СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа»

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа

урок русского языка в 5Б классе 26 апреля 2019г

учитель Баярова Е.Д.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: усвоение правописания ь после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

Метапредметные умения.

Познавательные: осмысление различия написания разных частей речи с шипящей на конце, владение устной и письменной речью.

Регулятивные: способность к самоконтролю, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Личностные умения: проявлять интерес к предметной деятельности.

Ожидаемый результат: каждый учащийся умеет различать части речи, владеет навыком правописания ь после шипящих в глаголах, существительных, кратких прилагательных, комментируя ход своих рассуждений.

Оборудование урока: учебники, интерактивная доска, карточки для работы.



Ход урока

  1. Организационный момент

Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи пойдет разговор сегодня на уроке.



Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.
- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы? 
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

2.Актуализация знаний

- Предлагаю вопросы, которые помогут узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Глагол»

А. Глагол- это часть речи, которая обозначает ……….(действие предмета) и отвечает на вопросы ……………. В предложении глагол обычно бывает ………

В прошедшем времени глаголы изменяются по ……(числам), а в (единственном)……… числе по (родам) ……. . В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ………..(числам и лицам)

- Итак, какая часть речи будет сегодня на уроке главным действующим лицом?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3.Постановка проблемы.

- Запишите слова, объясните их правописание.

Тишь

Дочь

рожь

Беречь

Стеречь

Жечь

Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы.

Подумай! ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ?

- Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак и почему)

- Назовите ТЕМУ НАШЕГО УРОКА? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов)

- Цель нашего урока…? (Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.)



4. Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы В них содержится народная мудрость! )Объясните их значение.


–– Выпишите выделенные слова: 1. определите какой частью речи они являются ;

2. определите, в каких формах они стоят

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  • Что посеешь, то и пожнешь

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч.)

– Сделайте вывод, что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §121. Выделите изученную орфограмму в записанных глаголах.

Сделаем вывод : В глаголах 2 лица единственного числа после ш всегда пишется мягкий знак.


Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему?

5.Физминутка

А теперь немного отдохнём. Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.


6.Закрепление

- Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение.

- Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? (Пишется мягкий знак)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

7. Самостоятельная работа

К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова)

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь


8. Итог урока - А теперь, заканчивая наш урок, подведем итог.

- Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроке. Оценивание.

9. Домашнее задание.

Стр. 130 знать правило, упр 690




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс