и усваивается. " Всё должно цепляться друг за друга. Одно благодаря другому преуспевать и созревать."" (1)

Межпредметные связи по своим функциям распространяются не только на все учебные предметы, но и относятся ко всему процессу обучения в целом. Принцип межпредметности способствует реализации следующих принципов обучения: научности, наглядности, систематичности, доступности, индивидуального подхода, коллективной деятельности, активности, прочности знаний.

Можно выделить следующие формы осуществления межпредметных связей в общеобразовательных учреждениях:

  1. Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента или отдельного этапа урока для решения определённой познавательной задачи, которая требует привлечения знаний из других учебных предметов;

  2. Комплексный семинар, на котором можно поделиться опытом использования межпредметных связей на других общеобразовательных предметах;

  3. Межпредметная конференция, на ней можно представить и обсудить работы, связанные с интегрированном обучением;

  4. Различные формы внеклассной работы.

На мой взгляд, в рамках средней общеобразовательной школы межпредметные связи общеобразовательных предметов можно применить в форме внеклассной работы - "Межпредметной недели". Это коллективно - массовое мероприятие, в котором могут принять участие все желающие не зависимо от возраста.

Межпредметная неделя по единой теме создаёт условия для повышения значимости всех предметов в совокупности, позволяет рассматривать проблему с разных позиций, обогащая мировоззрение обучающихся и развивая у них системное видение явления, процесса. (2)

В межпредметной неделе могут участвовать все дисциплины учебного цикла, в зависимости от выбранной темы мероприятия. Межпредметную неделю посвящают одной определённой теме, где учащиеся должны раскрыть её, используя каждый учебный предмет, расширяя поле информации по выдвинутой проблеме.

Таким образом, будут решены следующие учебные задачи:

  1. обеспечение межпредметных связей образовательного процесса;

  2. вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность;

  3. повышение интереса к учебным предметам;

  4. организация коллективного взаимодействия;

  5. совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Исходя из вышесказанного следует, что межпредметные связи способствуют систематизации учебного процесса, повышают прочность усвоение знаний учащимися и вызывают усиление познавательной активности учащихся к обучению.









Литература



1. Педагогическая классика: А. Дистервег, Г. Спенсер: хрестоматия / сост. Н. Б. Баранникова. - М.: АСОУ, 2013. - 192 с.

2. Раенко Т. В. Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования. - Волгоград: Учитель, 2015. - 62 с.

3. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технология. - Волгоград: Учитель, 2014. - 183 с.

4. Синица Н. В. Технология: программа: 5-8 (9) классы. - М.: Вентана - Граф, 2013. - 112 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2013. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).







2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!