СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи в процессе обучения»


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова"

МОСКОВСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Доклад подготовлен Чернышовой Л.А.

для заседания ЦМК Гуманитарная.

Март 2016 года






Межпредметные связи в процессе обучения



Реализация программы исторического образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения, истории России и всеобщей истории, а также других предметов позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

Актуальность межпредметных связей в системе СПО очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

При организации планирования межпредметных уроков может помочь тематическое и поурочное планирование. В этом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, преподаватель видит с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в одних случаях создается опора для введения новых понятий, в других объясняются причинно – следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретические положения и т.п. В зависимости от познавательных целей использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания для обучающихся. Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основные направления активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения учебной темы. Календарно- тематический план показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Можно спланировать цели и задачи урока с учетом межпредметных связей, сформулировать конкретные вопросы к обучающимся, требующих воспроизведения и применения знаний.

В российском образовании накоплен значительный опыт использования интегративного подхода к обучению. Так, наиболее распространёнными являются следующие варианты интеграции:

• проведение интегрированных уроков;

•создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного (внутрипредметная интеграция) или нескольких предметов (межпредметная интеграция) с сохранением их независимого существования;

• введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;

• использование различных интегративных технологий.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.

Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами:

1.История – Русский язык, литература.

При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Анализируются исторические документы, фрагменты из художественных произведений, художественной литературы, и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории. Речевая деятельность является основой межпредметных связей русского языка с другими предметами, а развитие речи – это общая образовательная и воспитательная задача преподавателей, поскольку обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения преподавателя и обучающихся. На уроках истории и обществознания составляются: сложный план, сравнительная характеристика, эссе. Важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия исторического и обществоведческого материала производит использование литературного материала при изучении темы «Великая Отечественная война», «Отечественная война 1812 г.».

2. История – География.

История современного общества сложна и разнообразна, это разнообразие зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. Фактически в курсе географии и истории изучаются одни и те же процессы с учетом специфики каждого предмета. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, социально-экономическом развитии стран на разных этапах развития, закрепляет умение оперировать статистическим, табличным, картографическим материалом. Например, по истории России изучается вопрос об особенностях становления Российской цивилизации, где учитывается влияние природно-географического фактора (климат, полноводные многочисленные реки, удаленность от мировых морских и океанских путей, открытость границ, расположение в Европе и Азии и др.). При изучении войн необходима опора на картографический материал.

3.История – Информатика.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять преподавателю и обучающимся в деятельности различные источники информации. Студенты, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе преподавателем и обучающимися составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории, обществознания. Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать изучаемый учебный материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство обучающихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развить познавательный интерес и творческие способности обучающихся. Использование ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал.

4.История, обществознание – Математика.

Построение и анализ графиков самых разнообразных типов, диаграмм: график спроса и предложения, рост производства, решение заданий, задач по теме «Экономика», «Избирательный процесс».

5 .История, обществознание – Биология.

С курсом биологии может использоваться межпредметная связь при изучении темы «Основные концепции исторического развития человечества», «Природное и социальное в человеке», «Глобальные проблемы современности», где затрагиваются экологические проблемы современного мира.

6. История-Искусство.

Изучаются темы по развитию культуры разных стран и народов. Для яркого и красочного представления материала используется наглядность: репродукции картин, архитектурных сооружений, воспроизведение музыкальных произведений, отрывков из фильмов, виртуальные экскурсии и т.д. На уроках обществознания изучается тема «Духовная жизнь человека», где для объяснения темы используется материал по истории искусств, наглядность.

Таким образом, реализация межпредметных связей является важным средством повышения эффективности познавательной деятельности студентов, так как глубокое и разностороннее раскрытие содержания всех учебных предметов во взаимосвязи и взаимообусловленности способствует:

  1. Более прочному системному усвоению учебной информации.

  2. Формированию у обучающихся способностей оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний.

  3. Развитию ключевых компетенций у обучающихся.

  4. Широкому применению полученных знаний на практике.

  5. Подготовке к итоговой аттестации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!