СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

- Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку.

На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

II. Проверка домашнего задания

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

- Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность к уроку.

На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

II. Проверка домашнего задания

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося


  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Взаимопроверка. Оценка выставляется в оценочный лист самим учащимся.

3. Фронтальный опрос

-Когда же наречия пишутся через дефис?

-А как ещё могут писаться наречия?

4. В этом нам поможет словарно-орфографическая работа

Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.




Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.

II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.

Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение):

Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”
(см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)

Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.

Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?

Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.

Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?

Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.

Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.

На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж?

Ученики: Да!

Учитель: - Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

Ученики: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

Учитель: Запишите тему в тетрадь.

Каковы же цели урока:


1. Познакомиться с теорией

2. Прочитать правило на стр. учебника.

3. Составить алгоритм

Учитель: Чтобы справиться с поставленными целями, нам из замка прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.





Телеграмма

“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”

Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.

Учитель: Молодцы, а теперь давайте проверим правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник на стр. и прочитаем правило.

Чтение учебника.

Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить её первое задание , которое поможет нам составить алгоритм.

Задание 1.

Выборочный диктант. Выписать наречия, объяснить правописание.

  1. Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит (В.Брюсов)

  2. И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)

  3. Землю вскачь не пашут. (Посл.)

  4. Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)

  5. За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий

Составление алгоритма



V. Закрепление изученного

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию

1. Коллективное выполнение упражнения у доски (стр. учебника).

Записать слова, вставить пропущенные буквы,

- Объясните лексическое значение слова навзничь и наотмашь

Используя толковый словарь учебника (стр. ), объясняют лексическое значение слов навзничь и наотмашь.

Работа в группах.

Составить предложение со словом навзничь и произвести его синтаксический разбор.

Физминутка




Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?

Ученики: Знания. Оценки.

Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, выполним проверочный тест.

тест.


1. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска не пишется мягкий знак?


А) луч.., береч.., хорош.., дрож..

Б) из – за туч.., колюч.., невтерпёж.., детёныш..

В) пргож.., спряч.., береч.., возле дач..

Г) горяч.., блёстящ.., замуж.., возле дач..

1) А , Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) В, Г



2. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется мягкий знак?


А) не тревож..тесь, похож.., камыш.., назвнич..

Б) откроеш.., настеж.., сплош.., прилеч..

В) умнож..те, дрож.., доч.., береч..

Г) смотриш.., невтерпёж.., много зрелищ.., гореч..

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4)А, В



3. В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется мягкий знак?


А) лож.., меж туч.., читаеш.., с ъеш..те

Б) роскош.., реч.., отреж.. те, навзнич..

В) береч..ся, разжеч.., настеж.., спряч..

Г) фальш.., жгуч.., много встреч.., встанеш..

1) А, В 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г


4) В каком ряду во всех словах пишется мягкий знак?


А) извлеч.., отдаш.., багаж.., сплош..

Б) стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

В) сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

Г) сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

1) А 2) Б 3) В 4) Г

Ответы: Самоповерка, оценивание.


Домашнее задание:

1) составить словарный диктант на изученную орфограмму;

2) выполнить упражнение из учебника.


VII. Подведение итогов урока. Объявление и комментирование оценок за работу на уроке

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать ь знак на конце наречий?

- Каков алгоритм действия при определении написания ь знака на конце наречий ?


VIII. Домашнее задание

1) § ; упр.

2) Написать сочинение-миниатюру,  употребив наречия с мягким знаком на конце после шипящих «Скорей бы весна пришла», инд. Анализ текста ( Алишер)


IX. Рефлексия

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны, заработанными в оценочных листочках.

Ребята спасибо за работу на уроке, поднимите смайлики, соответствующие вашему настроению.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!